Одной из основных и актуальных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности. Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким[2]. В этологии считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию [5].
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей [4].
Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению. Чаще всего она проявляется в следующих формах[1]:
- Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.
- Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде.
- Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.
Также выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния [2].
Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства. Говоря об эмоциональномкомпоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях - сила и уверенность. Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Левитов Н.Д. считает, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев - инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям.
Нами была разработана программа коррекции агрессивного поведения для учащихся 5 классов. Актуальность программы заключается в наличии и проявлении агрессивного поведения у учащихся средней школы. Этот факт подтверждают проведенные ранее социометрические исследования.
Цель программы – коррекция агрессивного поведения в классе.
Задачи:
Способствовать снижению уровня агрессии учащихся;
Формирование коллективной сплоченности;
Развитие адаптивного и конструктивного взаимодействия между учащимися.
Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю после уроков.
Количество детей в классе – 31 человек.
Место проведения – классная комната.
Перед началом реализации коррекционной программы нами были подготовлены следующие рабочие материалы:
Карта «Мое настроение», представляющая собой ватман формата А1 со списком класса и полями для заполнения. Карта размещается на классной доске на уровне роста детей. Дети в конце каждого занятия с помощью приклеивания меток отмечают на карте свое настроение: красное – хорошее, желтое – нейтральное, синее – плохое.
Карта «Подарок другу». В конце занятия каждый ребенок имеет возможность «подарить» воображаемый подарок своему другу, таким образом выразить свою симпатию. Принцип отметок такой же как и на карте «Мое настроение», но все отметки положительные и ставятся только одним цветом – фиолетовым штампом.
Карты размещаются на доске перед началом каждого занятия.
Занятие 1
Знакомство с классом
Цель – знакомство с классом, выявление детей с агрессивным поведением.
Приветствие (1 мин).
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я психолог вашей школы и сегодняшнего дня я и мои помощники-студенты будем проводить с вами дополнительные занятия. Но это будут не обычные уроки: мы будем с вами фантазировать, играть, рисовать, будем учиться понимать и уважать друг друга, быть вежливыми. Вы согласны?».
Дети: «Да!».
Вступительное слово на тему возникших в классе проблем (4 мин).
Психолог: «Ребята, я знаю, что в вашем классе произошли определенные проблемы, и я думаю, что ни я, ни вы не хотели бы чтобы подобные ситуации повторялось. Поэтому попрошу вас быть внимательными и слушать все то, что я говорю».
Определение правил на время проведения занятий (4 мин);
Психолог: «Для того, чтобы наши занятия были максимально успешными, давайте придумаем собственный свод правил. Ребята, сейчас по очереди каждый из вас может назвать свое правило, а мы все вместе обсудим его».
Дети придумывают и предлагают правила, идет коллективное обсуждение.
Знакомство с детьми: поочередно каждый ребенок встает, называет свое имя и свое главное положительное качество (6 мин);
Знакомство детей с примерами различных положительных качеств (3 мин). Материалы: магниты, ватман с названиями положительных качеств.
Психолог: «Ребята, подумайте и скажите мне, какие положительные качества вы знаете?». Дети поднимают руки, отвечают.
Психолог: «Верно, ребята. А теперь посмотрите: какие еще существуют положительные качества» (указывает на доску).
Положительные качества человека: активность, вежливость, внимательность, честность, дисциплинированность, жизнерадостность, целеустремленность, аккуратность, доброта, общительность, организованность, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, справедливость, уверенность.
Проведение упражнения «Ладошка» (10 мин).
Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. На месте большого пальца пишет свое имя. Затем лист передается соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь класс. По окончании упражнения бланки собираются.
Материалы: бланк с изображением ладошки.
Домашнее задание для детей – придумать собственную визитку (2 мин). Материалы: бланки для визиток.
Раздача анкет для родителей о ранжировании качеств ребенка (2 мин).
Ритуала прощания (1 мин).
Психолог: «До свидания, ребята!»;
Дети: «До свидания!».
Cписок литературы:
Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2011.-116 с.
Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2012.- 333 с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2003. – 192 с.
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2010.-666 с.
Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2009. - 639 с.