ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед офицером постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, военно-профессиональной культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания практической психологии. Чтобы разбираться в сложных отношениях подчиненных, сослуживцев, членов их семей, их переживаниях и поступках, в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, необходимо знать закономерности психической жизни. Каждый офицер в процесс работы неизбежно опирается на данные психологии. Это ‒ эмпирическая, житейская психология, основанная на личном опыте, знании жизни и людей. Преобладающая часть таких знаний правильно отражает психологические закономерности. Сама жизнь вынуждает офицера в научных исследованиях использовать знания общей психологии, применяя их к решению конкретных вопросов и разработке на этой основе психологических рекомендаций.

В связи со спецификой военно-профессиональной деятельности офицера  возникает необходимость исследования проблемы формирования психологической культуры у курсантов военных вузов как будущих офицеров. Многоаспектность, многозначность понятия «психологическая культура» применительно к профессиональной деятельности офицера, значимость ее в обеспечении эффективности военно-профессиональной деятельности обусловили выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении психолого-педагогических условий формирования психологической культуры курсантов военных вузов как важнейшего профессионально значимого качества личности.

Целью работы явилось изучение особенностей формирования психологической культуры курсантов военных вузов.

Объект исследования ‒ процесс формирования психологической культуры курсантов военных вузов.

Предмет исследования ‒ психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов в условиях военного вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи:

-   уточнить теоретические аспекты проблемы формирования психологической культуры курсантов военных вузов;

-   определить психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов военных вузов и выявить их эффективность.

Практическая значимость исследования заключается:

- в возможности использования материалов исследования в учебном процессе военных вузов (при разработке лекций, семинаров и практических занятий по дисциплинам «Психология и педагогика», «Организационное поведение» и др.) и воспитательной работе с курсантами;

-  в применении его результатов в системе психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности курсантов по совершенствованию профессиональной подготовки, целенаправленному формированию психологической культуры будущих офицеров.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Известно, что культура есть мера развития человека. Она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Именно поэтому культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность ‒ широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность ‒ умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильные встречные движения, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать и т.д.

Основанием общей культуры человека, критерием ее выраженности выступает психологическая культура, которая представляет собой интегративное профессиональное качество, позволяющее офицеру познать людей, находящихся рядом с ним, сущность своей деятельности, обладать психологическими свойствами, способствующими самоанализу, самооценке, самопознанию своей личности. В области общественных отношений психическая жизнь людей нередко приобретает своеобразные черты, психические закономерности выступают здесь в специфических проявлениях и сочетаниях. Эта специфика отчетливо выражается в субъективных факторах, психических закономерностях, психологических основах военно-профессиональной деятельности. Весь этот особый мир психических явлений охватывается общим понятием военной психологии, включающую в себя психологическую подготовку будущих офицеров, где одним из направлений является формирование психологической культуры [4, 8, 12].

На современном этапе модернизации Вооруженных Сил РФ роль психологической культуры в деятельности офицера постепенно возрастает. Психологическая культура становится фундаментом теоретической и практической подготовки офицеров, играет ведущую роль в усилении направленности офицеров на саморазвитие, профессиональное самосовершенствование. Психологическая культура служит творческой преобразующей деятельности руководителя. Она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновывать факты и явления, но и определять научно-обоснованные способы саморазвития. Одновременно она служит средством совершенствования профессиональной деятельности офицера, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.

Офицеру повседневно приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями психики людей (подчиненные, начальники, сослуживцы и т.д.), при этом нередко возникает необходимость  разобраться в сложностях их душевного мира с тем, чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Особенность деятельности офицера состоит в том, что он постепенно формирует определенные знания о человеческой психике. В конечном итоге это определяет необходимость высокого уровня профессиональной компетентности офицера как главного интегрального фактора. Помимо военно-профессиональных знаний офицер должен владеть психологическими приемами, позволяющими с большей эффективностью добиваться своих целей. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом офицера, то есть системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.

Психологическая культура офицера ‒ комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию военно-профессиональной деятельности, психологические характеристики отдельных воинских профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения. В своей работе мы опираемся на данное определение психологической культуры и акцентируем внимание на важной ее составляющей ‒ отношении будущего офицера к профессиональной деятельности, к себе как субъекту воинского труда и другим людям ‒ участникам данной деятельности. Раскрывая сущность и содержание понятия «психологическая культура личности», на наш взгляд, необходимо исходить из того, что это культура создания и восприятия психологических явлений жизни, отношения человека к действительности, психологическое свойство личности по отношению к себе и соответственно этим феноменам совершенствование своих личностных свойств и качеств, способствующих эффективной профессиональной деятельности. Следовательно, процесс формирования психологической культуры предполагает широкий спектр деятельности, интегрированную систему всей работы в учебных заведениях, занимающихся подготовкой будущих офицеров.

Сложность феномена культуры, существование её «на границах», личностная форма проявления обусловливают сложность проблемы вычленения ее структурно-содержательных характеристик. Очевидно, что в рамках только одной концептуальной конструкции невозможно с одинаковой степенью охвата и глубины провести анализ и отразить специфику процесса развития психологической культуры курсанта военного вуза как личностного образования [3].

Применительно к анализу психологической культуры как компоненту общей и профессиональной культуры становятся правомерными системно-структурный, аксиологический, личностный, деятельностный, акмеологический подходы. Они содержат возможности понимания не только содержания, но и сущности, механизмов и детерминант психологической культуры курсанта военного вуза. Рассмотрим их конструктивные идеи и положения.

Системно-структурный подход предполагает развитие диалектики внутреннего и внешнего, включая два аспекта: взаимодействие системы со средой и иерархичностью систем, т.е. вовлеченность любой системы как подсистемы в некоторую более сложную систему. При этом решающую роль в системно-структурном подходе играет понятие структура. И.Б. Новик отмечает, что система и структура соотносительны и выступают как единство противоположностей, а сам системно-структурный подход в общем виде означает рассмотрение познавательных объектов в качестве систем элементов под углом зрения их структур [10].

В настоящем исследовании системно-структурный подход является основой представления психологической культуры курсанта как целостной саморегулируемой системы, которая взаимодействует с другими системами и испытывает на себе их влияние; имеет уровневое строение, в рамках которого обеспечивается функционирование целого и переход всей системы в оптимальное состояние (В.А. Барабанщиков, Л.Я. Зорипа, Т.А. Ильина, А.Н. Крутский, Б.Ф. Ломов и др.).

Системно-структурный подход дает возможность изучать психологическую культуру в целом и роль ее отдельных компонентов в различные моменты ее функционирования. Это предоставляет возможность установить, какие изменения других компонентов сопряжены с изменением одного из них. Изучение того, какой из этих компонентов играет решающую роль, не представляется возможным без рассмотрения его во взаимосвязи и взаимодействии с другими [6].

Системно-структурный подход предполагает, с одной стороны, рассмотрение психологической культуры в качестве динамически развивающегося целого (Л.С. Колмогорова, Н.И. Исаева, В.В. Семикин, Т.Е. Егорова и др.), с другой - расчленение её на составляющие структурные элементы в их взаимодействии, поскольку в реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элементы, так и на систему в целом (Е.А. Климов, Н.Т. Селезнева, Н.И. Лифинцева и др.). Тем самым создается возможность определить закономерные связи элементов системы, а также их соотношение и субординацию.

Аксиологический подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Он предполагает, что не всякий результат деятельности может называться достоянием культуры и потому сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», ‒ отмечал Ф. Дюмон. В современных социально-философских и психолого-педагогических постижениях культуры актуализируется ее аксиологическая природа.

Аксиологический подход к изучению психологической культуры позволяет ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя её креативное (продуцирующее, творческое) начало [9].

В контексте аксиологического подхода становится возможным изучать ценностно-смысловые ориентации в развитии психологической культуры (Н.Т. Селезнева), эмоционально-ценностное отношение как критерий сформированности психологической культуры (Л.С. Колмогорова), смыслотехнические приемы и воздействия как инструментальные средства психологической культуры (В.В. Семикин), эмоционально-ценностные стороны психологической культуры (И.В. Будовская), ценностно-смысловые аспекты психологической культуры (Л.Д. Дёмина, Т.Е. Егорова) и др.

При этом важным аксиологическим аспектом изучения психологической культуры, на наш взгляд, является проблема соотношения между ценностями, которые декларируются и которые выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. 

Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату [7].

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора (А.Н. Леонтьев).

В контексте настоящего исследования личностный подход предполагает смещение акцентов в учебной деятельности курсанта на овладение знаниями,  умениями,  навыками психологической культуры,  а также развитие личностного потенциала будущего офицера. Приоритетной задачей становится столько освоение представлений о психологической культуре, механизмов и закономерностей ее развития,  сколько раскрытие личностных детерминант психологической культуры, развитие личностных ресурсов и потенциалов. Пути реализации данного подхода представлены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,  Т.Г.  Киселевой,  Б.Г.  Мосалёва,  К.  Роджерса,  и конкретизированы применительно к психологической культуре в работах И.В. Моткова, А.Б. Орлова, Т.Е. Егоровой, Н.Т. Селезневой, И.В. Дубровиной, Н.Ю. Певзнер и др.

Деятельностный подход в исследовании психологической культуры имеет методологической основой иерархию диспозиционных образований, рассматриваемую с социально-психологических позиций. Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях, третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением, наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения или собственно деятельность. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека - в области познания, труда и общественной жизни [2].

Конечной целью анализа психологической культуры курсанта в рамках деятельностного подхода является оценка его культурного потенциала как субъекта военно-профессиональной деятельности через количество и качество усвоенных содержаний, и через те личностные творческие, креативные «вставки», которые курсант делает, реализуя себя в процессе учебной деятельности, и в целом в социокультурной жизни.

Акмеологический подход определяется использованием общеметодологических подходов  и принципов, а также специальных, более конкретных методологических принципов и представляет собой обобщающий метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности и по своему содержанию являющийся развитием профессиографического подхода [1].

Основу акмеологического подхода составляет исследование сложных функциональных систем: человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; педагогических систем, которые создает сам курсант в русле тех парадигм, которые существуют в современном образовательном процессе, и социума, а также тех условий, в которых осуществляется профессиональная подготовка специалиста.

Исходные позиции акмеологического подхода содержат продуктивные идеи для выделения и обоснования критериев функционирования психологической культуры курсанта, поскольку в нем интегрируются в целостную систему результаты психологических, педагогических, социологических и других исследований, а также исследований по психологии труда.

Использование акмеологического подхода применительно к изучению и развитию психологической культуры позволяет, прежде всего, рассматривать курсанта как целостное динамично изменяющееся единство макрохарактеристик индивида, индивидуальности, личности, субъекта труда, управленца, педагога и т.п. (Е.В. Дементьева, А.А. Леженина, Г.И. Марасанов, Н.Е. Певзнер, О.В. Пузикова, Н.Т. Селезнева и др.). Как отмечает Н.Т. Селезнева, актуально при этом не только изучение взаимосвязей между отмеченными макрохарактеристиками, но и включенности их в отдельности и целостности, непосредственные и опосредованные контакты окружающей реальностью [13].

Таким образом, психологическая культура как форма культурной активности курсанта есть системное образование, содержащее структурные и функциональные компоненты, которые обладают интегрированными свойствами.

Реализация рассмотренных подходов в исследовании позволила определить структуру психологической культуры курсантов ‒ будущих офицеров (рис. 1). Изучение профессиографических требований позволило компонентный состав психологической культуры в соответствии со спецификой деятельности офицера. Нами были выделены следующие компоненты психологической культуры офицера: эмоционально-ценностный, когнитивно-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный.

Эмоционально-ценностный

компонент

Когнитивно-деятельностный

компонент

Коммуникативный компонент

Рефлексивный

компонент

- толерантность к воздействию стресс-факто-ров военной службы, высокий уровень самоконтроля, самообладание, выдержка;

- способность сдерживать      спонтанные    импульсивные реакции;

- развитые    адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, активность, подвижность, динамичность нервных процессов);

 - сформированность ценностных   ориентаций;

- культура нравственного сознания;

- культура нравственных чувств;

-  культура  поведения

- высокий интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способность к абстрагированию, рефлексии;

- глубина, оперативность, широта,  самостоятельность, продуктивность, гибкость,  критичность,    прогностичность

мышления;

- широкий   кругозор, эрудированность, высокий культурный уровень;

- развитое   воображение,     наблюдательность,

интуиция;

- развитая память, способность к быстрой актуализации информации;

- способность к сосредоточению, концентрации  внимания и его быстрому переключению;

- активное  восприятие

- способность устанавливать и поддерживать психологический контакт, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры;

- проницательность, хорошее развитие механизмов рефлексии и идентификации, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно интерпретировать поведение и невербальные проявления собеседника, понимать его внутренний мир, психологические особенности, потребности, мотивы поведения;

- владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного воздействия;

 - культура речи

 

- построение мысленной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события;

- планирование собственной познавательной деятельности;

- прогнозирование поведения   субъектов военно-профессиональной деятельности;

- разработки системы

воздействия на субъектов военно-профессио-нальной деятельности

  Рисунок 1 - Структура психологической культуры курсантов военных вузов

Также была разработана система показателей для определения уровней сформированности психологической культуры курсантов военных вузов (таблица 1).

Таблица 1 - Система показателей для определения уровней сформированности психологической культуры курсантов военных вузов

Компоненты

психологической

культуры

Уровни сформированности психологической культуры

низкий

средний

высокий

Эмоционально-ценностный  

 

низкая стрессоустой-чивость, слабые выдержка, самоконтроль и самообладание, импульсивность поступков, неспособность сдерживать спонтанные проявления эмоций;

невротические или психопатические черты и проявления; низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к военной службе

некоторое представление о механизмах психологической защиты, наличие выдержки и способности сдерживать спон-танные импульсивные реакции, знание основ профессиональной военной этики, знание и соблюдение основных принципов морали

толерантность к

воздействию стресс-факторов, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, выдержка, способность сдер-живать спонтанные импульсивные реакции;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, активность, подвижность, динамичность нервных процессов);

уважение к людям, понимание чувства их личного достоинства, духовное здоровье, готовность прийти на помощь, вежливость, тактичность, этичность в общении; культура поведения в коллективе, среди людей; принципиальность и справедливость в решении проблем; требовательность и гуманность, демократичность, уважение права другого человека на свое мнение, позицию и выбор решения; честность, преданность Родине и др.

 


Продолжение таблицы 1

          Компоненты      

психологической

культуры

Уровни сформированности психологической культуры

низкий

средний

высокий

Когнитивно-деятельностный

низкий интеллект,

неспособность к

абстрагированию, прогнозированию, рефлексии; шаблонность, стереотипность мышления;

невысокая эрудиция, ограниченность круга интересов, низкий культурный уровень;

слабая память, неразвитые воображение, интуиция;

невнимательность;

низкая умственная работоспособность; быстрая истощаемость нервных процессов, рассредоточение внимания в ситуациях, сопровождаемых интенсивными физическими и психическими

перегрузками

достаточные знания в области военной науки и других научных отраслях, достаточный кругозор, эрудированность;

достаточный уровень развития общей культуры;

добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, инициативность, активность, стремление проявлять деловые и организаторские качества

высокий интеллект, способность к абстрагированию, рефлексии; глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;

широкий кругозор, эрудированность, высокий культурный уровень;

высокая умственная работоспособность;

добросовестность, активность, трудолюбие, организованность личности,

стремление к достижению успеха в

профессиональной деятельности

Коммуникативный

неумение устанавливать психологический контакт с участниками процесса общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, замкнутость, повышенная тревожность, плохое владение средствами межличностного познания, неспособность правильно понимать и интерпретировать поведение и невербальные проявления собеседника, слабое владение вербальными и невербальны--

 

 

 

 


ми средствами общения, навыками публичного выступления, высокомерие, бестактность, грубость, неуважительное отношение к людям, повышенные конфликтность, агрессивность, подозрительность, обидчивость, жесткость принятых стереотипов межличностного взаимодействия, неумение гибко изменять стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации, склонность к неуставным взаимоотношениям

некоторое представление о методах и приемах установления и поддержания психологического контакта, преодоления психологических и коммуникативных барьеров, недостаточное развитие механизмов рефлексии и идентификации, недостаточные умения слушать партнера по диалогу, частичные навыки правильного интерпретирования поведения и невербальных проявлений собеседника,   элементарные

 

 

 

 

 

умения и навыки для решения конфликтных ситуаций, ограниченный выбор стратегий коммуникативного взаимодействия; достаточный уровень коммуникативной культуры

способность устанавливать и поддерживать психологический контакт, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры; проницательность, хорошее развитие механизмов рефлексии и идентификации, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно интерпретировать поведение и невербальные проявления собеседника, понимать его внутренний мир, психологические   особенно-

 

 

 

 

 

сти, потребности, мотивы поведения;

свободное владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного воздействия; высокая культура речи;

вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, доброжелательное отношение к людям; умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную стратегию коммуникативного взаимодействия;

чувство юмора

Рефлексивный

низкий уровень владения приемами рефлексивного мышления, недостаточное осознание себя как будущего офицера, низкий уровень соотнесения своих личных целей, мотивов и ценностей с целями, мотивами и ценностями профессионального сообщества, осознание своего места в профессии, осознание своих профессионально важных качеств

средний уровень владения приемами рефлексивного мышления, рефлексия соответствия своих личных целей, мотивов и ценностей целям, мотивам и ценностям профессионального сообщества, осознание своего места в профессии, осознание своих профессионально важных качеств, положительная самооценка, недостаточное осознание и принятие своих сильных и слабых сторон, недостаточно высокое прогнозирование своего будущего

высокий уровень владения приемами рефлексивного мышления, осознание себя как профессионала, рефлексия соответствия своих личных целей, мотивов и ценностей целям, мотивам и ценностям профессионального сообщества, осознание своего места в профессии,  рефлексия оснований для формирования положительной самооценки, осознание и принятие своих сильных и слабых сторон, сознательное построение профессиональной карьеры, прогнозирование будущего «своего Я».

 Несформированность определенных психологических образований обусловливает низкий уровень функционирования психологической культуры, проявления которого имеют характер психологических проблем, нарушений в психологическом здоровье человека, что оказывает влияние на адаптационные процессы. Эти проблемы связаны с низким уровнем развития того или иного компонента психологической культуры, являющейся средством поддержания психологического здоровья. Дисбаланс или нарушение функционирования психологической культуры обусловливает процессы завышения или занижения уровня влияния на личность того или иного показателя психологической культуры, что проявляется в поведении как стратегия решать возникающие проблемы, актуализируя его свойство недостаточно или чрезмерно. Примером может быть как недостаточно верное, искаженное понимание своей роли в той или иной ситуации (связанное с приписыванием, а не реальным пониманием), так и чрезмерная подверженность процессу оценивания себя с тенденцией недооценки. Подобный подход позволяет выделить типы дезадаптивных стратегий решения проблем, характеристики которых имеют дихотомический характер: снижение функции показателя - превышение функции показателя. В результате относительно адаптивной стратегии (норма функционирования показателя) складываются аккомодативная дезадаптивная стратегия реагирования (функция показателя снижена) и ассимилятивная дезадаптивная стратегия (функция показателя значительно превышена).

Таким образом, психологическая культура является профессионально важным качеством деятельности офицера и включает в себя: отношение к профессии офицера, комплекс психологических знаний о психологии личности и деятельности, специфике воинского труда, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Для определения специфики формирования психологической культуры курсантов в процессе профессионального обучения важно определить системообразующий фактор в структуре изучаемого феномена, которым, на наш взгляд, является комплекс отношений будущего офицера к профессиональной деятельности, к себе как субъекту воинского труда и к другим людям.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе одного из военных вузов Министерства обороны РФ. Диагностика проводилась до начала и по окончании эксперимента. Выборка представлена 90 курсантами 3-5 курсов: из них 25 девушек и 65 юношей (контрольная группа - 44 человека, экспериментальная группа - 46 человек).

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.

На первом (констатирующем) этапе осуществлялась диагностика исходного уровня развития выделенных компонентов психологической культуры курсантов.

На втором этапе (формирующем) исследования были выявлены психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов военных вузов. При их разработке мы руководствовались положением о том, что формирование психологической культуры возможно при осуществлении комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» представляет собой системообразующий компонент в этой системе. В качестве средств формирования психологической культуры курсантов военных вузов выступают социально-психологический тренинг, занятия по дисциплине «Психология и педагогика» (лекции, семинары, практические занятия), деловые игры, дискуссии, научно-исследовательская работа курсантов. Реализация выявленных условий и проверка их эффективности осуществлялась в течение года.

На третьем этапе был проведен сравнительный анализ полученных данных, на их основе показана эффективность выявленных психолого-педагогических условий формирования психологической культуры курсантов.

В исследовании использовались следующие методики: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (терминальные и инструментальные ценности); опросник «КОС-1» (коммуникативные и организационные склонности); опросник эмпатии А. Меграбяна; методика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [11].

Приведем результаты констатирующего среза.

Ценностная ориентация - внутренний компонент сознания и самосознания личности, сложный психологический и социальный феномен. Это фиксированная в психике индивида социально обусловленная общая направленность на цели и на средства деятельности.

Ценностные ориентации могут формироваться как в процессе деятельности, так и с помощью моральной интуиции, на сугубо авторитарной основе. Будущий офицер, поступив в военный вуз, попадает в новую социальную среду (в процессе адаптации к ней), принимает определенные ценности данной среды и на их основе мотивирует свою образовательную деятельность. Систему ценностей нужно рассматривать как минимум на двух уровнях - уровне общества и уровне личности, поскольку формирование ценностных ориентаций представляет собой итог присвоение индивидом общественно-исторического опыта, и осуществляется в соответствии с законами развития и функционирования психики, с учетом общественных, служебных и нравственных отношений.

Анализ результатов показал, что в индивидуальной иерархии наиболее значимыми терминальными ценностями для большинства курсантов контрольной группы выступают: здоровье, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, активная деятельностная жизнь. Менее значимыми являются такие ценности как: любовь, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Низкие ранги получили следующие ценности: жизненная мудрость, красота природы и искусство, общественное признание, развлечение, счастье других, творчество.

Ранжирование инструментальных ценностей в контрольной группе показало, что более высокие ранги получили следующие ценности: воспитание, ответственность (чувство долга, умение держать слово), честность, жизнерадостность, аккуратность, образованность. Менее значимыми оказались: исполнительность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), твердая воля, рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), широта взглядов. Низкий ранг у ценностей: чуткость, эффективность в делах, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), непримиримость к недостаткам в себе, высокие запросы.

Ранжирование ценностей в экспериментальной группе показало, что наиболее значимыми среди инструментальных ценностей для курсантов являются такие как воспитанность, образованность, твердая воля, ответственность, честность и независимость. Менее значимыми для них являются ценности: аккуратность, познание, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость. Низкий ранг обнаруживается у таких ценностей как: самоконтроль, эффективность в делах, исполнительность, высокие запросы, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других.

Ранжирование терминальных ценностей показало, что наиболее значимыми из них являются здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, интересная  работа. Менее значимыми - счастье других, уверенность в себе, развитие, свобода, продуктивная жизнь. Низкий ранг имеют общественное признание, активная деятельностная жизнь, познание, развлечения, творчество, красота природы и искусство.

Эмоционально-ценностный компонент психологической культуры курсантов изучался также посредством опросника А. Меграбяна. Результаты измерения эмпатии приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели уровней развития эмпатии у курсантов (n=90)

Уровень развития

Количество человек, %

высокий

29,8

средний

70,2

низкий

0

Данные таблицы показывают, что такое свойство как эмпатия у испытуемых достаточно сформировано. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. По результатам измерения эмпатии у 70,2% курсантов обнаружен средний уровень развития эмпатии и у 29,8% - высокий.

Профессия офицера предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту и эмоционально-волевым качествам человека. Каждый день офицера насыщен разнообразными проблемными ситуациями, конфликтами, требующими принятия решения, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса.

Эмоциональная регуляция, поведение в эмоциогенных ситуациях выступает неотъемлемым компонентом психологической культуры будущего офицера и важным показателем ее функционирования. Эмоциональность офицера исследуется в разных контекстах: как фактор эффективности профессионального общения, как условие построения взаимоотношений и причина конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений; как источник психологических барьеров в профессиональной деятельности.

Низкий уровень психологической культуры, несформированность навыков саморегуляции становится причиной эмоциональной неустойчивости, нервно-психического напряжения, стрессов и фрустраций офицеров. Примером тому выступают формы их эмоционального реагирования в критических и конфликтных ситуациях. Осознанное управление эмоциями становится важным показателем психологической культуры будущего офицера.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных курсантов (53%) испытывают отрицательные психические состояния, усталость (39%), апатию и растерянность (9%). Некоторые переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность (22%). Жалуются на раздражительность, головную боль, нарушение сна - 44%.

С помощью теста Спилбергера-Ханина мы оценивали уровень тревожности курсантов на момент заполнения вопросника, отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычное состояние (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели уровней тревожности курсантов (n=90)

Уровень  тревожности

Количество курсантов, %

реактивная тревожность

личностная тревожность

высокий

22,5

7,5

средний

57,5

20,0

низкий

20,0

72,5

По результатам исследования было установлено, что 22,5% курсантов имеют высокий показатель реактивной тревожности, 57,5% - средний показатель и 20% - низкий уровень реактивной тревожности. При этом 7,5% опрошенных демонстрируют высокий уровень личностной тревожности, 20% - средний уровень и 72,5% - низкий уровень.

Среди причин, вызывающих состояния тревоги и беспокойства могут быть: высокое интеллектуальное и физическое напряжение, наличие в деятельности курсантов ситуаций, вызывающих у них большую психическую напряженность (несение дежурства, сдача зачетов, экзаменов, стажировки и практики в первичных должностях), деятельность в условиях уставного порядка и др.

Когнитивно-деятельностный компонент психологической культуры оценивался по результатам решения курсантами проблемных заданий профессионально ориентированного характера, а также в ходе усвоения знаний по дисциплине «Психология и педагогика». Критерии были представлены в структуре психологической культуры курсантов: способность к абстрагированию, широта и оперативность мышления, оперирование психологическими понятиями, гибкость их использования, кругозор, эрудированность и т.д. (таблица 4).

Таблица 4  - Показатели уровней усвоения знаний у курсантов (n=90)

Уровни

Количество человек, %

высокий

10,0

средний

57,5

низкий

32,5

Из таблицы видно, что 32,5% курсантов имеют низкий средний балл, 57,5% курсантов находятся на среднем уровне и лишь 10% курсантов показали высокий уровень.

Для изучения коммуникативного компонента психологической культуры использовался опросник «КОС-1». Результаты по диагностике коммуникативных склонностей свидетельствуют о том, что у 57,5% курсантов очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей, 22,5% курсантов имеют высокий уровень, 7,5% - средний, 7,5% - ниже среднего и 5% курсантов имеют низкий уровень. При этом 53% курсантов имеют высокий уровень общительности, у 43% обнаруживается средний уровень и у 4% - низкий уровень общительности.

В целом развитие коммуникативных склонностей достаточно высоко, однако, отдельные коммуникативные умения (установление контакта с незнакомыми людьми, поведение в конфликтных ситуациях, быстрота реакции на просьбы других людей и др.) оказались недостаточно сформированными.

Опросник «КОС-1» был использован и при изучении организационных склонностей курсантов. В ходе изучения организационных склонностей было

установлено, что 80% курсантов, принявших участие в эксперименте, имеют очень низкий уровень их развития, 12,5% - низкий, у 5% - ниже среднего, средний уровень имеют 2,5% курсантов. Программа изучения организаторских склонностей была направлена на выявление таких свойств личности, как быстрота ориентации в сложных ситуациях, склонность к организаторской деятельности, самостоятельность и самокритичность, отношение к общественной работе и др. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства курсантов в предыдущем опыте не было практики организационной деятельности.

Профессия офицера по своему содержанию связана с активным взаимодействием с другими людьми и в качестве стержневых способностей, без которых не может быть обеспечен успех в работе, выступают коммуникативные и организационные. На этом этапе эксперимента не обнаружено также различий между уровнем развития организаторских склонностей в экспериментальной и контрольной группах. Поэтому в рекомендации по формированию психологической культуры курсантов были включены упражнения на отработку организационных умений и навыков.

Самое трудное в психологии личности - познать самого себя. Высокая профессиональная ответственность офицера предполагает повышенный самоконтроль, продуманное принятие решений, понимание своих личных возможностей, четкую самоорганизованность, а значит, и владение рефлексией. Понятие «рефлексия» многозначно. В самом общем виде различают три основных значения данного понятия. Во-первых, это философско-методологическая рефлексия - осознание, осмысление наукой самое себя, своего предмета и метода. Во-вторых, это индивидуально-психологическая рефлексия - самопознание, самосознание человека. В-третьих, это социально-психологическая рефлексия - постановка себя на место другого человека и размышление за другое лицо. В своем исследовании в большей степени было уделено внимание рефлексивному мышлению, которое обеспечивает решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач.

Рефлексивное мышление является умственным профессионально-психологическим действием офицера, обеспечивающим решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач. В структуре психологической культуры курсантов рефлексивный компонент занимает важное место. Нередко офицеру приходится ставить себя на место другого человека (например, военнослужащего из  группы суицидального риска), для того чтобы попытаться воссоздать мысленно ход его рассуждений и их результат, после чего принять соответствующее решение. Использование рефлексии дает возможность курсанту: построения мысленной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события, планирования собственной познавательной деятельности, разработки системы взаимодействия с военнослужащими.

В ходе констатирующего эксперимента курсантам было предложено ответить на вопрос: «Какие качества вы можете выделить у себя, которые сформировались у вас как у будущего офицера». Анализируя ответы, было установлено, что 78% курсантов среди сформировавшихся качеств чаще всего называют качества характера: «терпение», «выносливость», «целеустремленность», «дисциплинированность», «принципиальность», «упорство»; 10% курсантов отмечают приобретенные знания из различных научных отраслей, в том числе и психологические знания: «знания», «потребность в саморазвитии и самосовершенствовании», «самообразование», «психологические знания»; 12% курсантов указали на сформированность коммуникативных свойств и качеств: «общительность», «умение общаться», «умение выслушивать собеседника» и др.

Результаты констатирующего эксперимента отражают особенности сформированности компонентов психологической культуры. У курсантов были выявлены следующие характерные особенности психологической культуры:

-  отсутствие высокого уровня самостоятельности в принятии решений;

-  недостаточное осознание профессионально важных качеств;

-  средний уровень познавательной активности и креативности;

-  недостаточный уровень коммуникативных умений;

- преобладание личностной тревожности над ситуативной.

На формирующем этапе исследования были определены следующие психолого-педагогические условия формирования психологической культуры курсантов:  

- обязательный образовательный минимум требований к специальности;

- учет потребностей курсантов в развитии психологической культуры;

- обусловленность целей и задач технологии развития психологической культуры социальным заказом Министерства обороны;

- построение содержания обучения с учетом многопрофильности профессии и должностных обязанностей;

- определение и построение иерархической структуры целей и задач в соответствии с этапами обучения;

- оптимальное сочетание теоретических и практических заданий в соответствии с объективными потребностями в развитии психологической культуры;

- опора в процессе обучения на передовой психолого-педагогический опыт;

- разработка и использование проблемных материалов и заданий для самостоятельной работы;

- эффективное использование при управлении процессом обучения диагностических, формирующе-развивающих, аналитико-оценочных и других процедур.

Реализация этих условий будет способствовать формированию психологической культуры курсантов.

С опорой на выделенные подходы и основные психолого-педагогические условия были определены компоненты модели развития психологической культуры курсантов военных вузов.

Целевой компонент раскрывался через общую цель нашего исследования - формирование психологической культуры курсантов военных вузов.

Мотивационный компонент процесса обучения рассматривался через формирование потребностей, интересов, личностной активности курсантов, направленных на развитие психологической культуры. При этом акцент в процессе обучения ставился не только на формирование психологической культуры и отдельных ее компонентов, но и на общекультурное, духовное и интеллектуальное развитие личности.

Проектируя содержательный компонент, мы основывались на выделенных нами принципах системности, комплексности, научности, ин-тегративности и дифференцированности, индивидуализации.

При реализации предложенных рекомендаций активно использовался социально-психологический тренинг [12]. Был реализован специальный курс в рамках деятельности военно-научного общества «Коммуникативная культура офицера», в котором моделировались конкретные, значимые для будущих офицеров ситуации, способствующие более глубокому пониманию себя, партнера по общению или группы людей. Через участие в тренинге, включаясь активно в процесс социально-психологического обучения, курсанты получали возможность формировать некоторые компоненты психологической культуры.

На третьем этапе было проведено исследование уровней сформированности психологической культуры курсантов. Проведен сравнительный анализ полученных данных и на их основе показана эффективность выявленных психолого-педагогических условий формирования психологической культуры курсантов военных вузов.

В ходе формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошли изменения в структуре как терминальных, так и инструментальных ценностей. В процессе экспериментального обучения акцент делался на осмысление социально значимых ценностей, стимуляции собственной активности и необходимости способов профессиональной самореализации. Эмоционально-ценностный компонент психологической культуры актуализируется, обретает значимость на четвертом курсе обучения, когда курсанты выходят на практику и начинают взаимодействовать с личным составом. Курсанты на данном этапе обучения в большей степени нуждаются в формировании смысловой, ценностной основы деятельности.  Влияние обучения на изменение в структуре ценностей можно оценить по изменениям рангов. Произошли изменения рангов как терминальных так и инструментальных ценностей. При этом в терминальных ценностях менее подвержены влиянию оказались ценности материальной заинтересованности. В инструментальных ценностях изменения затронули ценности всех групп (отношение к себе, другим людям и делу). В большей степени произошли сдвиги в таких ценностях, как образованность, независимость, отстаивание своего мнения.

В профессиональных ценностях следует отметить увеличение значимости ценности общения и творчества.

Изменение уровня эмпатии в результате обучения показано в таблице 5. Результаты показывают, что уровень развития эмпатии меняется, но незначительно. Изменения происходят за счет уменьшения количества испытуемых со средним уровнем эмпатии и увеличения числа испытуемых с высоким уровнем.

Таблица 5 - Показатели эмпатии в экспериментальной группе (n=46)

Уровень развития

Доля испытуемых, %

до эксперимента

после эксперимента

низкий

0

0

средний

75,3

64,2

высокий

24,7

35,8

В ходе формирующей работы курсанты были ознакомлены с приемами психической саморегуляции и использования их в повседневной жизни. Результаты повторной диагностики показали, что у курсантов произошло снижение эмоционального напряжения в экспериментальной группе. Низкий уровень личностной тревожности обнаружили 20% курсантов, средний - 72,5%, высокий - 7,5% курсантов. Высокий уровень личностной тревожности демонстрируют 7,5%, средний - 29%, низкий - 63,5% курсантов.

Как показывают результаты повторного исследования, в результате обучения изменился также уровень развития коммуникативных склонностей, его показатели: высокий уровень - 80%, средний уровень снизился до 7,5% и низкий уровень сократился до 12,5%. Было выявлено, что до обучения и после у курсантов коммуникативные качества имели средний и высокий уровень развития.

При этом организационные склонности находились на низком уровне развития (82,5%). После специально организованного обучения у 7,5% курсантов отмечен высокий уровень развития организационных склонностей, уменьшилась доля курсантов со средним уровнем развития - (10%,) указанных качеств и уменьшилась доля с низким уровнем их развития.

В когнитивно-деятельностном компоненте также наблюдались изменения (таблица 6).

Таблица 6 - Изменение уровней усвоения знаний курсантов в

экспериментальной группе (n=46)

Уровни

Доля испытуемых, %

до эксперимента

до эксперимента

высокий

10,0

22,5

средний

57,5

67,5

низкий

32,5

10,0

Изменения произошли за счет сокращения количества курсантов с низким уровнем и увеличения числа курсантов со средним и высоким уровнями среднего балла.

Таким образом, результаты качественного и количественного анализа показателей психологической культуры показали положительную динамику их изменения. Эта динамика отражает тенденцию изменения всех компонентов психологической культуры курсантов и свидетельствует о снижении негативных коммуникативных умений у курсантов, таких как: неумение устанавливать контакт с незнакомыми людьми, поведение в конфликтных ситуациях, быстрота реакции на просьбы других людей. Это отражает развитие навыков саморегуляции, самоконтроля и конструктивного подхода к оценке профессиональных ситуаций.

Анализ результатов формирующего эксперимента выявил положительные изменения в формировании профессионально важных качеств: смелость в отстаивании своего мнения, терпимость, исполнительность, чуткость, а также снижение нетерпимости к недостаткам других. Наибольшее развитие получили организаторские способности, умения курсантов принимать организационно-управленческие решения, от которых во многом зависит эффективность их деятельности в целом, успешность профессионального общения. Положительная динамика развития данного компонента была выявлена и при выполнении тренинговых упражнений, решении проблемных ситуаций, учебной практике. Как отмечали курсанты, участие в эксперименте позволило им обрести уверенность в себе, лучше ориентироваться в профессии, успешнее разрешать конфликтные ситуации, сохранять самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Следует отметить неравномерность формирования компонентов психологической культуры: в большей степени произошли изменения в эмоционально-ценностном и коммуникативном компонентах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Уточнено содержание понятия «психологическая культура курсантов военных вузов», которая понимается как сложное интегративное образование, включающее в себя комплекс психологических знаний о личности и деятельности офицера, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях; ценностное представление об условиях бытия личности в социуме, ценностное понимание социокультурных, правовых и психологических условий и принципов развития и саморазвития личности; способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками профессионального общения; способность к самоопределению и самоограничению, самосовершенствованию; осознанию себя как субъекта военно-профессиональной деятельности.

2. Определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования психологической культуры курсантов, а также проверена эффективность выявленных условий.

3. Процесс становления психологической культуры не может быть стихийным. Он требует специальной организации учебно-воспитательного процесса, создания необходимых психологический и педагогических условий.

В результате экспериментального исследования выявлена позитивная динамика формирования психологической культуры курсантов, согласование ее когнитивно-деятельностного, эмоционально-ценностного, коммуникативного и рефлексивного компонентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Андреева  Г.М.  Социальная психология.  М.:  Аспект Пресс, 2000. С. 298.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Межд. пед. академия, 1995, 96 с.

4. Буров В. Психологическая культура в педагогике // Высшее образование в России.  1999.  №4. С. 111-113.

5. Буров В. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. 2000. №2. С. 8-13.

6. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М: Высшая школа, 1990. 160 с.

7. Кузнецова Л.А. Система работы по повышению психологиче­ской культуры подростков // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Становление гуманитарной культуры личности в системе раз­вивающего вариативного образования». Барнаул, 2000. С. 168-170.

8. Мотков О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. №15. С. 8-9.

9. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 22 с.

10. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Политиздат, 1975. 144 с.

11. Организация и проведение тренинга: учебное пособие / Под ред. А.В. Федотова. Л.: ЛГУ, 1991. 88 с.

12. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М: ВЛАДОС, 2002.  312 с.

13. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 565 c.

Просмотров работы: 5626