СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья военнослужащих является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений. В ней формируются особые нравственные начала, она является исходной «школой» отношений с людьми. Но психологический дискомфорт, нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, педагогическая некомпетентность родителей, специфика военной службы одного или обоих супругов может привести к целому ряду негативных явлений.

В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении сребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, стилем воспитания, огромно и затрагивает самые разнообразные аспекты психической жизни и поведения ребенка. Родительское отношение это сложное образование, складывающееся под влиянием многих детерминант, в том числе и такого параметра как удовлетворенность браком. Как показывает специальная литература, интерес исследователей к проблемам семьи не ослабевает. В практической работе военные психологи также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушенных взаимоотношений между родителем и ребенком, а также проблемы собственно супружеских взаимоотношений. Данное исследование посвящено изучению стилей семейного воспитания в семьях военнослужащих в контексте разных уровней удовлетворенности браком супругов.

Цель исследования заключается в изучении стилей семейного воспитания в семьях военнослужащих с разными уровнями удовлетворенности браком.

Объект исследования– стили семейного воспитания в семьях военнослужащих.

Предмет исследования – стили семейного воспитания в семьях военнослужащих с различным уровнем удовлетворенности браком.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- определить теоретические аспекты проблемы изучения стилей семейного воспитания в семьях военнослужащих в зависимости от степени удовлетворенности браком;

- охарактеризовать стили семейного воспитания в исследуемой выборке, а также оценить уровень удовлетворенности браком;

- выявить наличие взаимосвязи стиля семейного воспитания с уровнем удовлетворенности браком.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволили сформулировать и расширить представление о причинах воспитательных нарушений в семье, что важно в профилактической и консультативной работе военного психолога. Результаты исследования также будут полезны для проведения тренингов эффективного взаимодействия и оптимизации родительско-детских отношений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

1.1. Психологическая характеристика стилей

семейного воспитания у супругов

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [8].

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [10]. Можно отметить, что в литературе часто стилевые особенности семейного воспитания представлены различными терминами, такими как «тип воспитания», «тактика воспитания», «родительские позиции» и т.д.

К примеру, А.В. Либин обозначает стиль семейного воспитания как устойчивый паттерн поведения, базирующийся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с детьми [24].

Важное значение для выделения стилей семейного воспитания имеют работы Д. Баумринд. В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.

Э. Маккоби и Дж. Мартин (цит. по: Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия-отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль.

Таким образом, типология стилей родительского воспитания включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.

Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции [19].

В литературе типы семейного воспитания традиционно делятся на две большие группы: гармоничный и дисгармоничный [19].

Гармоничный тип семейного воспитания характеризуется:

  • взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

  • высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

  • признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

  • отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

  • признанием самоценности личности ребенка и отказом от попыток манипулятивной стратегии воспитания;

  • обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями, разумной и адекватно предъявляемой системой требований к ребенку;

  • систематическим контролем с последующей передачей функций контроля ребенку и переходом к самоконтролю;

  • разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

  • устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение системы воспитания в соответствие с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны. Их отличительными чертами являются:

  • недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможно эмоциональное отвержение и амбивалентное отношение, отсутствие взаимности;

  • низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;

  • высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителя с детьми;

  • ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

  • завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

  • неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

  • повышенная конфликтность, характеризующая повседневное общение с ребенком; недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка [47].

Различное сочетание черт воспитания позволило выделить наиболее известную классификацию стилей негармоничного воспитания.

Так, гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка. Ребенок остается без надзора.

Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием ему негативных черт личности.

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но обычно удовлетворяются лишь витальные потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Может быть, скрытое эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, т.к. не выполняет какие-то обязательства, и потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности. Родитель стремится удовлетворить любые желания ребенка; дети, как правило, избалованные, но в отличие от гиперпротекции, лишенные родительской любви. Родитель стремится всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками. Родитель стремится оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. Вее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребенка или страха, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой и завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно; требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Здесь присутствуют только поощрения, но так как они не связаны с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение.

Доминирующая гиперпротекция. Может иметь в основе, как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания обуславливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребенка. Вариант доминирующей гиперпротекции достаточно распространен в нашей культуре.

Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека: переход от гипер к гипоопеке, которая принимает скрытые формы.

Противоречивое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания; сменой образцов воспитания; возникнуть в связи с взрослением ребенка и воспитательной неуверенностью родителя, а также в связи с нормативными и ненормативными кризисами семьи. Например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка, разводом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и даже соматизации психологических проблем, высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

Жестокое обращение с ребенком: начиная от жестоких физических наказаний, и заканчивая отсутствием эмоционального принятия.

Воспитание в культе болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующегося навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному способствует осознанию своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности [19].

Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на формирование стиля семейного воспитания.

Варга А.Я., обобщая факторы, влияющие на формирование того или иного стиля обращения с ребенком, родительского отношения, называет их, но специально их не исследует:

1. Особенности личности родителя: такие черты, как агрессивность, тревожность, опыт детских переживаний родителя, его внутриличностные конфликты оказывают влияние на формирование типа родительского отношения.

2. Индивидуально-характерологические и клинико-психологические особенности ребенка. Например, доминантный стиль воспитания чаще адресуется к активному и стеничному ребенку.

3. Особенности супружеского общения: матери, несчастные в браке, склонны симбиотически привязывать к себе сыновей и эмоционально отвергать дочерей. Удельный вес семейного общения остается более высоким, чем внесемейного, а мать является более значимой фигурой для детей обоего пола, чем другие члены семьи.

4. Социокультурные влияния накладывают свой отпечаток на особенности родительского отношения.

5. Этологический фактор: наиболее ранний контакт ребенка с матерью «запускает» инстинктивную основу материнства [9].

Бодалев А.А., Столин В.В. указывают на три основные группы детерминант, оказывающих влияние на развитие ребенка: объективное влияние родителей, развитие личности ребенка, особенности общения и взаимоотношений в семье [5].

Не менее важным фактором формирования стиля семейного воспитания, на наш взгляд, является качество супружеских отношений.

Семья с точки зрения системной семейной терапии выступает как система, характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами. Каждый элемент семейной системы влияет на другие, и сам находится под их влиянием. С точки зрения целостного подхода все происходящее в семье необходимо рассматривать в неотрывном контексте от влияния всех членов семьи, изучать и исследовать семью как целое. Таким образом, взаимоотношения между членами семьи, к примеру отношения между супругами (родительская подсистема) не могут не оказывать влияния и на другого члена семьи ребенка.

Так, в зарубежной и отечественной психологии отношения между супругами находятся в поле внимания исследователей в связи с закономерностями детского развития в условиях семейного воспитания. Так, в частности, подчеркивается, что взаимоотношения между супругами по важности перевешивают все существующие в семье. Именно от них зависит формирование личности ребенка [23].

По мнению А.С. Спиваковской, дисгармония семейных отношений, выражающаяся в конфликтном взаимодействии супругов, является основным патогенным фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей [35].

Как показывают исследования (Goldberg W.A. Easterbrooks M.A. - цит. по Савиной Е.А., 2001), установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком [32].

Среди особенностей супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с неврозами, А.И. Захаров называет фрустрацию потребности в эмоциональной близости, повышенные, болезненно заостренные ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановка, или инверсия, традиционных семейных ролей [18].

Негативный характер отношений в родительской паре замедляет когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка [21].

Анализ современных источников по рассматриваемой проблематике, свидетельствует, что специфика воинского труда также определяет особенности жизнедеятельности семей военнослужащих, в том числе и формируемый в них стиль воспитания. Среди них можно выделить:

- социально-психологический дискомфорт в семье, специфические стрессы, вызванные непосредственной или опосредованной причастностью семьи к экстремальным обстоятельствам военной жизни, а также прогрессирующими социально-экономическими затруднениями и другими негативными тенденциями в современной армейской среде;

- подверженность факторам неоднократной социально-психологичес-кой адаптации при частых сменах места службы профессиональных военнослужащих, зачастую связанных с существенной переменой природно-географических, климатических, социальных и бытовых условий, что вызывает большие физические и психологические нагрузки;

- регламентированность жизнедеятельности семьи военнослужащих, и как следствие этого постоянная готовность к подчинению своей жизни требованиям и запретам внешней среды;

- раннее образование семьи, вступление в стадию родительства при неготовности к браку и семейной жизни одного, а зачастую и обоих молодых супругов, обусловленное ограниченностью выбора, места и времени заключения брака для военнослужащих;

- ограниченность общения, эмоционально-психологической составляющей, своего рода «дистантный» стиль жизнедеятельности семьи, обусловленный особыми условиями воинского труда (чрезмерная занятость, отсутствие системного отдыха, систематические боевые дежурства, участие в службе суточного наряда, командировки, учения);

- сильная зависимость супружеской совместимости и сплоченности семьи от сходства семейных ценностей супругов и личных качеств жены, способной или неспособной создать здоровую, гармоничную атмосферу в семье;

- подверженность военнослужащего постоянному воздействию специфического фактора гомогенного мужского коллектива, серьезно влияющего на него самого и его семью;

- систематический дефицит социально-психологического и социокультурного общения семьи военнослужащего, в частности дефицит общения семьи с близкими родственниками, вызванный замкнутостью и отдаленностью социального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность семьи (проживание в удаленных гарнизонах, военных городках, сельских населенных пунктах).

Таким образом, анализ литературы показал, что существует достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, в основу типологии которых положен тот или иной принцип. Существуют описания и их последствий формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

Исследований, касающихся изучения взаимосвязей индивидуально- личностных особенностей родителей и особенностей стиля семейного воспитания в литературе встречается меньше, в основном это в русле опять же выраженных личностных и даже невротических изменений у родителей. Также обстоит дело и с исследованиями, посвященными изучению взаимосвязей качества супружеских взаимоотношений и стиля семейного воспитания. Было бы интересно проследить, как связаны стиль семейного воспитания и такая характеристика семьи как удовлетворенность браком, для чего рассмотрим последнюю более подробно.

1.2. Психологические особенности удовлетворенности

браком у супругов

В отечественной психологии выделяют два подхода к пониманию удовлетворенности браком: социологический и психологический, хотя и они часто подменяют анализ с точки зрения одной дисциплины анализом с точки зрения другой. В социологии семья это зависимая переменная. А в психологии рассматривают семью как независимую переменную, а зависимые развитие личности, восприятие членами семьи друг друга и т.д. Различия неизбежно существуют и при изучении супружеских отношений. Достаточным основанием для их успешности в социологии является факт сохранности брака (стабильность брака, интактность семьи). Однако юридическая сохранность брака, ничего не говорит об особенностях отношений супругов, об их ролевом поведении, о месте проживания и многом другом [20].

Поэтому картину, которую дают социологические исследования, дополняет психологический подход, ставящий акцент на выявление отношения человека к собственному браку. В большинстве исследований эта характеристика используется под названием «удовлетворенность браком».

В. Сатир утверждает, что, вступая брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви. «Я верю в любовь, способность любить и быть любимым. Я думаю, что любовь, включая любовь и сексуальную, самое прекрасное и полноценное чувство, которое может испытать человек. Не любя и не будучи любимыми, человеческая душа и сердце застывают и умирают. Но любовь не может удовлетворить все требования жизни; нам столь же необходимы интеллект, новые знания, профессионализм» [33].

В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком. Обобщая ряд работ, Ю.Е. Алешина обозначает удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений» [1]. Семья при этом рассматривается с точки зрения ее собственных динамических изменений, аналогичным процессам в малой группе. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др.

В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуацию, получены при сравнении, с одной стороны, состоящих в браке, а с другой стороны, разведенных супругов, то есть с использованием параметра стабильности брака.

В реальности, авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильность брака» в своих работах, к тому же многочисленные синонимы этих понятий, часто использующиеся в литературе, приводят к тому, что весь накопленный материал по проблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычно рассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом или социально-психологическом русле было выполнено исследование.

Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований [2, 12, 19 и др.]. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т.д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.

Нам кажется наиболее приемлемым определение удовлетворенности браком Л.Б. Шнейдер: «Удовлетворенность браком субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [43].

В работах некоторых авторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». В частности, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния [47]. Они выделяют два вида неудовлетворенности брачными отношениями.

В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Показательным при этом является указание на глобальный характер неудовлетворенности на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям: «Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бывает хорошо друг с другом». Как правило, упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего дети или жилищно-бытовые трудности, которые возникнут при разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами: к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее является супруг.

Иначе проявляется плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность же выявляется косвенным путем.

Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным мотивом поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно», «Живешь так, как нужно».

Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни. В ходе опроса супругов нередко оказывается, что, несмотря на удовлетворенность жизнью семьи в целом, они недовольны по отдельности всеми сторонами жизни, о которых спрашивает обследующий их врач или психолог: жильем, здоровьем, успеваемостью и поведением детей, проведением свободного времени и т.д.

В-третьих, неудовлетворенность проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями. Такой «каплей дегтя» могут послужить взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно, или разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. Аналогичную роль играют и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи.

Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сообщают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни).

Особенно наглядно «тлеющая неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи, а так же в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительности все время был несчастлив («не жил, а существовал») и что он, оказывается, «может быть по-настоящему счастлив». Речь при этом идет не только о появившейся возможности более удовлетворительных сексуально-эротических отношений, но и об ином уровне взаимопонимания, более содержательном досуге и т.д.

В психологической науке также существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:

  • «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов»;

  • неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «Я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика);

  • «неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях» (отчуждение супругов, эмоциональная холодность);

  • финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение);

  • неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;

  • различные потребности в проведении отдыха и досуга [38].

Таким образом, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.

По мнению В.И. Косычевой, общий брачный потенциал состоит из физического, материального, культурного, сексуального и психологического факторов.

Физический фактор имеет сугубо интуитивный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого человека безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется всем физическим обликом, тембром голоса, манерой поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку. Определяясь на первых этапах общения, физический фактор отличается исключительной устойчивостью.

Материальный фактор определяется соотношением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера.

Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов. Выраженность этого фактора весьма изменчива на протяжение жизни даже одной пары.

Сексуальный фактор определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе влияниям возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен ,прежде всего, соотноситься [22].

Выявлено также, что групповые динамические процессы в семьях военнослужащих имеют характерные особенности и взаимосвязаны с удовлетворенностью браком: 1) совпадение значимых установок у супругов в семьях военнослужащих на большую значимость детей в семейной жизни, на совместную деятельность супругов, на традиционно представляемую романтическую любовь, на традиционное устройство семьи способствует повышению уровня субъективной удовлетворенности браком супругов в семьях военнослужащих; 2) при повышении уровня удовлетворенности браком супругов значимость эмоционально-психотерапевтической сфера, хозяйственно-бытовой сферы, сферы социальной активности и внешней привлекательности супругов снижается в виду отсутствия разногласий. При низкой удовлетворенности браком повышается значимость данных сфер в связи с возникновением разногласий между супругами в данных сферах; 3) в семьях военнослужащих значимым критерием для эмоциональной оценки удовлетворенности браком является сплоченность как степень эмоциональной связи между членами семьи.

Все рассмотренные выше факторы взаимосвязаны. При этом особое значение имеет психологический фактор, на котором фокусируются все другие. В то же время он определяет единство и целостность человеческого поведения. В общей структуре брачного взаимодействия психологический фактор подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, и прежде всего их характеров и ролевых притязаний.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

На основе проведенного теоретического анализа проблемы было установлено, что в современной психологии достаточно полно изучены стили семейного воспитания и факторы, влияющие на их формирование; сформировано представление об удовлетворенности браком как субъективной характеристике семейного функционирования и факторах, определяющих степень ее проявления. В то же время мы не обнаружили в изученной нами литературе данных о стилях семейного воспитания у супругов с различным уровнем удовлетворенности браком. Это и послужило поводом эмпирического исследования.

Базой эмпирического исследования явился один из военных вузов Министерства обороны РФ. Объектом эмпирического исследования выступили семьи военнослужащих, имеющие одного и более детей. Семьи полные, этнически однородные. Общий объем выборки составил 60 человек (30 семей). Возраст респондентов составил 22-35 лет.

В работе использовалсякомплекс методов сбора эмпирической информации, который реализовался в следующих методиках: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), опросник «Удовлетворенность браком» В.В. Столина с соавторами.

При обработке экспериментальных данных, полученных в ходе исследования по тесту «Удовлетворенности браком» все испытуемые были подразделены на 4 категории: абсолютно благополучный брак; благополучный брак; неблагополучный брак; абсолютно неблагополучный брак. Полученные данные представлены в таблицах 1 и 2.

Из анализа теста удовлетворенности браком видно, что в сумме по всей выборке мужчины более удовлетворены браком (средний бал 39,3), чем женщины (средний бал 35,4). Количество женщин уменьшается от категории «абсолютно благополучный брак к категории «абсолютно неблагополучный брак» (с 40% до 13,4%). Большинство супругов по-разному оценивают свой брак (т.е. находятся в разных категориях). Только 7 пар из всей выборки одинаково оценивают свой брак.

Таблица 1 – Оценка уровня удовлетворенности браком в семьях

военнослужащих (n=60)

Категории

Количество испытуемых, %

вся выборка

мужчины

женщины

Абсолютно благополучный

45,0

50,0

40,0

Благополучный

28,3

33,3

23,3

Неблагополучный

18,3

13,3

23,3

Абсолютно неблагополучный

8,4

3,4

13,4

Средняя оценка удовлетворенности браком

37,9

39,3

35,4

Для выделения уровней нам понадобится два показателя: среднее арифметическое (m) и стандартное отклонение (σ).

Выделим уровни так, чтобы в средние попадало 50% всей выборки согласно теоретическому распределению.

Граница низких баллов = m – ⅔σ = 37,9 – ⅔8,1 = 37,9 – 4,86 = 33,04

Граница высоких баллов = m + ⅔σ = 37,9 + ⅔8,1 = 37,9 + 4,86 = 42,76

В связи с тем, что наше распределение значимо не отличается от теоретического, мы предполагаем, что распределение человек по выделенным интервалам будет примерно соответствовать теоретическому. Проверим это:

Низкие баллы = 10,0%

Средние баллы = 48,3%

Высокие баллы = 41,7%

Как видим, полученное распределение с небольшой погрешностью соответствует ожидаемому.

Используя критерий хи-квадрат (chi-square, χ²) мы можем статистически подтвердить наши выводы. Для этого произведём следующие расчеты:

Эмпирическое

Теоретическое

(Э-Т)²/Т

10,0

25

9,0

48,3

50

0,05

41,7

25

11,1

χ² = ∑(Э – Т)²/Т = 0,2

Полученное значение 0,2 является эмпирическим значением критерия. Его необходимо сравнить с критическим, которое ищется в таблице критических значений. Для поиска нам понадобится значение df (количество степеней свободы). df = n-1= 3 – 1 = 2. В таблице находим для уровня значимости p=0,05 и df=2 критическое значение 5,99. Т.к. 0,2 < 5,99, то делаем вывод о незначительном отклонении эмпирического распределения от теоретического.

Таблица 2 – Стандартизированная оценка уровня удовлетворенности браком в семьях военнослужащих (n=60)

Уровни

Количество испытуемых

человек

%

Высокий

25

41,7

Средний

29

48,3

Низкий

6

10,0

Стандартизация результатов теста позволила разделить респондентов на три группы по уровням удовлетворенности браком. Низкий уровень удовлетворенности браком отмечен у 10% опрошенных, средний – у 48,3% и высокий – у 41,7% респондентов.

Итак, анализ результатов диагностирования позволили объединить всех респондентов в три группы по уровню удовлетворенности браком и сделать заключение о том, что большинство респондентов в той или иной степени удовлетворены качеством супружеских отношений.

На следующем этапе исследования мы применили методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), которая позволила исследовать трехкомпонентную структуру родительских установок и на их основе выявить различные нарушения процесса воспитания, типы патологизирующего воспитания и некоторые психологические причины этих нарушений. В результате было выявлено, что в выборке отмечаются следующие типы воспитания (рисунки 1-3):

Рисунок 1 – Представленность стилей семейного воспитания

в исследуемых семьях по методике «АСВ»

Рисунок 2 – Сравнительные результаты воспитательного процесса

отца и матери по методике «АСВ»

1. Гармоничный стиль воспитания – 42%, т.е. на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал.

2. Проявления дисгармоничного стиля семейного воспитания: повышенная моральная ответственность – 5%, потворствующая гиперпротекция – 15%, доминирующая гиперпротекция – 6%, гипопротекция – 5%, эмоциональное отвержение – 5%, неустойчивость стиля воспитания – 22%, т.е. резкая смена приемов воспитательных воздействий. В семьях с потворствующей гиперпротекцией и доминирующей гиперпротекцией наблюдается воспитательная неуверенность родителей, она составляет 30% из этих семей, это связано с пониженным уровнем требований предъявляемых к ребенку.

Ответы определенной части родителей свидетельствуют о влиянии их родительских установок на взаимоотношения в семье и имеют разноплановый характер. Исследуемые семьи, отвечая на утверждения опросника, показали, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позицию которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Достаточно высокий процент в исследуемых семьях пришелся на воспитательную неуверенность родителей, т.е. обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая и доминирующая гиперпротекция или просто пониженный уровень требований. Таким образом, для родительских установок испытуемых характерно стремление придерживаться строгости в воспитании детей, добиваться их послушания, однако такие родители прислушиваются к мнению ребенка, тревожатся о своих детях, пытаются их оградить от жизненных неприятностей и поэтому используют опекающую стратегию в воспитании.

Рисунок 3 – Проявления дисгармоничного стиля семейного

воспитания в исследуемых семьях по методике «АСВ»

Анализ исследования также показывает наличие родителей, которые имеют противоречивые родительские установки. С одной стороны, они устанавливают с детьми симбиотические отношения, оказывают им чрезмерную заботу, стараясь обеспечить безопасность, с другой стороны, отвергают ребенка, испытывая неудовлетворенность от ограничения своих интересов только рамками семьи, заботами исключительно о семье. Кроме того, они менее склонны к партнерским отношениям с ребенком, занимая доминирующее положение в семье.

В нашем исследовании наблюдается достаточный процент адекватных воспитательных позиций и родительских установок родителей (42%). Они склонны придерживаться более последовательной линии поведения. Стремятся к созданию безопасности для ребенка, ограждая его от тревог жизни, требуя от ребенка послушания, используя демократический стиль отношений в семье. В отношениях с детьми родители используют словесные проявления, побуждая их к действию и не прибегающих к подавлению воли ребенка при сопротивлении родительским требованиям.

Итак, общий анализ стилей семейного воспитания показал, что проявления дисгармоничного стиля семейного воспитания в исследуемой выборке встречаются несколько чаще, чем проявления гармоничного стиля.

Следующим этапом эмпирического исследования явилось установление связи между стилями семейного воспитания в семьях военнослужащих и уровнями удовлетворенности браком.

Частной гипотезойнашего исследования явилось предположение о том, что чем меньше отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону неблагоприятного (психогенного), тем больше удовлетворенность браком. И наоборот, чем больше родитель удовлетворен браком, тем более успешен он в воспитании.

Для диагностики удовлетворенности браком был использован опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко. Он предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Для диагностики нарушений в воспитании использовали опросник АСВ, разработанный Э.Г. Эйдемиллером.

Полученные данные обрабатывались методом статистической обработки (корреляционный анализ) с помощью программы Statistica.

Для удобства, полученные значимые корреляционные связи сведены в таблицу 3.

По тесту на удовлетворенность браком, результаты показали, что чем выше удовлетворенность браком у родителя, тем меньше он будет игнорировать потребности ребенка, меньше предъявлять чрезмерность запретов. Удовлетворенный браком родитель будет меньше инфантилизировать ребенка, расширять родительские чувства, у него меньше выражена неразвитость родительских чувств, он меньше выносит конфликт между супругами в воспитание ребенка, в семье меньше воспитательной конфронтации по поводу воспитания.

Таблица 3Значимая корреляционная связь параметров удовлетворенности

браком и стилей семейного воспитания

Проявления стилей семейного воспитания

по методике АСВ

Значение

коэффициента корреляции с удовлетворенностью браком

гиперпротекция

0,36

гипопротекция

-0,44

потворствование

0,36

чрезмерность требований

0,35

недостаточность требований

0,32

чрезмерность санкций

-0,29

неустойчивость стиля

-0,33

расширение сферы родительских чувств

-0,52

предпочтение детских качеств

-0,33

проекция собственных нежелательных качеств

-0,31

вынесение конфликта

-0,57

сдвиг в установках в зависимости от пола ребенка

-0,61

Удовлетворенный браком родитель ребенка в воспитании не будет чрезмерно контролировать ребенка, отдавать воспитанию чрезмерное количество времени и сил, но в то же время ребенок не будет находиться на периферии внимания родителя, когда до него «не доходят руки». Возможно, это случай оптимального контроля за поведением ребенка. Удовлетворенный браком родитель нетребователен, но он будет предъявлять достаточное количество запретов и санкций (достаточное, в смысле адекватности и гармоничности.), у него меньше выражена неустойчивость воспитательных приемов, он последовательна в воспитании. У такого родителя также меньше выражена потребность к расширению родительских чувств.

Таким образом, первая часть гипотезы в большинстве своем подтвердилась. Действительно, родитель, удовлетворенный браком принимает ребенка, последователен в воспитании, и как, показали результаты у него меньше личностных проблем, которые он решает за счет ребенка.

Неудовлетворенный браком родитель склонен игнорировать потребности ребенка, как духовные, так и материальные. Родитель чрезмерно запрещает ребенку, ребенку «все нельзя». Неудовлетворенный браком родитель чаще проецирует собственные нерешенные проблемы на ребенка, решает их за счет него. Наблюдается расширение родительских чувств, когда родитель хочет «привязать» к себе ребенка, чтобы он удовлетворял его хоть бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – эмоциональной привязанности, частично – эротические потребности, родитель при этом еще стремится игнорировать повзросление ребенка, стимулирует у него сохранение детских качеств, излишне инфантилизирует ребенка. Для него характерна неразвитость родительских чувств и излишняя феминизация ребенка. В семье, как правило, наблюдается воспитательная конфронтация между супругами и конфликтные отношения выносятся в сферу воспитания. Для таких родителей также характерно то, что они все же достаточное время, сил посвящают ребенку, но они скорее будут потакать ребенку (возможно, чтобы только отделаться от ребенка дорогой игрушкой, конфетой и т.д.). Неудовлетворенный браком родитель требователен, достаточно строг (излишне наказывает), но мало запрещает. Он непоследователен, неустойчив в своем отношении к ребенку. Ребенка скорее эмоционально отвергает. У неудовлетворенного браком родителя наблюдается много личностных проблем, которые он решает за счет ребенка.

Таким образом, и вторая часть гипотезы также в целом подтвердилась.

Интересно, отметить, что большинство связей отрицательных (обратно пропорциональных). То есть, связь между удовлетворенностью браком и нарушением воспитания действительно, существует, но она обратно пропорциональная. Следовательно, чем выше удовлетворенность браком, тем более успешен родитель в воспитательных воздействиях, но и, наоборот, с уменьшением удовлетворенности браком, нарастает количество отклонений в воспитании.

Обобщенные результаты исследования представлены на рисунке 4.

 

уровни удовлетворенности браком

 

Рисунок 4 – Стили семейного воспитания у в семьях военнослужащих

с различными уровнями удовлетворенности браком

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. По уровню удовлетворенности браком большинство респондентов в той или иной степени удовлетворены качеством супружеских отношений, при этом мужчины демонстрируют большую удовлетворенность браком по сравнению с женщинами.

2. Дисгармоничный стиль семейного воспитания в исследуемой выборке проявляется достоверно чаще по отношению к гармоничному.

3. Существует связь между удовлетворенностью браком и нарушениями в воспитании (обратно пропорциональная).

4. Можно утверждать, что чем выше уровень удовлетворенности браком, тем более успешен родитель в воспитательных воздействиях, и наоборот, родители в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания (больше отклонений в воспитании).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование было посвящено исследованию стилей семейного воспитания в семьях военнослужащих с разным уровнем удовлетворенности брачными отношениями.

Исследование позволило сделать ряд обобщающих выводов.

Стиль семейного воспитания это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В основе стилей воспитания лежат следующие причины: отклонения в характерологических свойствах самих родителей, стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Существует достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, в основу типологии которых положен тот или иной принцип. Существуют описания и их последствий - формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

В настоящем исследования эмпирическим путем было установлено, что в рассматриваемой выборке незначительно, но преобладает дисгармоничный стиль воспитания.

Удовлетворенность браком субъективное восприятие супругами сквозь призму социо-культурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей. На уровень удовлетворенности браком оказывает влияние множество, как прямых, так и косвенных, как объективных, так и субъективных факторов.

Кроме того, имеет смысл дифференцировать семьи по возрастным категориям, оценивая, как меняется отношение супругов к браку по истечении десяти, двадцати, тридцати и т.д. лет.

В ходе исследования в исследуемой выборке было зафиксировано, что более 70% респондентов удовлетворены своим браком. При этом показатели удовлетворенности мужей достоверно выше аналогичных показателей жён.

Корреляционный анализ позволил установить наличие взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем удовлетворенности браком. Чем меньше у родителя уровень удовлетворенности браком, тем больше у родителей отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного. И наоборот, чем выше удовлетворенность браком, тем успешнее родитель в своих воспитательных воздействиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: дисс….канд.психол. наук. М., 1995.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 1999. 208 с.

  3. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: автореф. дис. … канд.психол.наук. М., 1992. 24 с.

  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  5. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989.

  6. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). М.: Мысль, 1988.

  7. Брутман В.И., Варга А.Я., Сидорова В.Ю., Хамитова Н.Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3.

  8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990.

  9. Варга А.Я. Структуры и типы родительских отношений: дис. .. канд.психол. наук. М., 1987.

  10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.

  11. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977.

  12. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. 325 с.

  13. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростка // Психологический журнал. Т.15. 1994. № 2

  14. Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений. - http//www. ivlim.ru.13f/ (дата обращения 12.08.2012 г.)

  15. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

  16. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 208 с.

  17. Егорова О.В. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований / http: // www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume /mezhdunaro /nauchnye_m /razdel_3_a.html (дата обращения 08.05.2012 г.).

  18. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

  19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

  20. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.96-104.

  21. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4. С.87-96.

  22. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: дис. ... канд.филос.наук. Минск, 1990.

  23. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

  24. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

  25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации личности у подростков. Л., 1983.

  26. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. №6. С.123-134.

  27. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. Т.3. 1982. № 2. С.147-151.

  28. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. № 6. С.98-101.

  29. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М. 1999.

  30. Проблемы семьи. Тарту: ТГУ, 1975. 310 с.

  31. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: дис. … канд.психол.наук. М., 1997.

  32. Савина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Журнал практического психолога. 2001. № 3. С.73-82.

  33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

  34. Спиваковская А.С. Обоснование психокоррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М., 1981.

  35. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.

  36. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.142-145.

  37. Столин В.В. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. Психология. 1984. № 2.

  38. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М., 1981. С. 57.

  39. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений. В сб.: Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). М., 1981. С.100-101.

  40. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995.

  41. Филиппова Г.Г. Материнство и психическое развитие ребенка // Психолог в детском саду. 2001. №1-2. С.45-53.

  42. Ходаков Н.М. Молодым супругам. М.: Медицина, 1990. 198 с.

  43. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

  44. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

  45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

  46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Обнинск, 1992.

  47. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 652 с.

Просмотров работы: 7740