Рынок рыбы и морепродуктов АТР на данный момент является динамично развивающимся. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится около 70% мирового производства и потребления рыбы и морепродуктов. Изучение товарного предложения и спроса на данном товарном рынке является важным аспектом маркетинговых исследований как в целом в регионе, так и в ведущих странах региона.
Следует отметить, что из десяти ведущих стран по вылову морепродуктов пять находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первом месте по вылову рыбы и морепродуктов, как в мире, так и в регионе находится Китай (54,3 млн. т. в год), его доля в общемировом объеме вылова (по данным на 2011 г.) составляет 34,5%. Далее следует Индонезия (8,4 млн. т.), Вьетнам (5,3 млн. т.), США (5,5 млн.т.), Япония (4,3 млн. т.) и Россия (4,4 млн. т.). Относительно высокий темп роста объема вылова рыбы и морепродуктов наблюдается в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Вьетнаме, при сокращении вылова в Перу и Японии.
Одной из важных тенденций на данном рынке является сокращение доли промышленного рыболовства в мировом объеме вылова морепродуктов. Высокие темпы роста показывает развитие аквакультурного сектора – почти 4% в год. В 2011 году доля продукции аквакультуры в мировом объеме вылова составила более 40%.
Основными экспортерами рыбы и морепродуктов в регионе являются Китай (28,4%), Таиланд (14,5%), Россия (13,5%), США (8,3%), Вьетнам (7%) и Япония (4%). Следует отметить, что в основном рыба и морепродукты поступают на рынок в замороженном (64%) или консервированном (26%) виде. Это связано, в первую очередь, с большим географическим охватом рынка и небольшим сроком хранения морепродуктов в свежем виде.
Крупнейшим импортером рыбы и морепродуктов в АТР является Китай, его доля в региональном объеме импорта продукции составляет почти 30%. Далее следует Япония (16,3%), США (15,8%), Таиланд (10,5%), Южная Корея (почти 8%) и Россия (7,2%).
На основе статистических данных сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) был проведен анализ соотношения спроса и предложения на рынке рыбы и морепродуктов стран АТР (таблица 1). Предложение рассчитывали на основе объемов производства с учетом экспорта и импорта. А спрос – с учетом потребления на душу населения с пересчетом на общую численность населения, а также с учетом непищевого использования.
Таблица 1 – Показатели конъюнктуры рынка рыбы и морепродуктов стран АТР (2007 – 2011 гг.)
Показатель |
Год |
|||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||||||
Китай |
||||||||||
Предложение |
46 497 |
48 452 |
50 490 |
52 933 |
55 499 |
|||||
Спрос |
38 148 |
41 706 |
46 384 |
49 719 |
53 399 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-8 349 |
-6 746 |
-4 106 |
-3 214 |
-2 100 |
|||||
Индонезия |
||||||||||
Предложение |
5 641 |
5 978 |
6 245 |
7 109 |
8 033 |
|||||
Спрос |
4 714 |
5 237 |
6 104 |
6 703 |
7 348 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-927 |
-741 |
-141 |
-406 |
-685 |
|||||
Вьетнам |
||||||||||
Предложение |
3 616 |
3 747 |
4 197 |
4 384 |
4 632 |
|||||
Спрос |
2 295 |
2 522 |
3 514 |
4 384 |
5 463 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-1 321 |
-1 225 |
-683 |
0 |
831 |
|||||
США |
||||||||||
Предложение |
6 227 |
5 861 |
5 747 |
6 267 |
7 142 |
|||||
Спрос |
8 018 |
8 143 |
7 660 |
7 767 |
7 859 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
1 791 |
2 282 |
1 913 |
1 500 |
717 |
|||||
Япония |
||||||||||
Предложение |
7 249 |
7 224 |
6 727 |
7 024 |
6 571 |
|||||
Спрос |
9 022 |
8 629 |
7 901 |
7 452 |
7 033 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
1 773 |
1 405 |
1 174 |
428 |
462 |
|||||
Перу |
||||||||||
Предложение |
7 250 |
7 406 |
6 959 |
4 323 |
3 629 |
|||||
Спрос |
8 140 |
7 431 |
6 501 |
5 845 |
5 280 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
890 |
25 |
-458 |
1 522 |
1 651 |
|||||
Россия |
||||||||||
Предложение |
3 364 |
3 267 |
3 547 |
3 663 |
3 773 |
|||||
Спрос |
2 827 |
3 166 |
3 663 |
4 013 |
4 397 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-537 |
-101 |
116 |
350 |
624 |
|||||
Филиппины |
||||||||||
Предложение |
3 245 |
3 312 |
3 432 |
3 487 |
3 700 |
|||||
Спрос |
2 627 |
2 927 |
3 338 |
3 705 |
4 114 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-618 |
-385 |
-94 |
218 |
414 |
|||||
Таиланд |
||||||||||
Предложение |
3 443 |
3 610 |
2 991 |
2 810 |
2 604 |
|||||
Спрос |
3 181 |
3 167 |
2 385 |
2 190 |
2 038 |
|||||
Отклонение спроса от предложения |
-262 |
-443 |
-606 |
-620 |
-566 |
Южная Корея |
|||||
Предложение |
3 361 |
2 991 |
2 890 |
2 905 |
3 519 |
Спрос |
3 079 |
3 436 |
3 036 |
3 119 |
3 245 |
Отклонение спроса от предложения |
-282 |
445 |
146 |
214 |
-274 |
Канада |
|||||
Предложение |
956 |
903 |
962 |
899 |
896 |
Спрос |
909 |
878 |
876 |
871 |
873 |
Отклонение спроса от предложения |
-47 |
-25 |
-86 |
-28 |
-23 |
Новая Зеландия |
|||||
Предложение |
316 |
313 |
280 |
228 |
209 |
Спрос |
209 |
212 |
198 |
195 |
192 |
Отклонение спроса от предложения |
-107 |
-101 |
-82 |
-33 |
-17 |
Австралия |
|||||
Предложение |
479 |
484 |
467 |
505 |
523 |
Спрос |
590 |
587 |
596 |
632 |
676 |
Отклонение спроса от предложения |
111 |
103 |
129 |
127 |
153 |
Источник: Составлено автором на основе данных Сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)
Анализ показал, что в таких странах как Китай, Индонезия, Таиланд, Канада, Новая Зеландия сформировался рынок покупателя, который характеризуется превышением товарного предложения над покупательским спросом. Во Вьетнаме, США, России, Филиппинах и Австралии наоборот – спрос превышает предложение, следовательно, в этих странах сформировался рынок продавца.
Список литературы
FAO yearbook: Fishery and Aquaculture Statistics. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.fao.org/docrep/015/ba0058t/ba0058t.pdf
FAO Fisheries and Aquaculture Department . 2011. Global Aquaculture Production Statistics for the year 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: ftp://ftp.fao.org/FI/news/GlobalAquacultureProductionStatistics2011.pdf
FAO: GlobalCaptureProductionStatistics2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: ftp://ftp.fao.org/FI/news/GlobalCaptureProductionStatistics2011.pdf