Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Недвижимость» - было основано в 2009 г. в г. Владивостоке с целью осуществления риэлтерской деятельности: посредничества при заключении сделок купли-продажи, аренды коммерческой и жилой недвижимости.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании ООО «Бизнес Недвижимость» показал её нестабильность и неэффективность использования ресурсов, которые могут быть направлены на развитие организации в дальнейшем. В связи с чем, для выявления причин сложившейся нестабильной ситуации в компании, был проведен SWOT – анализ, который позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы.
Анализ внутренней среды ООО «Бизнес Недвижимость» представляет собой управленческое обследование таких функциональных зон, как (таблица 1):
маркетинг;
производство;
финансы;
организация и кадры.
Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Составляющие внутренней среды |
Эффективность составляющих внутренней среды |
Важность (вес) |
||||||
Очень сильная |
Сильная |
Нейтральная |
Слабая |
Очень слабая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
МАРКЕТИНГ: |
||||||||
Достоверные маркетинговые исследования рынка |
+ |
+ |
||||||
Отлаженная сбытовая сеть |
+ |
+ |
||||||
Недостатки в рекламной политике |
+ |
+ |
||||||
Высокий уровень цен |
+ |
+ |
||||||
ФИНАНСЫ: |
||||||||
Финансовая устойчивость предприятия |
+ |
+ |
||||||
Прибыльность бизнеса |
+ |
+ |
||||||
ПРОИЗВОДСТВО: |
||||||||
Диапазон предоставляемых услуг |
+ |
+ |
||||||
Состояние основных фондов |
+ |
+ |
||||||
Использование современных технологий |
+ |
+ |
||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ И КАДРЫ: |
||||||||
Высокий контроль качества |
+ |
+ |
||||||
Высокая квалификация персонала |
+ |
+ |
||||||
Внимательное отношение к клиентам |
+ |
+ |
||||||
Молодой, перспективный персонал |
+ |
+ |
||||||
Отсутствие единой структурированной информации |
+ |
+ |
||||||
Эффективная система мотивации персонала |
+ |
+ |
||||||
Отсутствие четкого разделения полномочий и функций |
+ |
+ |
Рассмотрев данные таблицы 1, можно выявить наиболее значимые сильные и слабые стороны ООО «Бизнес Недвижимость» (таблица 2).
Анализ внешней среды организации агентства недвижимости, позволяет сформировать список возможностей:
изменение рекламных технологий в стране;
возможность развития новых сегментов услуг в регионе;
развитие рынка ипотечного кредитования;
рост рынка жилой и коммерческой недвижимости;
появление новых инвесторов;
рост доходов у населения;
рост численности населения;
расширение диапазона услуг для удовлетворения запросов потребителей;
снижение налогооблагаемой базы;
развитие рынка трудовых ресурсов.
Таблица 2 - Сильные и слабые стороны предприятия
№ п/п |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
Достоверные маркетинговые исследования рынка |
Недостатки в рекламной политике |
2 |
Отлаженная сбытовая сеть |
Высокий уровень цен |
3 |
Диапазон предоставляемых услуг |
Отсутствие единой структурированной информации |
4 |
Высокий контроль качества |
Отсутствие четкого разделения полномочий и функций |
5 |
Использование современных технологий |
Финансовая устойчивость предприятия |
6 |
Эффективная система мотивации персонала |
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 3).
Таблица 3 - Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования возможностей внешней среды.
Влияние Вероятность |
Сильное |
Умеренное |
Малое |
Высокая |
Изменение рекламных технологий в стране |
- возможность развития новых сегментов услуг в регионе - рост доходов у населения |
Расширение диапазона услуг для удовлетворения запросов потребителей |
Средняя |
Рост рынка жилой и коммерческой недвижимости |
Появление новых инвесторов |
Рост численности населения |
Низкая |
Развитие рынка ипотечного кредитования |
Снижение налогооблагаемой базы |
Развитие рынка трудовых ресурсов |
Аналогично сформируем список негативных факторов внешней среды, оказывающих воздействие на агентство недвижимости:
нестабильная экономическая ситуация в стране;
изменение законодательства;
рост продаж от застройщиков (частичный или полный отказ от услуг агентства;
повышение требований клиентов к оказываемым услугам;
падение спроса на аренду, продажу, покупку недвижимости;
увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;
неблагоприятное изменение курса доллара по отношению к рублю;
сезонные колебания на услуги;
сокращение поставщиков (сокращение количества физических и юридических лиц, предоставляющих недвижимость в аренду/продажу).
Позиционируя каждую из угроз по степени ее влияния и вероятности наступления, построим матрицу угроз (таблица 4).
Таблица 4 - Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования угроз внешней среды
Влияние Вероятность |
Разрушение |
Тяжелое |
«Легкие ушибы» |
Высокая |
Повышение требований клиентов к оказываемым услугам |
Рост продаж от застройщиков (частичный или полный отказ от услуг агентства) |
Неблагоприятное изменение курса иностранной валюты |
Средняя |
Падение спроса на аренду, продажу, покупку недвижимости |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
Нестабильная экономическая ситуация в стране |
Низкая |
Сокращение поставщиков |
Сезонные колебания на услуги |
Изменение законодательства |
Матрицы, приведенные в виде таблиц 3 и 4, позволяют выявить только те возможности, которые имеют большое значение для предприятия, и их надо обязательно использовать и те угрозы, которые представляют очень большую опасность для организации. Полученные внутри матрицы возможностей (таблица 2.8) девять полей имеют разное значение для организации. Выделим только те, которые попали на поля «ВС», «ВУ», «СС» и «СУ», и будем их обязательно использовать. Те угрозы (таблица 4), которые попадают на поля «ВР», «ВТ», «СР» и «СТ», представляют очень большую опасность для организации и требуют повышенного внимания.
По итогам таблиц 3 и 4 составим список наиболее существенных возможностей и угроз со стороны внешней среды для агентства недвижимости (таблица 5).
Таблица 5 - Внешние возможности и угрозы
№ п/п |
Возможности |
Угрозы |
1 |
Изменение рекламных технологий в стране |
Повышение требований клиентов к оказываемым услугам |
2 |
Рост рынка жилой и коммерческой недвижимости |
Падение спроса на аренду, продажу, покупку недвижимости |
3 |
Возможность развития новых сегментов услуг в регионе |
Рост продаж от застройщиков (частичный или полный отказ от услуг агентства) |
4 |
Рост доходов у населения |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
5 |
Появление новых инвесторов |
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили список возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон, представленных в таблице 6.
Таблица 6 - Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
1. Сильные стороны |
2. Слабые стороны |
1.1. Достоверные маркетинговые исследования рынка. 1.2. Отлаженная сбытовая сеть 1.3. Диапазон предоставляемых услуг 1.4. Высокий контроль качества 1.5. Использование современных технологий 1.6. Эффективная система мотивации персонала |
2.1. Недостатки в рекламной политике 2.2. Высокий уровень цен 2.3. Отсутствие единой структурированной информации 2.4. Отсутствие четкого разделения полномочий и функций 2.5. Финансовая устойчивость предприятия |
Окончание таблицы 6
3. Возможности |
4. Угрозы |
3.1. Изменение рекламных технологий в стране 3.2. Рост рынка жилой и коммерческой недвижимости 3.3. Возможность развития новых сегментов услуг в регионе 3.4. Рост доходов у населения 3.5. Появление новых инвесторов |
4.1. Повышение требований клиентов к оказываемым услугам 4.2. Падение спроса на аренду, продажу, покупку недвижимости 4.3. Рост продаж от застройщиков (частичный или полный отказ от услуг агентства) 4.4. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
По результатам оценки составляется обобщенная матрица SWOT-анализа, где по горизонтальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по вертикальной — возможности и угрозы внешней среды (таблица 7).
По пятибалльной системе определяются оценки парных сочетаний «сильная сторона – возможность», «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – возможность», «слабая сторона – угроза»:
очень сильная связь - 5 баллов;
сильная связь - 4 балла;
умеренная связь - 3 балла;
слабая связь - 2 балла;
нейтральная - 1 балл.
Таблица 7 - Обобщенная матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
ИТОГО |
РАНГ |
|||||||||
3.1. |
3.2. |
3.3. |
3.4. |
3.5 |
4.1. |
4.2. |
4.3. |
4.4. |
||||
Сильные стороны |
1.1. |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
39 |
1 |
1.2. |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
34 |
3 |
|
1.3. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
34 |
3 |
|
1.4. |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
31 |
4 |
|
1.5. |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
35 |
2 |
|
1.6. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
25 |
5 |
|
Слабые стороны |
2.1. |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
41 |
2 |
2.2. |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
36 |
4 |
|
2.3. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
45 |
1 |
|
2.4. |
2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
37 |
3 |
|
2.5. |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
36 |
4 |
|
ИТОГО |
43 |
42 |
46 |
45 |
43 |
47 |
40 |
44 |
43 |
|||
РАНГ |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
Анализ таблицы 7 позволяет сделать следующие выводы:
основные сильные стороны – достоверные маркетинговые исследования рынка, использование современных технологий, отлаженная сбытовая сеть и широкий диапазон предоставляемых услуг.
основные слабые стороны - недостатки в рекламной политике, отсутствие единой информационной структуры и четкого разделения полномочий и функций.
основные возможности - изменение рекламных технологий в стране, возможность развития новых сегментов услуг в регионе и рост доходов у населения; появление новых инвесторов.
главные угрозы для компании – повышение требований клиентов к оказываемым услугам, рост продаж от застройщиков (частичный или полный отказ от услуг агентства) и увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов.
Затем, для определения основных направлений развития компании, построим проблемное поле, т.е. матрицу аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа, но на пересечении строк и столбцов которой будут располагаться различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями (таблица 8).
Таблица 8 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы
Возможности |
Угрозы |
|||||||||
3.1. |
3.2. |
3.3. |
3.4. |
3.5 |
4.1. |
4.2. |
4.3. |
4.4. |
||
Сильные стороны |
1.1. |
Дальнейшее расширение диапазона предоставляемых услуг |
||||||||
1.2. |
Взаимовыгодное сотрудничество с фирмами в сфере недвижимости |
Выход на новые рынки |
||||||||
1.3. |
Повышение качества услуг, исходя из требований потребителей |
Привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты); |
||||||||
1.4. |
||||||||||
1.5. |
Привлечение специалистов по рекламе |
|||||||||
1.6. |
Окончание таблицы 8
Слабые стороны |
2.1. |
Активизация рекламной деятельности |
|
2.2. |
Разработка гибких скидок и акций для клиентов |
Повышение квалификации персонала в области маркетинга |
|
2.3. |
Разработка единой информационной структуры |
||
2.4. |
Повышение уровня специализации сотрудников |
||
2.5. |
Оценка одного направления развития равна сумме экспертных оценок ячеек (из таблицы 2.12), перекрываемых рассматриваемой проблемой. Ранжирование проблем проводится по убыванию оценок (таблица 2.14).
Таблица 2.14 - Количественная оценка направлений развития предприятия
Проблема |
Оценка |
Ранг |
Расширение диапазона предоставляемых услуг (5+5+4+4+4+5+3+4+5) |
40 |
4 |
Выход на новые рынки (3+5+4+3+2+5+4) |
26 |
7 |
Повышение качества услуг, исходя из требований потребителей (3+3+4+4+4+3) |
21 |
9 |
Привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты) (5+5+3+2+3+4+4+3) |
29 |
7 |
Привлечение специалистов по рекламе (5+3+4+2+4+2+4+5+4+4+3+3+3+2) |
48 |
1 |
Активизация рекламной деятельности (5+3+5+5+5+5+5+4+4) |
41 |
3 |
Разработка гибкой политики ценообразования (3+4+5+5+4+4) |
25 |
8 |
Разработка единой информационной структуры (5+5+5+5+5+5) |
30 |
6 |
Повышение квалификации персонала в области маркетинга (3+4+4+5+5+5+5+5+4+4+4+5) |
53 |
1 |
Повышение уровня специализации сотрудников (2+5+5+5+3+3+4+4+5+2+5+3) |
46 |
2 |
Взаимовыгодное сотрудничество с фирмами в сфере недвижимости (4+4+4+4+5+2+4+4+2+2) |
35 |
5 |
Таким образом, с помощью SWOT – анализа было определено, что анализируемое предприятие обладает большим количеством серьезных проблем и имеет ряд угроз со стороны внешней среды, устранение которых позволит ему укрепить свои конкурентные позиции на рынке. С этой целью предприятию, в первую очередь, необходимо осуществить следующие мероприятия: повысить квалификацию персонала в области маркетинга; привлечь дополнительных специалистов по рекламе и активизировать рекламную деятельность.
9