Обсуждение работы ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

Обсуждение работы ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

  • Петровская Мария Владимировна 09.03.13 в 21:17 #
    Работа интересная, при этом достаточно неожиданная...не ожидал что такие проблемы интересны молодежи, думал это тема интересна более преподавателям, аспирантам, молодым ученым. скажите почему вы решили выбрать эту тему?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 13.03.13 в 09:08 #
      Спасибо за вопрос.При выборе темы, в первую очередь, я руководствовалась тем, что курсанты - это будущие офицеры. А перед офицерами постоянно стоит множество вопросов, решая которые требуется широкий кругозор, военно-профессиональная культура, жизненный опыт, какие-либо специальные познания, а также хорошее знание практической психологии. из всего вышеперечисленного следует, что на выбор именно данной темы исследования, проблема которого заключается в определении психолого-педагогических условий
    • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:01 #
      Рада, что Вам понравилась вся проделанная работа
    • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:01 #
      Рада, что Вам понравилась вся проделанная работа
  • Петровский Алексей Владимирович 09.03.13 в 21:25 #
    Согласен с предыдущим комментарием, что работа интересная...Скажите, на какие основные научно-методичесчкие источники вы опирались при разработке структуры психологической культуры курсантов?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 13.03.13 в 12:04 #
      Спасибо за вопрос,Александр Владимирович. При проведении исследовательской работы было использовано более 30-и научно-методических источника, основными из которых являются: Акмеология: Учебное пособие А. Дергач, В. Зазыкин; Психология личностного роста Битянова Н.Р.; Психологическая культура в педагогике Буров В.; Психологическая культура в образовании в XXI веке Буров В.; Психологическая культура личности Мотков О.И.; Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей сист
    • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:01 #
      Алексей Владимирович, спасибо за лестные отзывы
  • Петровская Мария Владимировна 18.03.13 в 15:18 #
    Скажите Екатерина - существуют ли, по Вашему мнению, различия в проявлениях психологической культуры курсантов и студентов? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.
    • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 18:51 #
      Спасибо за вопрос, Мария Владимировна. На мой взгляд, различия в проявлениях психологической культуры курсантов и студентов безусловно присутствуют. В данной работе было рассмотрено несколько компонентов психологической культуры
      • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 23:58 #
        Несколько - это 4 компонента психологической культуры
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 18:53 #
    эмоционально-ценностный компонент, когнитивно-деятельностный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 18:55 #
    Если проводить сравнительную характеристику курсантов и студентов по каждому компоненту отдельно, то, на мой взгляд, можно получить следующие результаты.
  • Петровская Мария Владимировна 22.03.13 в 18:55 #
    Есть ли в Вашем понимании разница между понятиями психологическая культура и психологическая компетентность?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 29.03.13 в 16:31 #
      Спасибо Вам за вопрос. На мой взгляд, безусловно между этими двумя понятиями развица есть. Психологическая компетенция более емкое понятие. Придерживаюсь все же такого мнения, что психологическая культура - это начальный этап развития психологической компетенции. Психологическая культура свойственна людям, которые только начинают познавать самого себя, мир и процесс взаимодействия с ним. Психологическую культуру можно развивать самому, а также на ее развитие направлены и учебные занятия. Что кас
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:05 #
    Коммуникативный компонент. По моему мнению, данный компонент лучше развит у студентов, так как в своей жизнедеятельности они активно овладевают вербальными и невербальными средствами коммуникативного воздействия, при общении (даже с преподавателями) студентам легче установить и поддерживать психологический контакт, они обладают возможностью преодолевания психологических и коммуникативных барьеров... Что же касается курсантов, в этом плане им несколько сложнее, а отсюда и показатели по данному ко
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:18 #
    Что же касается эмоционально-ценностного компонента психологической культуры, здесь, на мой взгляд, будут наблюдаться наибольшие различия. Но это ни в коем случае не связано с тем, что кто-то менее эмоционален или у кого-то отсутствуют ценности. Просто дело в самих ценностях. Они кординально различаются у курсантов и студентов. А если брать во внимание просто показатели уровня развития эмоционально-ценностного компонента, то получим, что развит этот компонент одинаково и у курсантов и у студенто
  • Жулин Алексей Владимирович 22.03.13 в 19:27 #
    Может быть вопрос не совсем по Вашей теме, но хотелось бы узнать а как Вы оцениваете уровень психологической культуры современного российского офицера? например преподавателя военного вуза? только честно...
    • Молоканова Екатерина Викторовна 29.03.13 в 16:45 #
      Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Если быть честной, то уровень развития психологической культуры у современного российского офицера оставляет желать лучшего. Да, коммуникативный компонент психологической культуры развит, но только если дело касается сугубо профессиональной среды, так как проявить себя в других средах не зачастую не представляется возможным. Современный офицер, особенно если брать лейтенанта, который только что выпустился из ВУЗа, пребывает в некоторой растерянности, ведь
      • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:02 #
        Надеюсь, что Вас в полной мере удовлетворил ответ на поставленный вопрос
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:37 #
    Когнитивно-деятельностный компонент. здесь курсанты и студенты в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Обе категории обладают высоким интелектом, глубиной мышления, оперативность мышления выше у курсантов, так как их с самого первого дня обучают этому. Самостоятельность же выше развита у студентов, ведь курсанты чаще всего действуют по указаниям и под чьим-либо руководством. Студенты бесспорно обладают более широким кругозором, чем курсанты, а вот кутьтурный уровень выше у курсантов за счет того
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:47 #
    С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:48 #
    С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 19:48 #
    С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
  • Молоканова Екатерина Викторовна 22.03.13 в 21:20 #
    Надеюсь, что мой ответ в полной мере удовлетворит ваш интерес по данному вопросу.
  • Петровская Мария Владимировна 22.03.13 в 21:31 #
    Спасибо Екатерина Вам за такой исчерпывающий ответ. Чувствуется, что Вам эта тема интересна и Вы серьезно над ней работаете. Удачи!!!
    • Молоканова Екатерина Викторовна 25.03.13 в 20:56 #
      Спасибо Вам большое за пожелание.
  • Петровская Мария Владимировна 22.03.13 в 21:32 #
    А Вы уже обсуждали где-то результаты Ваших исследований? Или собираетесь?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 25.03.13 в 21:02 #
      Спасибо за Ваш вопрос. Да, Мария Владимировна, результаты исследований уже обсуждались на международной научной конференции в ВОРОНЕЖСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, в настоящее время обсуждение проходит на студенческом научном форуме. В ближайшее время планируется выступление с научной работой на данную тему на ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНЫХ РАБОТ МО РФ, который будет проходить в ВУ МО в г. Москва, а также на всероссийской научно-практической конференции Перспектива-2013
      • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 23:54 #
        Друзья, не стесняйтесь!!! Задавайте вопросы, высказывайте личное мнение по данной теме. в дальнейшей работе постараемся учесть все пожелания
  • Петровская Мария Владимировна 25.03.13 в 18:54 #
    В своей работе Вы выделили психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов. Можно поподробнее узнать о том, как они реализовывались на практике?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 25.03.13 в 21:05 #
      Спасибо за вопрос. Попробую максимально подробно изложить суть каждого из выделенных в работе психолого-педагогических условий формирования психологической культуры курсантов.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 25.03.13 в 21:16 #
    Возьмем для начала УЧЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Данное психолого-педагогическое условие реализуется преподавательским составом, а также командованием факультета и курса на основании наблюдения за каждым курсантом в отдельности и его поведением внутри коллектива. В результате данного наблюдения делаются выводы о том, какие компоненты психологической культуры необходимо развивать у каждого из курсантов. И старается сделать максимально возможным данное развитие.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 25.03.13 в 21:23 #
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ К СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Данное психолого-педагогическое условие реализуется преподавательским составом в период обучения. Смысл его состоит в том, что для каждой специальности есть определенные знание, без которых служба по данному профилю, если не невозможна, то значительно затруднена. В связи с этим первостепенной задачей преподавателей является обучение курсантов всем нюансам их будущей профессии. В процессе данного исследования было выявлено, что курсанты лучше
  • Молоканова Екатерина Викторовна 29.03.13 в 19:31 #
    ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЕКТИВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Это условие реализуется преподавательским составом и отделом планирования образовательного процесса. Смысл его состоит в том, что каким бы хорошим теоретиком ты ни был, без практики ты далеко не уйдешь. То же касается и тех, кто преуспевает с практической составляющей психологической культуры. Без теоретических занятий будет довольно сложно.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 29.03.13 в 19:34 #
    Для примера я привела лишь три психолого-педпгогических условия и пояснила их. Если пожелаете, то задавайте вопросы по каким-либо конкретным интересующим Вас вопросам. Спасибо.
  • Петровская Мария Владимировна 31.03.13 в 15:53 #
    На определения психологической культуры каких ученых вы опирались в своем исследовании?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 18:40 #
      Спасибо за вопрос. В своем исследовании мы опирались не на одно и не на несколько определений. Мы проводили анализ более 30 определений психологической культуры различных авторов. Среди авторов можно отметить таких как: Егорова Т.Е., Мотков И.В., Демина Л.Д., Певзнер Н.Ю, Кокоева Р.Т., Орлов А.Б., Семикин В.В. , Колмогорова Л.С. и другие.
      • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:05 #
        определений очень много и все они очень разнообразны по содержанию, но в нашей работе мы постарались создать новое определение психологической культуры, которое максимально вобрало бы смысл всех определений
        • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:12 #
          Но естественно применительно к военной среде, к курсантам.
  • Петровская Мария Владимировна 31.03.13 в 19:16 #
    В структуре психологической культуры вы выделяете 4 компонента. Это заимствование из чьих-то научных трудов или ваше видение?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 19:25 #
      Спасибо за вопрос. В структуре психологической культуры мы выделяем 4 компонента не потому, что кто-то выделил такое количество компонентов. Это только наше видение данного вопроса. Надеюсь, что кому-нибудь это очень поможет.
  • Петровская Мария Владимировна 31.03.13 в 19:16 #
    ну и собственно почему их четыре,а не три или семь?
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 19:32 #
    Спасибо за вопрос. Проанализировав труды различных ученых, к однозначному выводу прийти не удалось, так как каждый из них выделял свои компоненты психологической культуры, а количество компонентов колебалось от 3 до 10. Проанализировав все выделяемые ранее компоненты, мы пришли к тому, что некоторые объединили между собой и получили когнитивно-деятельностный и эмоционально-ценностный, какие-то исключили по той причине, что они не свойственны курсантам. И в итоге у нас получилось, что психологиче
  • Онищенко Виктория Анатольевна 31.03.13 в 21:25 #
    очень интересная работа. Прочитала с удовольствием, тем более что сама являюсь курсантом. есть над чем задуматься... Но ваши рекомендации в основном для руководящего и преподавательского состава.. А что вы посоветуете лично курсанту для того,чтобы он сам у себя формировал и развивал психологическую культуру?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 21:46 #
      Спасибо за вопрос, Виктория. Курсанту я посоветовала бы больше увлекаться изучением психологии и применять свои знания на практике. Поинтересоваться, что могут означать те или иные жесты во время общения. Но попрошу заметить в процессе развития огромную роль играют и знания в других сферах. Так что курсантам, в первую очередь, нельзя пускать все на самотек. Нужно заниматься также саморазвитием, самообразованием, которое выходит за рамки военной среды.
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 23:55 #
      Рада, что Вам понравилась эта работа. Спасибо за лестные отзывы
    • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:06 #
      Очень приятно осознавать, что данная работа кому-то еще интересна
    • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:14 #
      Что ж, простите, что акцентирование внимания производилось на руководящем и преподавательском составе. Попытаемся исправить сложившуюся ситуацию
  • Онищенко Виктория Анатольевна 31.03.13 в 21:27 #
    а вы сами участвовали в описываемом эксперименте?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 21:49 #
      Что касается меня лично, то да. Я тоже участвовала в описываемом эксперименте. Причем с большим интересом. Ведь хотелось узнать, на каком уровне находится психологическая культура у меня.
      • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:16 #
        ну и естественно не только у меня, но и у моих однокурсников и курсантов, которые на год младше.
  • Онищенко Виктория Анатольевна 31.03.13 в 21:28 #
    если участвовали, каковы ваши результаты в развитии психологической культуры до и после эксперимента?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 21:52 #
      Как я сказала ранее, я участвовала в описываемом эксперименте. На начальном этапе эксперимента у меня были следующие результаты:
  • Онищенко Виктория Анатольевна 31.03.13 в 21:44 #
    как вы считаете а офицерам всем нужна психологическая культура или это как-то зависит от его должности? Ведь если это помощник командира по работе в с личным составом то тут вопросов нет, а если он сидит на боевом дежурстве под землей сутками, то может для него это у не надо?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:41 #
      Спасибо за вопрос. Практика показывает, что психологическая культура нужна всем офицерам без исключения не зависимо от занимаемой ими должности. Причем она должна быть на достаточно высоком уровне. У каждого офицера есть подчиненные, да и он сам зачастую является подчиненным старшего офицера, следовательно, каждому офицеру необходимо уметь правильно и грамотно общаться с подчиненным или с начальником, необходимо распознавать, что чувствует собеседник, интуитивно догадываться, что последует вслед
      • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:17 #
        в данном случае нельзя сказать, что она нужна лишь помощнику командира по работе с личным составом. Это суждение будет ошибочным
      • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:17 #
        в данном случае нельзя сказать, что она нужна лишь помощнику командира по работе с личным составом. Это суждение будет ошибочным
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:48 #
      Что же касается офицеров, которые несут боевое дежурство, находясь под землей, то им психологическая культура также необходима, так как даже на дежурстве им приходится общаться с подчиненными, которые несут службу вместе с ними, а также с теми, кто передает те или иные указания. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости для всех офицеров обладать психологической культурой
      • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 23:57 #
        Но опять же, Сколько людей, столько и мнений... Нельзя полагаться на чье-либо одно мнение. Необходимо анализировать все известные мнения по данной проблеме
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 21:55 #
    Эмоционально-ценностный компонент находился на среднем уровне сформированности, так как я не всегда могла сдерживать спонтанные импульсивные реакции, был не достаточно сформированный уровень самоконтроля, самообладание и выдержка.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:03 #
    Что касается когнитивно-деятельностного компонента, то изначально он находился также на среднем уровне сформированности. Да, бесспорно у меня был высокий интеллект, но совершенству нет предела. У меня вызывали определенные трудности абстрагирование и рефлексия. Мне с трудом удавались они. Да, самостоятельность присутствовала, но далеко не всегда. Я очень сильно была подвержена влиянию окружающих. Что же касается воображения, то оно у меня очень хорошее. Но это только из-за того, что я его развив
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:08 #
    Перейдем к коммуникативному компоненту. Он у меня находился на среднем уровне, так как у меня был достаточно приличный уровень коммуникативной культуры, но при этом я недостаточно хорошо могла слушать партнера по диалогу, имела кое-какое представление о преодолении психологических и коммуникативных барьеров, но иногда все же не могла их преодолеть.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:11 #
    Рефлексивный компонент находился на низком уровне развития. Я плохо осознавала, что вскоре буду офицером, при этом осознавала свое место в профессии, и могла сформулировать свои профессионально важные качества. Мне плохо давались приемы рефлексивного мышления.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:14 #
    После проведения эксперимента я соотнесла показатели ДО и ПОСЛЕ и получила, что показатель по всем компонентам улучшились на один уровень.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:18 #
    В результате эмоционально-ценностный компонент находился к концу эксперимента на высоком уровне, когнитивно-деятельностный - на высоком, коммуникативный - на высоком, а рефлексивный - на среднем уровне сформированности. Но еще раз повторюсь. Совершенству нет предела. Необходимо непрерывно работать над улучшением своей психологической культуры. Курсантам во время обучения помогают в этом преподаватели и начальство курса и факультета. Стремитесь взять как можно больше. В дальнейшей жизни практичес
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:18 #
    В результате эмоционально-ценностный компонент находился к концу эксперимента на высоком уровне, когнитивно-деятельностный - на высоком, коммуникативный - на высоком, а рефлексивный - на среднем уровне сформированности. Но еще раз повторюсь. Совершенству нет предела. Необходимо непрерывно работать над улучшением своей психологической культуры. Курсантам во время обучения помогают в этом преподаватели и начальство курса и факультета. Стремитесь взять как можно больше. В дальнейшей жизни практичес
  • Петровская Мария Владимировна 31.03.13 в 22:43 #
    Интересно наблюдать за дискуссией. Екатерина, а вы случайно не думали о том, чтобы после окончания военного вуза заниматься научной деятельностью, писать диссертацию?
    • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:54 #
      Спасибо за вопрос, Мария Владимировна. После окончания военного вуза вполне возможно и написание диссертации. Такая мысль неоднократно проскальзывала и с достаточно высокой вероятностью можно сказать, что данная работа будет продолжена, и очень даже может быть, что завершится она написанием диссертации
  • Молоканова Екатерина Викторовна 31.03.13 в 22:56 #
    Большое спасибо Всем, кто принимал непосредственное участие в обсуждении данной работы. Очень приятно, что раскрытая тема получила столь много лестных отзывов. Еще раз спасибо большое ВСЕМ!!!!!
  • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:08 #
    Приятно осознавать, что работа проделана не зря, и что кому-то она принесла пользу.
  • Молоканова Екатерина Викторовна 01.04.13 в 00:09 #
    Надеюсь, что таких людей достаточное количество. Развивайте психологическую культуру сами и помогайте развивать ее другим людям.

Обсуждение работ закрыто!