ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ СТРАН АТР - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ СТРАН АТР

Неустроева Т.И. 1, Романова И.М. 1, Носкова Е.В. 1
1Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок рыбы и морепродуктов АТР на данный момент является динамично развивающимся. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится около 70% мирового производства и потребления рыбы и морепродуктов. Изучение товарного предложения и спроса на данном товарном рынке является важным аспектом маркетинговых исследований как в целом в регионе, так и в ведущих странах региона.

Следует отметить, что из десяти ведущих стран по вылову морепродуктов пять находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первом месте по вылову рыбы и морепродуктов, как в мире, так и в регионе находится Китай (54,3 млн. т. в год), его доля в общемировом объеме вылова (по данным на 2011 г.) составляет 34,5%. Далее следует Индонезия (8,4 млн. т.), Вьетнам (5,3 млн. т.), США (5,5 млн.т.), Япония (4,3 млн. т.) и Россия (4,4 млн. т.). Относительно высокий темп роста объема вылова рыбы и морепродуктов наблюдается в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Вьетнаме, при сокращении вылова в Перу и Японии.

Одной из важных тенденций на данном рынке является сокращение доли промышленного рыболовства в мировом объеме вылова морепродуктов. Высокие темпы роста показывает развитие аквакультурного сектора – почти 4% в год. В 2011 году доля продукции аквакультуры в мировом объеме вылова составила более 40%.

Основными экспортерами рыбы и морепродуктов в регионе являются Китай (28,4%), Таиланд (14,5%), Россия (13,5%), США (8,3%), Вьетнам (7%) и Япония (4%). Следует отметить, что в основном рыба и морепродукты поступают на рынок в замороженном (64%) или консервированном (26%) виде. Это связано, в первую очередь, с большим географическим охватом рынка и небольшим сроком хранения морепродуктов в свежем виде.

Крупнейшим импортером рыбы и морепродуктов в АТР является Китай, его доля в региональном объеме импорта продукции составляет почти 30%. Далее следует Япония (16,3%), США (15,8%), Таиланд (10,5%), Южная Корея (почти 8%) и Россия (7,2%).

На основе статистических данных сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) был проведен анализ соотношения спроса и предложения на рынке рыбы и морепродуктов стран АТР (таблица 1). Предложение рассчитывали на основе объемов производства с учетом экспорта и импорта. А спрос – с учетом потребления на душу населения с пересчетом на общую численность населения, а также с учетом непищевого использования.

Таблица 1 – Показатели конъюнктуры рынка рыбы и морепродуктов стран АТР (2007 – 2011 гг.)

Показатель

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Китай

Предложение

46 497

48 452

50 490

52 933

55 499

Спрос

38 148

41 706

46 384

49 719

53 399

Отклонение спроса от предложения

-8 349

-6 746

-4 106

-3 214

-2 100

Индонезия

Предложение

5 641

5 978

6 245

7 109

8 033

Спрос

4 714

5 237

6 104

6 703

7 348

Отклонение спроса от предложения

-927

-741

-141

-406

-685

Вьетнам

Предложение

3 616

3 747

4 197

4 384

4 632

Спрос

2 295

2 522

3 514

4 384

5 463

Отклонение спроса от предложения

-1 321

-1 225

-683

0

831

США

Предложение

6 227

5 861

5 747

6 267

7 142

Спрос

8 018

8 143

7 660

7 767

7 859

Отклонение спроса от предложения

1 791

2 282

1 913

1 500

717

Япония

Предложение

7 249

7 224

6 727

7 024

6 571

Спрос

9 022

8 629

7 901

7 452

7 033

Отклонение спроса от предложения

1 773

1 405

1 174

428

462

Перу

Предложение

7 250

7 406

6 959

4 323

3 629

Спрос

8 140

7 431

6 501

5 845

5 280

Отклонение спроса от предложения

890

25

-458

1 522

1 651

Россия

Предложение

3 364

3 267

3 547

3 663

3 773

Спрос

2 827

3 166

3 663

4 013

4 397

Отклонение спроса от предложения

-537

-101

116

350

624

Филиппины

Предложение

3 245

3 312

3 432

3 487

3 700

Спрос

2 627

2 927

3 338

3 705

4 114

Отклонение спроса от предложения

-618

-385

-94

218

414

Таиланд

Предложение

3 443

3 610

2 991

2 810

2 604

Спрос

3 181

3 167

2 385

2 190

2 038

Отклонение спроса от предложения

-262

-443

-606

-620

-566

Южная Корея

Предложение

3 361

2 991

2 890

2 905

3 519

Спрос

3 079

3 436

3 036

3 119

3 245

Отклонение спроса от предложения

-282

445

146

214

-274

Канада

Предложение

956

903

962

899

896

Спрос

909

878

876

871

873

Отклонение спроса от предложения

-47

-25

-86

-28

-23

Новая Зеландия

Предложение

316

313

280

228

209

Спрос

209

212

198

195

192

Отклонение спроса от предложения

-107

-101

-82

-33

-17

Австралия

Предложение

479

484

467

505

523

Спрос

590

587

596

632

676

Отклонение спроса от предложения

111

103

129

127

153

Источник: Составлено автором на основе данных Сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)

Анализ показал, что в таких странах как Китай, Индонезия, Таиланд, Канада, Новая Зеландия сформировался рынок покупателя, который характеризуется превышением товарного предложения над покупательским спросом. Во Вьетнаме, США, России, Филиппинах и Австралии наоборот – спрос превышает предложение, следовательно, в этих странах сформировался рынок продавца.

Список литературы

  1. FAO yearbook: Fishery and Aquaculture Statistics. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.fao.org/docrep/015/ba0058t/ba0058t.pdf

  2. FAO Fisheries and Aquaculture Department . 2011. Global Aquaculture Production Statistics for the year 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: ftp://ftp.fao.org/FI/news/GlobalAquacultureProductionStatistics2011.pdf

  3. FAO: GlobalCaptureProductionStatistics2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: ftp://ftp.fao.org/FI/news/GlobalCaptureProductionStatistics2011.pdf

Просмотров работы: 1553