РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Антонова С.В. 1
1Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Уфимский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных и актуальных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности. Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким[2]. В этологии считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию [5].

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей [4].

Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению. Чаще всего она проявляется в следующих формах[1]:

- Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.

- Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде.

- Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.

Также выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния [2].

Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства. Говоря об эмоциональномкомпоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях - сила и уверенность. Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Левитов Н.Д. считает, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев - инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям.

Нами была разработана программа коррекции агрессивного поведения для учащихся 5 классов. Актуальность программы заключается в наличии и проявлении агрессивного поведения у учащихся средней школы. Этот факт подтверждают проведенные ранее социометрические исследования.

Цель программы – коррекция агрессивного поведения в классе.

Задачи:

  1. Способствовать снижению уровня агрессии учащихся;

  2. Формирование коллективной сплоченности;

  3. Развитие адаптивного и конструктивного взаимодействия между учащимися.

Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю после уроков.

Количество детей в классе – 31 человек.

Место проведения – классная комната.

Перед началом реализации коррекционной программы нами были подготовлены следующие рабочие материалы:

  1. Карта «Мое настроение», представляющая собой ватман формата А1 со списком класса и полями для заполнения. Карта размещается на классной доске на уровне роста детей. Дети в конце каждого занятия с помощью приклеивания меток отмечают на карте свое настроение: красное – хорошее, желтое – нейтральное, синее – плохое.

  2. Карта «Подарок другу». В конце занятия каждый ребенок имеет возможность «подарить» воображаемый подарок своему другу, таким образом выразить свою симпатию. Принцип отметок такой же как и на карте «Мое настроение», но все отметки положительные и ставятся только одним цветом – фиолетовым штампом.

Карты размещаются на доске перед началом каждого занятия.

Занятие 1

Знакомство с классом

Цель – знакомство с классом, выявление детей с агрессивным поведением.

  1. Приветствие (1 мин).

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я психолог вашей школы и сегодняшнего дня я и мои помощники-студенты будем проводить с вами дополнительные занятия. Но это будут не обычные уроки: мы будем с вами фантазировать, играть, рисовать, будем учиться понимать и уважать друг друга, быть вежливыми. Вы согласны?».

Дети: «Да!».

  1. Вступительное слово на тему возникших в классе проблем (4 мин).

Психолог: «Ребята, я знаю, что в вашем классе произошли определенные проблемы, и я думаю, что ни я, ни вы не хотели бы чтобы подобные ситуации повторялось. Поэтому попрошу вас быть внимательными и слушать все то, что я говорю».

  1. Определение правил на время проведения занятий (4 мин);

Психолог: «Для того, чтобы наши занятия были максимально успешными, давайте придумаем собственный свод правил. Ребята, сейчас по очереди каждый из вас может назвать свое правило, а мы все вместе обсудим его».

Дети придумывают и предлагают правила, идет коллективное обсуждение.

  1. Знакомство с детьми: поочередно каждый ребенок встает, называет свое имя и свое главное положительное качество (6 мин);

  2. Знакомство детей с примерами различных положительных качеств (3 мин). Материалы: магниты, ватман с названиями положительных качеств.

Психолог: «Ребята, подумайте и скажите мне, какие положительные качества вы знаете?». Дети поднимают руки, отвечают.

Психолог: «Верно, ребята. А теперь посмотрите: какие еще существуют положительные качества» (указывает на доску).

Положительные качества человека: активность, вежливость, внимательность, честность, дисциплинированность, жизнерадостность, целеустремленность, аккуратность, доброта, общительность, организованность, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, справедливость, уверенность.

  1. Проведение упражнения «Ладошка» (10 мин).

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. На месте большого пальца пишет свое имя. Затем лист передается соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь класс. По окончании упражнения бланки собираются.

Материалы: бланк с изображением ладошки.

  1. Домашнее задание для детей – придумать собственную визитку (2 мин). Материалы: бланки для визиток.

  2. Раздача анкет для родителей о ранжировании качеств ребенка (2 мин).

  3. Ритуала прощания (1 мин).

Психолог: «До свидания, ребята!»;

Дети: «До свидания!».

Cписок литературы:

  1. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2011.-116 с.

  2. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2012.- 333 с.

  3. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2003. – 192 с.

  4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2010.-666 с.

  5. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2009. - 639 с.

Просмотров работы: 1938