НЕДЕНЕЖНЫЕ ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕДЕНЕЖНЫЕ ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Кожухова А.И. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мотивация персонала играет большую роль в организации деятельности предприятия. Она подталкивает работника к эффективному и более качественному труду.

Мотивация – это готовность человека выполнять какую-либо определенную работу, которая удовлетворяет ту или иную его потребность.

В современной экономике мотивация работников не ограничивается только мерами материального вознаграждения, она также направлена на формирование в работнике заинтересованности в успехе организации и совершенствовании его личности. [1]

На сегодняшний день, экономика России характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке возрастающих общественных групп. Именно поэтому особую актуальность приобретает создание эффективной системы мотивации персонала.

В статье будут рассмотрены неденежные формы поощрения работников, так как за выдающиеся результаты в труде также приятно было бы получить, к примеру, какое-либо путешествие или ценный подарок, нежели деньги.

Неденежные формы поощрения достаточно уникальны, так как выполняют двойную задачу: с одной стороны они обладают ценностью и обеспечивают привлекательность к стимулированию работников повысить эффективность их труда, а с другой стороны гарантируют признание, что для современных работников очень важно. [2]

Для начала необходимо определить основание для использования неденежных форм поощрения.

Во-первых, необходимо усовершенствовать справедливую систему вознаграждения труда. Таким образом, если работники считаю, что их труд оценивается несправедливо, необходимо исправить базовую систему вознаграждения, и затем только ставить новые задачи, которые будут стимулировать их решения надежными формами поощрения.

Во-вторых, необходимо общественное признание значительных результатов. То есть неденежные формы поощрения должны быть признаны обществом. Так как они несут материальный характер, и любой из работников сможет показывать свое поощрение с радостью и гордостью своим близким. В то время как он вряд ли будет обсуждать размер полученной им премии.

Следует рассмотреть следующие формы неденежного поощрения.

1. Социальное одобрение. Оно подразумевает под собой проявление знаков уважения, профессиональное обучение, привлечение к выработке решений, учет мнений и другие различные мероприятия (пикники). Большинство из перечисленных видов поощрения полностью зависит от стиля руководства и может использоваться в качестве демонстрации того, насколько организация ценит своих работников.

2. Путешествия. Сюда входят туристические поездки, которые организация выделяет либо одному работнику и его семье, либо же группе работников. Также возможно предусмотреть сертификаты, которые будут выдаваться непосредственно на туристические поездки.

3. Профессиональное обучение. Так как все больше сотрудников стали испытывать потребность или желание в повышении квалификации в связи с меняющимися запросами рынка труда, это можно считать очень важным стимулирующим фактором. Данная форма поощрения считается достаточно эффективной в области высоких технологий, так как там люди желают всегда оставаться на уровне или находиться в первых рядах.

4. Символические награды. Они подразумевают под собой подарки, которые носят большой смысл, так называемые подарки в знак признания заслуг. Такими подарками могут служить значки, кольца, таблички с наименованием организации, куртки и кепки с логотипом организации и так далее.

5. Ценные подарки. Они представляют заранее выбранные предметы, которые предоставляют определенную ценность. Работник сможет выбрать какой-либо подарок в зависимости от того, сколько он заработает баллов, то есть эти предметы имеют денежную стоимость в размере более 2% от годового оклада. Эти поощрения будут выдаваться в качестве наград за повышение эффективности труда. Также возможно предусмотреть сертификаты на определенную сумму, которые затем можно будет отоварить.

Для того, чтобы ввести неденежную форму поощрения, необходимо тщательно разработать систему, изучить стратегические цели организации, а также необходимо выявить цели разработки и создания данной формы, которые будут стимулировать работника достичь эти цели.

Можно выделить несколько причин эффективности неденежной формы.

1. Восприятие награды как приза. Ведь каждый раз, когда человек будет вспоминать свою туристическую поездку, или же смотреть на предмет, который он получил в качестве поощрения, став одним из лучших сотрудников или добившись повышения эффективности труда, работник будет получать стимул для дальнейшего роста.

2. Большая гибкость по сравнению с деньгами. Неденежное поощрение дает организации возможность обоснованного изменения критериев работы и задач, и не бояться возмущения сотрудников, которые будут считать, что их денежный доход и уровень жизни может из-за этого снизиться.

3. Неденежное поощрение проще продвигать по сравнению с деньгами, так как неденежное поощрение имеет свойство общественного признания и радости, чего лишены деньги.

4. Неденежное поощрение менее дорогостояще, чем денежные выплаты. Эффективность труда возрастает на одну и ту же величину, как при использовании денежной формы стимулирования, так и при неденежном поощрении, если награда соответствует необходимому уровню повышения эффективности труда.

Таким образом, можно сказать, что существует большое количество форм поощрения труда, которые не хуже денег способствуют повышению эффективности работы. Необходимо использовать различные формы неденежного поощрения работника в различных сферах организации. В любом случае неденежное поощрение более пригодно по сравнению с денежным и может обеспечить организации большую прибыль на единицу.

Литература:

1. Гага В.А. Экономика и социология труда: /Экономический портал//www.institutiones.com/general/

2. Д. МакАдамс. Неденежные формы поощрения/ВЕСТНИК.-2010.- №1(30).

Просмотров работы: 5276