РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ СЫРЬЕВЫХ ЭКОНОМИК НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ СЫРЬЕВЫХ ЭКОНОМИК НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ

Кошкина Н.Р. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исполнение государственного бюджета страны с открытой экономикой, экспортирующей преимущественно сырье, в большей степени зависит от уровня цен на него на мировом рынке. Это означает, что значительные колебания цены делают неэффективным процесс бюджетного планирования и экономику в целом. В настоящее время для предотвращения негативных явлений, связанных с изменением ценовой конъюнктуры, широко используется опыт создания стабилизационных фондов. Однако, наибольший интерес представляет норвежская модель управления и распределения нефтегазовых доходов.

Норвегия является одним из крупнейших независимых экспортеров нефти и газа на мировом рынке, а также лидирующий поставщик сырья на европейский рынок. Общие макроэкономические показатели страны можно проиллюстрировать при помощи следующей таблицы.

Таблица 1. Основные макроэкономические

показатели Норвегии за 2008-2012 годы.

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП по ППС, млрд.долл. США

252,9

251,2

255,0

264,5

278,1

ВВП на душу населения, долл. США/на душу

59500

54500

54200

54300

55300

Экспорт, млрд.долл. США

168,8

122,0

132,7

159,8

162,7

Экспорт сырья, %

52

51

51

53

52

Импорт, млрд.долл. США

86,0

66,7

74,3

92,6

86,8

Источник: составлена автором, данные ЦР// Электронный ресурс. Режим доступа: www.cia.gov

Государственный Нефтяной Фонд (ГНФ) является частью государственных финансов Норвегии, следовательно Министерство Финансов ответственно за принятие решений относительно средств фонда. Он был создан для смягчения колебаний валютных поступлений от экспортной деятельности в экономику в краткосрочном периоде, а также для финансирования социальной сферы: выплат пенсий по старости и инвалидности и затрат на медицинское обслуживание. Стоит подчеркнуть, что фонд является и сберегательным, и стабилизационным, обеспечивая эффективное долгосрочное функционирование экономики.

В основном существование стабилизационного фонда Норвегии обусловлено необходимостью грамотно перераспределять доходы, несоизмеримые с величиной экономики страны, во избежание ее перегрева и увеличением устойчивости экономики во время кризисов.

Рисунок 1 - Организационная схема работы Государственного нефтяного фонда Норвегии

Источник: Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опт Норвегии)// «Проблемы прогнозирования», 2004, №4

На сегодняшний день Государственный нефтяной фонд располагает объемом средств в 752 млрд. долл., причем с 2005 года он увеличился в 4 раза, а к 2020 году прогнозируется рост на 42%.

Рисунок 2 - Динамика объемов активов ГНФ Норвегии

Источник: Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опт Норвегии)// «Проблемы прогнозирования», 2004, №4

Государственный нефтяной фонд Норвегии распределяет вои активы следующим образом: 60% средств инвестируются в акции, 35% - в облигации и 5% уходят в недвижимость, в свою очередь доходы от вложений направляются на социальные нужды государства.

Примечательно, что средства фонда инвестируются исключительно за рубеж, что связано с необходимостью соблюдения некоторых условий. К ним можно отнести:

  • Поддержание и защита бюджета как инструмента управления. Если бы активы фонда инвестировались в национальную экономику, то он стал бы дополнительным источником финансирования государственных расходов, что в свою очередь подрывало бы роль бюджета как политического инструмента и снижало эффективность бюджетного процесса.

  • Диверсификация промышленной структуры. Инвестирование за рубеж позволяет повысить гарантии того, что используемые в экономике сырьевые доходы никаким образом не отразятся на промышленной структуре. В случае снижения доходов от экспорта энергоносителей последняя не может остаться неизменной.

  • Стабилизация норвежской экономики. Осуществляя прямые иностранные инвестиции, правительство таким образом контролирует возникновение излишков торгового баланса с помощью вывоза капитала.

На сегодняшний день большая доля финансовых вложений нефтяного фонда в акции приходится на страны Европы, свою очередь на страны Америки – большая доля облигаций. Причем фонд вкладывает свои средства не только в акции национальных компаний, но и зарубежных компаний на территории других стран.

Согласно статистическим данным в период мирового финансового кризиса 2008 года Государственный нефтяной фонд Норвегии показал отрицательную доходность по финансовым вложениям в акции и облигации зарубежных компаний, однако уже в следующем году вышел с положительной доходностью в 25,6%. В 2010г. доходность инвестиций фонда составила 9,6%.

В первом квартале 2013 года доходность а инвестиционный капитал составляет 5,4%, что в денежном выражении равно 37 млрд.долл. США. Наиболее существенные прибыли принесли вложения в ценные бумаги компаний и корпораций США, что обусловлено стабильным ростом цен на акции на Нью-Йоркской бирже, доходность составила около 14%. Ухудшение положения акций и облигаций норвежского нефтяного фонда произошло на европейских биржах в связи с кризисной ситуацией на Кипре, доходность составила 5,6%.

Таким образом, можно сделать вывод, что Норвегия служит уникальным примером грамотного и рационального использования поступлений от экспорта нефти и газа. Модель сбережений сырьевых доходов демонстрировала свою эффективность на протяжении всей истории своего существования, доказывая, что для государства важны не только краткосрочные выгоды, но и долгосрочная стабильность и уверенность в благополучии будущих поколений.

Особую роль в данной модели играют инвестиции в иностранные компании, позволяющие увеличивать активы фонда и, соответственно, благосостояние нации.

Хотелось бы отметить, что опыт Норвегии в распределении рентных доходов применим ко многим странам мирам, в том числе и к России, где также в настоящее время функционирует Резервный фонд. Это позволит сырьевым экономикам маневрировать во время экономических кризисов и колебаний цен на нефть, усиливая их устойчивость.

Список использованных источников:

  1. Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опт Норвегии)// «Проблемы прогнозирования», 2004, №4

  2. Сайт Центрального разведывательного управления// Электронный ресурс. Режим доступа: www.cia.gov

  3. Сайт РБК QUOTE// Электронный ресурс. Режим доступа: http://quote.rbc.ru/news/fond/2013/04/26/33936833.html

Просмотров работы: 3366