Работа интересная, при этом достаточно неожиданная...не ожидал что такие проблемы интересны молодежи, думал это тема интересна более преподавателям, аспирантам, молодым ученым. скажите почему вы решили выбрать эту тему?
Спасибо за вопрос.При выборе темы, в первую очередь, я руководствовалась тем, что курсанты - это будущие офицеры. А перед офицерами постоянно стоит множество вопросов, решая которые требуется широкий кругозор, военно-профессиональная культура, жизненный опыт, какие-либо специальные познания, а также хорошее знание практической психологии. из всего вышеперечисленного следует, что на выбор именно данной темы исследования, проблема которого заключается в определении психолого-педагогических условий
Согласен с предыдущим комментарием, что работа интересная...Скажите, на какие основные научно-методичесчкие источники вы опирались при разработке структуры психологической культуры курсантов?
Спасибо за вопрос,Александр Владимирович. При проведении исследовательской работы было использовано более 30-и научно-методических источника, основными из которых являются: Акмеология: Учебное пособие А. Дергач, В. Зазыкин; Психология личностного роста Битянова Н.Р.; Психологическая культура в педагогике Буров В.; Психологическая культура в образовании в XXI веке Буров В.; Психологическая культура личности Мотков О.И.; Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей сист
Скажите Екатерина - существуют ли, по Вашему мнению, различия в проявлениях психологической культуры курсантов и студентов? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.
Спасибо за вопрос, Мария Владимировна. На мой взгляд, различия в проявлениях психологической культуры курсантов и студентов безусловно присутствуют. В данной работе было рассмотрено несколько компонентов психологической культуры
Если проводить сравнительную характеристику курсантов и студентов по каждому компоненту отдельно, то, на мой взгляд, можно получить следующие результаты.
Спасибо Вам за вопрос. На мой взгляд, безусловно между этими двумя понятиями развица есть. Психологическая компетенция более емкое понятие. Придерживаюсь все же такого мнения, что психологическая культура - это начальный этап развития психологической компетенции. Психологическая культура свойственна людям, которые только начинают познавать самого себя, мир и процесс взаимодействия с ним. Психологическую культуру можно развивать самому, а также на ее развитие направлены и учебные занятия. Что кас
Коммуникативный компонент.
По моему мнению, данный компонент лучше развит у студентов, так как в своей жизнедеятельности они активно овладевают вербальными и невербальными средствами коммуникативного воздействия, при общении (даже с преподавателями) студентам легче установить и поддерживать психологический контакт, они обладают возможностью преодолевания психологических и коммуникативных барьеров... Что же касается курсантов, в этом плане им несколько сложнее, а отсюда и показатели по данному ко
Что же касается эмоционально-ценностного компонента психологической культуры, здесь, на мой взгляд, будут наблюдаться наибольшие различия. Но это ни в коем случае не связано с тем, что кто-то менее эмоционален или у кого-то отсутствуют ценности. Просто дело в самих ценностях. Они кординально различаются у курсантов и студентов. А если брать во внимание просто показатели уровня развития эмоционально-ценностного компонента, то получим, что развит этот компонент одинаково и у курсантов и у студенто
Может быть вопрос не совсем по Вашей теме, но хотелось бы узнать а как Вы оцениваете уровень психологической культуры современного российского офицера? например преподавателя военного вуза? только честно...
Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Если быть честной, то уровень развития психологической культуры у современного российского офицера оставляет желать лучшего. Да, коммуникативный компонент психологической культуры развит, но только если дело касается сугубо профессиональной среды, так как проявить себя в других средах не зачастую не представляется возможным. Современный офицер, особенно если брать лейтенанта, который только что выпустился из ВУЗа, пребывает в некоторой растерянности, ведь
Когнитивно-деятельностный компонент. здесь курсанты и студенты в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Обе категории обладают высоким интелектом, глубиной мышления, оперативность мышления выше у курсантов, так как их с самого первого дня обучают этому. Самостоятельность же выше развита у студентов, ведь курсанты чаще всего действуют по указаниям и под чьим-либо руководством. Студенты бесспорно обладают более широким кругозором, чем курсанты, а вот кутьтурный уровень выше у курсантов за счет того
С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
С рефлексивным же компонентом дело обстоит следующим образом: курсанты владеют данным компонентом психологической культуры в достаточной мере для военно-профессиональной деятельности, могут спрогнозировать поведение субъектов военно-профессиональной деятельности, могут спланировать свою познавательную деятельность, но при этом курсантам достаточно непросто приходится, когда они попадают в иную среду, отличную от военно-профессиональной. Что же касается студентов, они владеют рефлексивным компоне
Спасибо за Ваш вопрос. Да, Мария Владимировна, результаты исследований уже обсуждались на международной научной конференции в ВОРОНЕЖСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, в настоящее время обсуждение проходит на студенческом научном форуме. В ближайшее время планируется выступление с научной работой на данную тему на ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНЫХ РАБОТ МО РФ, который будет проходить в ВУ МО в г. Москва, а также на всероссийской научно-практической конференции Перспектива-2013
В своей работе Вы выделили психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов. Можно поподробнее узнать о том, как они реализовывались на практике?
Спасибо за вопрос. Попробую максимально подробно изложить суть каждого из выделенных в работе психолого-педагогических условий формирования психологической культуры курсантов.
Возьмем для начала УЧЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Данное психолого-педагогическое условие реализуется преподавательским составом, а также командованием факультета и курса на основании наблюдения за каждым курсантом в отдельности и его поведением внутри коллектива. В результате данного наблюдения делаются выводы о том, какие компоненты психологической культуры необходимо развивать у каждого из курсантов. И старается сделать максимально возможным данное развитие.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ К СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Данное психолого-педагогическое условие реализуется преподавательским составом в период обучения. Смысл его состоит в том, что для каждой специальности есть определенные знание, без которых служба по данному профилю, если не невозможна, то значительно затруднена. В связи с этим первостепенной задачей преподавателей является обучение курсантов всем нюансам их будущей профессии. В процессе данного исследования было выявлено, что курсанты лучше
ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЕКТИВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Это условие реализуется преподавательским составом и отделом планирования образовательного процесса. Смысл его состоит в том, что каким бы хорошим теоретиком ты ни был, без практики ты далеко не уйдешь. То же касается и тех, кто преуспевает с практической составляющей психологической культуры. Без теоретических занятий будет довольно сложно.
Для примера я привела лишь три психолого-педпгогических условия и пояснила их. Если пожелаете, то задавайте вопросы по каким-либо конкретным интересующим Вас вопросам. Спасибо.
Спасибо за вопрос. В своем исследовании мы опирались не на одно и не на несколько определений. Мы проводили анализ более 30 определений психологической культуры различных авторов. Среди авторов можно отметить таких как: Егорова Т.Е., Мотков И.В., Демина Л.Д., Певзнер Н.Ю, Кокоева Р.Т., Орлов А.Б., Семикин В.В. , Колмогорова Л.С. и другие.
определений очень много и все они очень разнообразны по содержанию, но в нашей работе мы постарались создать новое определение психологической культуры, которое максимально вобрало бы смысл всех определений
Спасибо за вопрос. В структуре психологической культуры мы выделяем 4 компонента не потому, что кто-то выделил такое количество компонентов. Это только наше видение данного вопроса. Надеюсь, что кому-нибудь это очень поможет.
Спасибо за вопрос. Проанализировав труды различных ученых, к однозначному выводу прийти не удалось, так как каждый из них выделял свои компоненты психологической культуры, а количество компонентов колебалось от 3 до 10. Проанализировав все выделяемые ранее компоненты, мы пришли к тому, что некоторые объединили между собой и получили когнитивно-деятельностный и эмоционально-ценностный, какие-то исключили по той причине, что они не свойственны курсантам. И в итоге у нас получилось, что психологиче
очень интересная работа. Прочитала с удовольствием, тем более что сама являюсь курсантом. есть над чем задуматься... Но ваши рекомендации в основном для руководящего и преподавательского состава.. А что вы посоветуете лично курсанту для того,чтобы он сам у себя формировал и развивал психологическую культуру?
Спасибо за вопрос, Виктория. Курсанту я посоветовала бы больше увлекаться изучением психологии и применять свои знания на практике. Поинтересоваться, что могут означать те или иные жесты во время общения. Но попрошу заметить в процессе развития огромную роль играют и знания в других сферах. Так что курсантам, в первую очередь, нельзя пускать все на самотек. Нужно заниматься также саморазвитием, самообразованием, которое выходит за рамки военной среды.
Что касается меня лично, то да. Я тоже участвовала в описываемом эксперименте. Причем с большим интересом. Ведь хотелось узнать, на каком уровне находится психологическая культура у меня.
как вы считаете а офицерам всем нужна психологическая культура или это как-то зависит от его должности? Ведь если это помощник командира по работе в с личным составом то тут вопросов нет, а если он сидит на боевом дежурстве под землей сутками, то может для него это у не надо?
Спасибо за вопрос. Практика показывает, что психологическая культура нужна всем офицерам без исключения не зависимо от занимаемой ими должности. Причем она должна быть на достаточно высоком уровне. У каждого офицера есть подчиненные, да и он сам зачастую является подчиненным старшего офицера, следовательно, каждому офицеру необходимо уметь правильно и грамотно общаться с подчиненным или с начальником, необходимо распознавать, что чувствует собеседник, интуитивно догадываться, что последует вслед
Что же касается офицеров, которые несут боевое дежурство, находясь под землей, то им психологическая культура также необходима, так как даже на дежурстве им приходится общаться с подчиненными, которые несут службу вместе с ними, а также с теми, кто передает те или иные указания. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости для всех офицеров обладать психологической культурой
Но опять же, Сколько людей, столько и мнений... Нельзя полагаться на чье-либо одно мнение. Необходимо анализировать все известные мнения по данной проблеме
Эмоционально-ценностный компонент находился на среднем уровне сформированности, так как я не всегда могла сдерживать спонтанные импульсивные реакции, был не достаточно сформированный уровень самоконтроля, самообладание и выдержка.
Что касается когнитивно-деятельностного компонента, то изначально он находился также на среднем уровне сформированности. Да, бесспорно у меня был высокий интеллект, но совершенству нет предела. У меня вызывали определенные трудности абстрагирование и рефлексия. Мне с трудом удавались они. Да, самостоятельность присутствовала, но далеко не всегда. Я очень сильно была подвержена влиянию окружающих. Что же касается воображения, то оно у меня очень хорошее. Но это только из-за того, что я его развив
Перейдем к коммуникативному компоненту. Он у меня находился на среднем уровне, так как у меня был достаточно приличный уровень коммуникативной культуры, но при этом я недостаточно хорошо могла слушать партнера по диалогу, имела кое-какое представление о преодолении психологических и коммуникативных барьеров, но иногда все же не могла их преодолеть.
Рефлексивный компонент находился на низком уровне развития. Я плохо осознавала, что вскоре буду офицером, при этом осознавала свое место в профессии, и могла сформулировать свои профессионально важные качества. Мне плохо давались приемы рефлексивного мышления.
В результате эмоционально-ценностный компонент находился к концу эксперимента на высоком уровне, когнитивно-деятельностный - на высоком, коммуникативный - на высоком, а рефлексивный - на среднем уровне сформированности. Но еще раз повторюсь. Совершенству нет предела. Необходимо непрерывно работать над улучшением своей психологической культуры. Курсантам во время обучения помогают в этом преподаватели и начальство курса и факультета. Стремитесь взять как можно больше. В дальнейшей жизни практичес
В результате эмоционально-ценностный компонент находился к концу эксперимента на высоком уровне, когнитивно-деятельностный - на высоком, коммуникативный - на высоком, а рефлексивный - на среднем уровне сформированности. Но еще раз повторюсь. Совершенству нет предела. Необходимо непрерывно работать над улучшением своей психологической культуры. Курсантам во время обучения помогают в этом преподаватели и начальство курса и факультета. Стремитесь взять как можно больше. В дальнейшей жизни практичес
Интересно наблюдать за дискуссией. Екатерина, а вы случайно не думали о том, чтобы после окончания военного вуза заниматься научной деятельностью, писать диссертацию?
Спасибо за вопрос, Мария Владимировна. После окончания военного вуза вполне возможно и написание диссертации. Такая мысль неоднократно проскальзывала и с достаточно высокой вероятностью можно сказать, что данная работа будет продолжена, и очень даже может быть, что завершится она написанием диссертации
Большое спасибо Всем, кто принимал непосредственное участие в обсуждении данной работы. Очень приятно, что раскрытая тема получила столь много лестных отзывов. Еще раз спасибо большое ВСЕМ!!!!!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!