ПОДДАЮТСЯ ЛИ ТРЕНИРОВКЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ? - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОДДАЮТСЯ ЛИ ТРЕНИРОВКЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня часто приходится слышать о различных методиках и тренингах, которые, по утверждению их же создателей, помогут натренировать и развить в себе творческие способности, креативность, даже если Вам кажется, что Вы совершенно на это не годны. Из-за требований активно развивающегося рынка, креативность стала одним из важных качеств, которые учитываются при приеме на работу, а, следовательно, возрос интерес к тренингам креативности. Но что такое творческие способности? Насколько возможно натренировать их? Мы решили провести анализ некоторых теорий, объясняющих генез креативности.

В психологии развития существуют три подхода, которые одновременно борются и дополняют друг друга:

1) генетический, отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности;

2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;

3) генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Эти подходы применимы и к проблеме генезиса творческих способностей.

В отечественной психологии близки взгляды Дружинина В. Н. и Ильина Е. П., занимавшихся исследованием проблем общих способностей и креативности.

Дружинин В. Н. считал, что психологические исследования достоверно не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, поэтому он обращал внимание на факторы внешней среды, которые могут оказывать позитивное или негативное влияние на развитие творческих способностей. Оба исследователя определили, что огромное влияние на креативные процессы ребенка оказывает семейная ситуация. Причем, была выявлена интересная закономерность: чем менее гармоничные отношения в семье, тем больше шансов, получить в итоге творческого ребенка. Однако, в то же время, креативу необходима поддержка, понимание и принятие хотя бы ограниченного круга лиц. Семья, не уделяющая ребенку никакого внимания, такого принятия дать не может.

Дружинин В. Н. делает вывод, что семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Ильин Е. П. также отмечает, что существенную роль играют профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Удетей-интеллектуалов родители в большем числе случаев имели высшее образование, чем у детей-креативов.

Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благорасположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли особенностям личности ребенка.

Тем самым подтверждается предположение Дружинина В. Н., что предоставление ребенку относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к ребенку и отсутствие излишней требовательности являются теми условиями нахождения ребенка в семье, которые благоприятствуют развитию креативности.

Дружинин В. Н. предположил, что развитие креативности, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Ильин Е. П. пишет, что хотя исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало, что их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных, однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдалось не всегда и резко уменьшалось с возрастом. Эти связи отчасти случайны, а в какой-то мере предопределены, причем не единичным геном, а сочетанием многих генов – полигенетический признак.

Также на основании обобщения некоторых данных, можно говорить о существовании сензитивного периода в формировании творческих способностей – это возраст от трех до пяти лет. А раз такой период существует, значит можно и нужно развивать креативность в данном возрасте.

Отечественными авторами (Ананьев Б. Г.; Ермолаева-Томина Л. Б.; Ландау Э.; Савенков А. И.; Ушаков Д. В.; Шумакова Н. Б.), придерживающимися средовой точки зрения на развитие креативности, были выявлены факторы микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности:

1) широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

2) взрослое окружение, выступающее как образец для подражания;

3) демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

4) разрешение ребенку эмоционального самовыражения;

5) активная, деятельная позиция взрослых;

6) ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;

7) приобщение к творчеству через посещение различных кружков;

8) приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия;

9) положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка.

Папалья и Оулдс, на которых ссылается Ильин Е. П., дают ряд советов, которым необходимо следовать для развития креативности:

• сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;

• не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;

• старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);

• если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;

• будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;

• ищите объяснения странных и непонятных явлений;

• преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;

• откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;

• чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;

• при оценке идей старайтесь быть объективными.

Некоторые же авторы считают, что тренировать креативность нельзя, потому что креативный процесс возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: индивидуальных особенностей человека, необходимых навыков, наличия проблемы, специального окружения.

Попытка реализации этого подхода встречается у исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференциальной психофизиологии (Теплов Б. М., Небылицын В. Д.). Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы – задатки, которые от внешней среды не зависят.

К их воззрениям близок Вагин Юрий Робертович, автор монографии «Креативные и примитивные». Он считает, что творческие способности можно развить только в том случае, если к этому имеются биологические предпосылки. Он определял креативность как способность центральной нервной системы создавать субъективную модель мира с помощью сенсорных, мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях максимально гибкой адаптации индивида к окружающей среде.

К биологическим факторам формирования субъективной психической деятельности Вагин Ю. Р. отнес наследственно обусловленное морфологическое устройство головного мозга, включая нейронную организацию коры головного мозга, подкорковые системы, стволовые структуры, сложнейшую систему коллатеральных взаимосвязей как между нервными клетками, так и между отделами головного мозга.

На его взгляд, ожидать возникновения феномена креативной личности можно в тех случаях, когда сочетается повышенная мозговая активность и врожденная филигранность структурной организации мозгового вещества, когнитивной сетки. Одна только лишь энергия, равно как одно только лишь хорошее устройство головного мозга ничего не дает. При отсутствии хорошо организованной когнитивной матрицы вся психическая энергия будет выплескиваться лишь в недифференцированных, грубых, брутальных эмоциях.

Он признает, что социальная среда, несомненно, оказывает влияние на формирование креативной личности. Внешние условия формируют и наполняют основу креативной личности. Другое дело, что креативная личность в результате и в процессе своего более длительного формирования перерастает возможности окружающей среды. Характерный признак одаренности, по мнению В. Н. Мясищева, заключается именно в «опережении человеком предъявляемых к нему требований непосредственной узкой среды».

Вагин Ю. Р. считает, что та масса креативных тренинговых курсов, предложенная за рубежом, бесполезна: «Постоянно появляются оптимистические заявления о ценности этих курсов для развития креативности, но, как доказано, на деле они всего лишь улучшают способность выполнять только тот вид тестов, которые использовались во время тренинга. Полученные навыки неприменимы в других ситуациях».

Тем не менее, анализируя данные, полученные Вагиным Ю. Р. и представителями диффернциальной психофизиологии, можно также сделать вывод о тренируемости креативных навыков, но с известными оговорками: природной предрасположенностью ребенка и обустройства среды еще в раннем возрасте.

Таким образом, проблема тренируемости креативных навыков все еще остается открытой. Не до конца исследована роль средовых и биологических факторов в генезе творческих способностей, как, собственно, и сама их природа.

Обобщая разные подходы можно убедиться в важности раннего распознавания родителями талантов своих детей, стимулирования их развития.

Просмотров работы: 1442