КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «Я И ТЫ – ЭТО МЫ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «Я И ТЫ – ЭТО МЫ»

Рябова Д.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем в познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста является нарушение развития речи в данном возрасте. Все больше и больше детей испытывают определенные трудности в речевом развитии, имеют небольшой словарный запас для их возраста, что затрудняет общение ребенка со своими ровесниками и взрослыми.

Данная программа направлена на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель данной программы – повысить уровень развития диалогической речи у младших дошкольников, увеличить словарный запас.

Задачи:

1. Развитие связной, диалогической речи – необходимо развивать у детей умение строить диалог.

2. Улучшение качества речи с использованием специальных упражнений.

3. Обогащение словарного запаса ребенка.

Принципы организации работы:

1. Систематичности и последовательности (систематично и последовательно работать с младшими дошкольниками с целью улучшения уровня развития их речи)

2. Доступности (в работе с детьми использовать доступные для их возраста игровые упражнения и методики)

3. Индивидуального подхода (в коррекционной работе найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей)

4. Игровой подачи материала (ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, поэтому с целью повышения эффективности данной программы используются игровые моменты)

5. Развивающего обучения (программа направлена на развитие каждого ребенка).

Условия:

- создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях, расположение ребенка к себе;

- разнообразие приемов и методов организации коррекционно-развивающей работы;

- подбор посильных заданий для детей с низким уровнем развития речи;

- построение диалога с ребенком с использованием различных языковых средств;

- отсутствие негативных оценок со стороны педагога, бережное отношение к результату деятельности ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы:

- обучение ребенка, улучшение качества речи ребенка;

- общее интеллектуальное развитие.

Методы: наглядные (наблюдение, рассматривание), словесные (беседы, направленные на построение диалога между педагогом и ребенком/детьми с использованием языковых средств), практические (проигрывание проблемных моментов в обучении, рисование с называнием всех объектов, используемых в рисунке – «чем ты рисуешь? Какой это цвет? А что ты нарисовал?»).

Приемы: беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание.

Формы: регламентированная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 20-25 минут в первой половине дня. Количество человек в группе от двух до четырех. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 3 недели и состоит из 3-х блоков (табл.1):

I блок – создание благоприятной, дружелюбной атмосферы для детей.

В структуру каждого занятия входят ритуалы «Приветствия» и «Прощания».

Варианты «Приветствия»:

- «солнышко» - каждый ребенок передает другом игрушку в виде солнышка, в конце игрушка возвращается к педагогу;

-«комплимент» - каждый ребенок должен назвать другого каким-нибудь хорошим словом;

-«Клубочек» - дети из рук в руки передают друг другу клубочек;

-«приветствие» - дети приветствуют друг друга и педагога (Здравствуй, Саша и т.д.)

Прощание:

В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху.

  1. II блок состоит из игровых упражнений, направленных на различение звуков, звукоподражание и упражнений, направленных на формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия; умение выделять и называть признаки предмета; выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; называть разнообразные признаки, свойства предмета или игрушки.

III блок программы состоит из разработанного нами диагностического комплекса, направленного на выявления уровня эффективности нашей коррекционно-развивающей программы.

Таблица 1

Содержание коррекционно-развивающей программы «Я и ТЫ – это МЫ»

Темы занятий

цель

Структура занятия

источник

I блок

«Давай поиграем»

Создание дружелюбной атмосферы, настрой ребенка на игру и на занятия

  1. Приветствие «Солнышко»

  2. «Чей это голос?»

  3. «Угадай игрушку»

  4. «Про кого я говорю?»

  5. Ритуал прощания

http://dob.1september.ru/

социальная сеть работников образования

II блок

«Знакомимся с окружающим миром»

Знакомство с новыми предметами, их свойствами и признаками

  1. Приветствие «Комплимент»

  2. «Звукоподражание»

  3. «Скажи какой»

  4. «Какая кукла»

  5. Ритуал прощания

1. http://lebds3.org.ru/metodicheskaya-kopilka/ - сайт детского сада №3 «Тополек»

2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие

«Игрушки»

Определить признаки предмета/игрушки, назвать их и запомнить

  1. Приветствие «Клубочек»

  2. «Чей это голос?»

  3. «Назови одним словом»

  4. «Исправь ошибку»

  5. Ритуал прощания

«Настроение»

Определить настроение у игрушек и кукол, назвать их и запомнить

  1. Приветствие

  2. «Какая кукла»

  3. «Кукла: веселая или грустная?»

  4. «Сравни кукол

  5. Ритуал прощания

«Заключение»

Заключительное занятие, направленное на закрепление достигнутых результатов

  1. Приветствие «Солнышко»

  2. «Сравни медвежат»

  3. «Кто лучше похвалит»

  4. «Кто больше увидит и назовет»

  5. Ритуал прощания

III блок. Для выявления уровня эффективности коррекционно-развивающей программы мы подобрали наиболее валидные методики, учитывающие возрастные особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Методики вошли в диагностический комплекс (табл.2), который может быть использован как при констатирующем этапе (перед проведением коррекционно-развивающей работы), так и на контрольном этапе. Важным моментом при этом является оповещение родителей о результатах диагностики.

Таблица 2

Диагностический комплекс для выявления уровня эффективности коррекционно-развивающей программы «Я и ТЫ – это МЫ»

Название методики

Цель

Источник

1

«Назови слова»

Определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Психология. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика

(методы психодиагностики детей дошкольного возраста, с.116)

2

«Расскажи по картинке»

Определить активный словарный запас ребенка.

Психология. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика

(методы психодиагностики детей дошкольного возраста, с.117)

3

«Словарная мобильность»

Определить уровень развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способность к использованию в своей речи усвоенной лексики.

adalin.mospsy.ru

Дошкольник. Психологические тесты для детей

4

субтест из методики Эббингауза

Выявить уровень словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

www.psylist.net

психологические тесты и методики

5

Диагностика развития речи

Выявить уровень развития речи

www.psylist.net

психологические тесты и методики

6

Методика выявления особенностей развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Выявить уровень развития связной речи младших дошкольников

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста :учебное пособие [Градусова Л. В., Левшина Н. И., Дементьева И. С.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". – 2010. – 95с.

2. Фантазируй, отгадывай, придумывай : учебно-методическое пособиеН. И. Левшина, А. Р. Сапаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. ун-т", Каф. дошк. педагогики и психологии. – 2009. – 38с.

Просмотров работы: 4610