РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чудинова С.Е. 1, Беленкова И.В. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модернизация российского образования, реализуемая в настоящее время, требует новых подходов к обучению школьников и связана с подготовкой человека к жизни в информационном обществе. Существенная роль в становлении личности, в формировании мышления отводится процессу развития способностей учащихся самостоятельно работать с информацией, критически осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и применять полученные знания и умения в учебной деятельности. Система образования должна готовить своих выпускников к активной и созидательной жизнедеятельности в новых информационных условиях. Одним из основных средств для достижения этой цели в общеобразовательной школе является учебный курс информатики, в котором на данном этапе модернизации образования делается акцент на развитии личности и ее интеллектуальных качеств (А.П. Ершов, С.А. Бешенков, Н.И. Пак, И.В. Роберт, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Дж. Барелл, И.О. Загашев, и др.).

Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» констатируется факт «ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем, особую важность приобретает формирование современного мышления у учащихся (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий)». А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.

По мнению Дж. Барелла существуют определенные характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Среди них выделяют:

  • настойчивость в решении проблем;

  • рассмотрение проблемы с различных точек зрения;

  • установка множественных связей между явлениями;

  • активное восприятие информации;

  • терпимое отношение к различным точкам зрения, на некоторую проблему;

  • выбор необходимой информации из большого количества сведений[4].

Школа традиционно знакомит учащихся уже с «продуктами» мышления, но редко демонстрируют «процессы», с помощью которых эти «продукты были получены». Становится актуальным поиск путей развития критического мышления у учащихся 6-7 классов.

Различные предметы школьной программы обладают определенными дидактическими возможностями развития критического мышления, в том числе и «Информатика и ИКТ». Данная научная область дает различные методы исследования окружающей действительности, понимаемые на уровне методологии познания. К ним относят информационное моделирование, системный анализ и др. указанные методы, по мнению исследователей (В.С. Степин, И.О. Загашев, В.К. Станиславчик и др.) способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, построение гипотезы, оценивание, аргументация, формирование суждений на основе критериев и т.д.

При работе с информационными технологиями развиваются способности замечать противоречия, недостатки и «пробелы» в информации, взвешенно анализировать источники, владеть различными технологиями работы с информацией, активно воспринимать информацию за счет ее визуализации. Указанные мыслительные операции представляют собой компоненты критического мышления, следовательно, информатика способствует развитию критического мышления учащихся.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Часто критическое мышление соотносят с понятием «критика».

Рассмотрим понятия «критика» и «критическое мышление».

Таблица 1

Анализ понятия «критика»

Источник

Определение

Критика

«Философский словарь» под редакцией И.Т.Фролова [5]

Критика – это способ выявления и определение ошибок и недостатков.

«Толковый словарь живого великорусского слова В.И. Даля» [2]

Критика – это розыск и суждение о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особенность сочинения; разбор, оценка.

«Энциклопедический словарь» [10]

Критика – (от греч. kritike - искусство разбирать - судить).

1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературнаякритика).

2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве,общественной жизни и т. д.),указание недостатков.

3) Исследование, научнаяпроверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста,критика исторических источников).

«Словарь Ожегова» [9]

1) Критика – разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений.

2) Критика – отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки.

3) Критика – обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки

«Исторический словарь» [8]

Критика – разбор, анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку, атакжеотрицательное суждение о чем-либо или о ком-либо,указаниенедостатков в поведении и т. д. Еще одно значение – проверка достоверности, подлинности чего-либо, например текста (в науке).

Во всех случаях критика определяется как способ выявления недостатков. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт.

Таблица 2

Анализ понятия «критическое мышление»

Источник

Определение

Критическое мышление (КМ)

Дж. Браус, Д. Вуд[1]

КМ – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Это поиск здравого смысла.

Д. Халперн «Психология критического мышления» [6]

КМ – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Свободная энциклопедия Википедия[7]

КМ – (англ. criticalthinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Д. Клустер [3]

КМ – это творческое или интуитивное мышление.

При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

Вопросам критического мышления посвящены работы В. Болотова, М. Вейнстайн, Т. Воропай, Л. Занкова, М. Кларина, Н Кравченко, Д. Клустера, М. Липман, К. Мередит, Т. Олейник, Р. Пауль, Е.Полат, Дж.Стил, Ч. Темпл, О. Тягло, М. Чошанова, Д. Халперн и др.

Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, поскольку в эпоху информационного общества необходимо научить учеников добывать информацию самостоятельно, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, развивать критичность и логичность мышления.

Список литературы

  1. Браус Дж. А., Вуд Д. Энвайроментальное образование в школах [Текст]: Пер. с англ. – NAAEE, 1994.

  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. – М.: 1978. – 360 с.

  3. КлустерД. Что такое критическое мышление? [Текст] // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. - №4. – с. 36-40.

  4. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования 21 века [Текст]: Материалы конференции. – Н.Новгород: Арабеск, 2001. – 272с.

  5. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1987. – 590 с.

  6. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Интернет – ресурсы

  1. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Исторический словарь [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/his/k/kritika.html. – Загл. с экрана

  3. Словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/k/kritika.html . – Загл. с экрана

  4. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/k/kritika.html . – Загл. с экрана

Просмотров работы: 5976