Одной из актуальных проблем в познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста является нарушение развития речи в данном возрасте. Все больше и больше детей испытывают определенные трудности в речевом развитии, имеют небольшой словарный запас для их возраста, что затрудняет общение ребенка со своими ровесниками и взрослыми.
Данная программа направлена на развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель данной программы – повысить уровень развития диалогической речи у младших дошкольников, увеличить словарный запас.
Задачи:
1. Развитие связной, диалогической речи – необходимо развивать у детей умение строить диалог.
2. Улучшение качества речи с использованием специальных упражнений.
3. Обогащение словарного запаса ребенка.
Принципы организации работы:
1. Систематичности и последовательности (систематично и последовательно работать с младшими дошкольниками с целью улучшения уровня развития их речи)
2. Доступности (в работе с детьми использовать доступные для их возраста игровые упражнения и методики)
3. Индивидуального подхода (в коррекционной работе найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей)
4. Игровой подачи материала (ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, поэтому с целью повышения эффективности данной программы используются игровые моменты)
5. Развивающего обучения (программа направлена на развитие каждого ребенка).
Условия:
- создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях, расположение ребенка к себе;
- разнообразие приемов и методов организации коррекционно-развивающей работы;
- подбор посильных заданий для детей с низким уровнем развития речи;
- построение диалога с ребенком с использованием различных языковых средств;
- отсутствие негативных оценок со стороны педагога, бережное отношение к результату деятельности ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- обучение ребенка, улучшение качества речи ребенка;
- общее интеллектуальное развитие.
Методы: наглядные (наблюдение, рассматривание), словесные (беседы, направленные на построение диалога между педагогом и ребенком/детьми с использованием языковых средств), практические (проигрывание проблемных моментов в обучении, рисование с называнием всех объектов, используемых в рисунке – «чем ты рисуешь? Какой это цвет? А что ты нарисовал?»).
Приемы: беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание.
Формы: регламентированная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 20-25 минут в первой половине дня. Количество человек в группе от двух до четырех. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 3 недели и состоит из 3-х блоков (табл.1):
I блок – создание благоприятной, дружелюбной атмосферы для детей.
В структуру каждого занятия входят ритуалы «Приветствия» и «Прощания».
Варианты «Приветствия»:
- «солнышко» - каждый ребенок передает другом игрушку в виде солнышка, в конце игрушка возвращается к педагогу;
-«комплимент» - каждый ребенок должен назвать другого каким-нибудь хорошим словом;
-«Клубочек» - дети из рук в руки передают друг другу клубочек;
-«приветствие» - дети приветствуют друг друга и педагога (Здравствуй, Саша и т.д.)
Прощание:
В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху.
II блок состоит из игровых упражнений, направленных на различение звуков, звукоподражание и упражнений, направленных на формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия; умение выделять и называть признаки предмета; выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; называть разнообразные признаки, свойства предмета или игрушки.
III блок программы состоит из разработанного нами диагностического комплекса, направленного на выявления уровня эффективности нашей коррекционно-развивающей программы.
Таблица 1
Содержание коррекционно-развивающей программы «Я и ТЫ – это МЫ»
№ |
Темы занятий |
цель |
Структура занятия |
источник |
I блок |
«Давай поиграем» |
Создание дружелюбной атмосферы, настрой ребенка на игру и на занятия |
|
http://dob.1september.ru/ социальная сеть работников образования |
II блок |
«Знакомимся с окружающим миром» |
Знакомство с новыми предметами, их свойствами и признаками |
|
1. http://lebds3.org.ru/metodicheskaya-kopilka/ - сайт детского сада №3 «Тополек» 2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие |
«Игрушки» |
Определить признаки предмета/игрушки, назвать их и запомнить |
|
||
«Настроение» |
Определить настроение у игрушек и кукол, назвать их и запомнить |
|
||
«Заключение» |
Заключительное занятие, направленное на закрепление достигнутых результатов |
|
III блок. Для выявления уровня эффективности коррекционно-развивающей программы мы подобрали наиболее валидные методики, учитывающие возрастные особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Методики вошли в диагностический комплекс (табл.2), который может быть использован как при констатирующем этапе (перед проведением коррекционно-развивающей работы), так и на контрольном этапе. Важным моментом при этом является оповещение родителей о результатах диагностики.
Таблица 2
Диагностический комплекс для выявления уровня эффективности коррекционно-развивающей программы «Я и ТЫ – это МЫ»
№ |
Название методики |
Цель |
Источник |
1 |
«Назови слова» |
Определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. |
Психология. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика (методы психодиагностики детей дошкольного возраста, с.116) |
2 |
«Расскажи по картинке» |
Определить активный словарный запас ребенка. |
Психология. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика (методы психодиагностики детей дошкольного возраста, с.117) |
3 |
«Словарная мобильность» |
Определить уровень развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способность к использованию в своей речи усвоенной лексики. |
adalin.mospsy.ru Дошкольник. Психологические тесты для детей |
4 |
субтест из методики Эббингауза |
Выявить уровень словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций. |
www.psylist.net психологические тесты и методики |
5 |
Диагностика развития речи |
Выявить уровень развития речи |
www.psylist.net психологические тесты и методики |
6 |
Методика выявления особенностей развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста |
Выявить уровень развития связной речи младших дошкольников |
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие |
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста :учебное пособие [Градусова Л. В., Левшина Н. И., Дементьева И. С.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". – 2010. – 95с.
2. Фантазируй, отгадывай, придумывай : учебно-методическое пособиеН. И. Левшина, А. Р. Сапаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. ун-т", Каф. дошк. педагогики и психологии. – 2009. – 38с.