ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психолого-педагогическая адаптация предполагает многоуровневый, активный и творческий процесс последовательного решения задач приспособления к коллективу, учебе, профессии, работе, к особенностям и определенным условиям жизни.

Адаптация - процесс, при котором индивид приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета или условий деятельности.

Особенности адаптации студентов к высшему учебному заведению обуславливаются тем, что это еще старшие школьники, которые либо самостоятельно, либо с помощью взрослых определились с выбором будущей профессии и приступили к овладению ее основ. Они включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет становление его как субъекта последующей трудовой деятельности, а также его отношение к труду.

Важно знать с какими проблемами сталкивается абитуриент, начиная обучаться в высшем учебном заведении, и как успешно решать данные проблемы. Как мы будем воспринимать студента 17-18 лет, на что будем ориентировать его профессиональную направленность, как он будет реализовывать себя в дальнейшем? Как студенты воспринимают жизненные ситуации в стенах нового образовательного учреждения? Как налаживается их общение друг с другом? Как меняются их установки и ценности? Обо всем этом преподаватель должен быть осведомлен, чтобы с первых же встреч избрать верный стиль в отношениях с первокурсниками.

Одним из важных моментов адаптации студентов первого курса к условиям вуза является правильная организация учебной деятельности педагогами; планомерная работа по формированию адекватных учебному заведению взаимоотношений в студенческой группе; актуализация значимости выбранной студентами профессии; работа над снятием тревожности и других негативных эмоциональных состояний, проявляющихся у студентов в начале обучения.

Исследования показывают, что к психологическим факторам, замедляющим процесс адаптации студентов относятся:

- недостаточная способность студентов к успешной самостоятельной работе с большим объемом учебной информации;

- большая учебная загруженность; психологическая некомпетентность во взаимоотношениях студентов и преподавателей;

- конфликтные отношения с преподавателями и сокурсниками; низкий социальный статус в группе;

- отсутствие психологического и бытового комфорта в студенческих общежитиях.

Каждый студент, только поступив в вуз, сталкивается с рядом проблем в новой обстановке во время присвоения новой социальной роли и адаптации к новым условиям деятельности. В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическими пропусками занятий, отсутствием мотивации к учебной деятельности. От того как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время занятий, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе.

На первом организационном этапе учебной группы организатором её жизни и деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течение всей "совместной жизни" учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д. Давайте обратимся к понятию тренинг.

Тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В процессе специально организованного общения решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. Во время занятий у студентов происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.

В этой деятельности каждый студент окружается вниманием и заботой, может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга - помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами, научиться воспринимать и понимать себя. Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается, и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.

При поступлении студента в вуз происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процессакардинально меняется, возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним. Приходится приспосабливаться к новым условиям: во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находится недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходится преодолевать более длительный путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах, а ещё и пешком пройтись придется. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проездные. Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов дня, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (1,25 минут). Но тяжелее всего приходится иногородним студентам, которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условиях жизни, связанных с поступлением в вуз, но и решить непростую проблему проживания в студенческом общежитии или же в снимаемой квартире (комнате).

С момента поселения студента в общежитие у него начинается "испытание свободой". Уехав от родителей, студент получает полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться. Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия, самому выстраивать отношения с новыми людьми. Как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни.

Проблема студенческого общежития как воспитательного института специально в научной литературе не исследована в полной мере. Необходимо более полное обоснование с научной педагогической точки зрения реально существующего факта: студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфический институт социализации студентов, призванный сыграть существенную роль в развитии их личности.

Постановка проблемы научного анализа студенчества в целом, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева,Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И.Степановой, в работах других исследователей (П.А. Просецкий, В.А. Сластенин) накоплен определенный эмпирический материал проведенных наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Среди требований, предъявляемых сегодня к современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов и их социализация. Важную роль в решении данной задачи играет оптимальное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и вне учебной работы. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития.

Студенческое общежитие - общежитие образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, предназначенное для размещения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, стажеров, слушателей подготовительных отделений институтов и факультетов повышения квалификации и других форм послевузовского и дополнительного профессионального образования на период обучения.

Разносторонняя деятельность коллектива общежития призвана активно содействовать формированию нравственных качеств студентов, их устойчивости. Это особенно важно, так как процесс формирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того, поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в другую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств, позитивную их социализацию.

Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества. Сущность социализации мы понимаем как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Проблема интерпретируется именно таким образом, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

Социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. А особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности как учебно-воспитательной, так и адаптационной работы имеют общежития.

Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда.

Существуют определённые критерии, исходя из которых, можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды:

- степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии;

- массовость участия студентов в различных мероприятиях, проводимых в общежитии;

- качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций;

- присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы;

- стремление студентов реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности;

- отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.

Одной из важнейших задач воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения российской высшей школы, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых вузами. Эта задача особенно актуальна в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует вузовское оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, радиотелевизионное, телефонное, мебель и т. д.

Для того чтобы выявить, является ли общежитие институтом социализации студентов, было проведено исследование, в котором приняли участие 40 студентов Института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, проживающих в спальном корпусе № 12, в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся на разных курсах (с 1-го по 5-ый).

На вопрос: «Трудно ли Вам далось первое время пребывания вдали от дома», - 70% опрошенных ответили, что «трудно», а 30% ответили: «Трудно, но я быстро ко всему приспосабливаюсь». То есть начальный период пребывания в общежитии для всех является тяжелым. Метод, применяемый при поселении студентов ИФКСиМП в общежитие – формирование проживающих в комнатах по принципу наставничества – обязательного присутствия студента старшего курса. Это делается с целью того, чтобы вновь поступившим студентам было гораздо легче адаптироваться, узнать какую-то информацию, а главное, не совершить какую-либо глупость. Своего рода ребята со старших курсов являются их кураторами.

На вопрос о межличностных отношениях в комнатах проживания, 80% студентов ответили, что у них с соседями по комнате очень хорошие приятельские отношения, 18% отметили просто хорошие отношения, и лишь 2% опрошенным безразлична жизнь людей, с которыми они живут. Легко нашли контакт с соседями по комнате 65% опрошенных, 33% ответили «по-разному» и все те же 2% ответили - «трудно».

На вопрос об устойчивых привычках 60% опрошенных респондентов отметили лишь негативные привычки своих соседей, 40% не помнят никаких привычек своих соседей.

На самый главный вопрос: «Возникают ли у Вас с людьми, с которыми вы живете, конфликты?», - 65% опрошенных респондентов ответили -«да», и лишь 15% отметили, что «нет». Путем компромисса конфликты решают 10% опрошенных студентов, путем сотрудничества - 10%.

Свой быт в комнате 80% опрошенных студентов организуют совместно, а 20% - каждый самостоятельно. Распределение обязанностей у 49% студентов - соседей происходит практически по принуждению, у 45% - по желанию, у 5% - по интересам.

Относительно внутриличностных изменений, произошедших с начала проживания в общежитии, 85% студентов отметили, что изменения у них произошли, а 15% не заметили никаких изменений. Из 85% студентов, отмечающих изменения личностных характеристик, 55% отметили их улучшение, 30% отметили, что изменения произошли в худшую сторону. В целом, жизнь в общежитии повлияла на 95% опрошенных. 75% опрошенных считают, что проживание в общежитии на студента влияет отрицательно, 10% студентов ответили, что проживание в общежитии на студента влияет положительно.

В последней части анкеты на вопросы о правилах внутреннего распорядка, нормах, установленных в общежитии, 100% студентов ответили, что они ознакомлены с ними полностью. Согласны с ними 40% опрошенных респондентов, не согласны - 47%, и отчасти согласны - 11%. 95% студентов хотели бы улучшения социально - бытовых условий, 5% студентов хотели бы улучшения проведения досуга в общежитии.

Таким образом, из данного исследования можно сделать вывод о том, что большинство студентов не удовлетворено условиями проживания и определяют степень межличностных отношений (общения) на среднем уровне, но, не смотря на это, продолжают считать, что жизнь в общежитии в целом влияет на студента, на его личностные характеристики и дает какой-то положительный опыт в разрешении конфликтных ситуаций. Ведь студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. А общежитие – это студенческий дом.

Поэтому очень важно уделять процессу адаптации в вузе достойное внимание, не только со стороны преподавателей, которые должны быть как учёными, так и педагогами, но и со стороны тех людей, которые являются воспитателями студентов, а также тех, кто занимается поселением студентов в спальные корпуса. Проведенное исследование показало, что необходимо помнить о том, что воспитание и помощь в адаптации студентов - сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств. Наша общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. А общежитие должно быть подлинной школой жизни и воспитания будущего специалиста.

Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, лекции, диспуты, конференции).

Согласно проведенному исследованию, иерархия потребностей студентов, проживающих в общежитии, складывается следующим образом:

1. Улучшение жилищно-бытовых условий;

2. Развитие клубной и досуговой деятельности;

3. Оказание помощи во вторичной занятости;

4. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Значит, можно с уверенностью утверждать, что полноценное становление социально-компетентной личности возможно лишь при реализации всех направлений учебной, педагогической и психологической работы, проводимой в высшем учебном заведении, и, в частности, в его общежитиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.

  2. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.

  3. Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 77-80.

  4. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие.- Оренбург: Издательство Руссервис, 2008.- 567 с.

Просмотров работы: 4520