ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 2005 году в Российской Федерации была организована Первая международная конференция, посвященная институту медиации, которая стала отправной точкой новейшей истории медиации в России. Это получило законодательное закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1] (далее – Закон о медиации).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о медиации, данная процедура представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Отсюда следует, что медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров, во время которой стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора.

Данная процедура применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц.

Сравнивая медиацию с судебным разбирательством, следует отметить, что она проходит в существенно упрощенных формах, основывается не на нормативно-правовых предписаниях, а на чувстве справедливости и интересах обеих сторон [2].

На этот счет О.С. Тихонова отмечает следующие преимущества альтернативных способов разрешения споров: добровольность в применении подобных процедур, равноправиесторон в процессе урегулирования спора, беспристрастность посредника и конфиденциальность информации [3].

В. Таймазов указывает, что для малых организаций медиация – нужный и полезный инструмент, причем более выгодный с материальной точки зрения, чем судебная тяжба. Опираясь на международный опыт, сложившийся за последние несколько десятилетий, можно говорить о том, что с ее помощью можно разрешить практически любой спор. Сегодня в странах с развитой правовой системой медиация достаточно широко применяется при разрешении гражданско-правовых, семейных, коммерческих конфликтов, и даже административных и публичных споров. Статистика в англосаксонских странах говорит о том, что от 60% до 80% споров и конфликтов успешно разрешаются с помощью этого метода [4].

Тем не менее, некоторые авторы скептическиотносятся к такому виду разрешения конфликтов, аргументируя это тем, что данная процедура не соответствует условиям российской жизни. Именно поэтому видится необходимым проанализировать ряд недостатков рассматриваемого института, отмеченный специалистами в правовой и экономической сферах.

Во-первых, существуют негативные факторы, препятствующие развитию института медиации в российской правовой системе. К сожалению, по-прежнему, низким в нашей стране остается уровень правовой культуры, правосознания, процветает правовой нигилизм. В этих условиях большинство граждан не осознают тех преимуществ, которые открывает перед ними мирное урегулирование споров, а также не проявляют должной инициативы, предпочитая обращаться за разрешением споров в суд. Поэтому, как справедливо указывает А. Киселев, пока медиация не прижилась в России, а законодательство еще не подкреплено практикой [5].

Во-вторых, сомнение вызывает положение п. 2 ч. 6 ст. 15 Закона о медиации, согласно которому медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Ведь сутью медиации как раз и является оказание подобной помощи сторонам: в противном случае проведение процедуры медиации представляется весьма проблематичным [6].

В связи с этим возникает проблема с определением статуса медиатора. Формально медиатором может считаться и адвокат, но в силу закона, адвокат не входит в число медиаторов, так как его деятельность связана с консультированием и юридической помощью одной из сторон [7].

В-третьих, некоторые ученые считают недостатком то, что в сферу применения медиации не включены споры, возникающие из административных правоотношений.

В-четвертых, по мнению Шамликашвили Ц.А., президента Национальной организации медиаторов, организатора и научного руководителя Центра медиации и права, программа подготовки медиаторов, утвержденная Министерством образования и науки РФ, не дает никаких реальных гарантий качества подготовки тех, кто назовет себя завтра медиатором. Ведь медиатора, а тем более тренера-медиатора, нельзя обучить в блиц-режиме, особенно если речь идет о деятельности в такой обширной, разнообразной, многокультурной и сложной по менталитету своих граждан стране, как Россия [8].

Таким образом, в качестве решений вышеуказанных проблем следует:

  1. преодолеть инерцию общественного сознания путем разъяснения положительных аспектов сущности медиации;

  2. далее ввести контроль над высоким качеством подготовки специалистов и оказания медиативных услуг;

  3. в нормативных правовых актах предусмотреть право обращение к медиатору, что привлечет внимание граждан;

  4. позволить применение медиации во внесудебном, досудебном порядке и судебном прядках;

  5. включить нормы о праве нотариусов и адвокатов заниматься медиативной деятельностью в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [9].

В.Ф. Яковлев отмечает важность досудебного урегулирования спора с участием посредника для сокращения нагрузки на судей и, как следствие, повышения качества правосудия. Так, на сегодняшний момент создаются нормативные правовые акты, совершенствующие процедуру медиации. Так, в рамках Приказа Минобрнауки РФ от 14 февраля 2011 г. № 18 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» предусматривается определенный порядок, структура, содержание образовательной программы в данной сфере [10]. В России создан федеральный специализированный стандарт по обучению медиаторов, утверждена программа профессиональной переподготовки (на базе высшего образования), которая состоит из трех курсов повышения квалификации:

1.«Медиация. Базовый курс» (120 час).

2.«Медиация. Особенности применения медиации» (312 час.)

3.«Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» (152 час.)

Данная норма активно реализуется на федеральном уровне, а именно продвигается посредством формирования корпуса профессиональных медиаторов. К примеру, создание Некоммерческого партнерства «Альянс профессиональных медиаторов», который проводит различные курсы по подготовке специалистов [11], также Новосибирского центра медиации, который помогает, людям, желающим улучшить свои брачные и семейные отношения [12].

В целом, не остается сомнений, что институт медиации является ступенью в развитии правовой системы России. Медиация открывает новые возможности в разрешении споров как между физическими, так и юридическими лицами. Статистика Центра медиации и права показывает, что в 80 % случаев медиатор разрешает спор успешно, а исполняемость решения, вынесенного по спору, в 2 раза выше, чем в суде [13]. Кроме того, нельзя не согласиться с высказыванием Ц.А. Шамликашвили о том, что медиация, по сути, несет антикоррупционную направленность - это процесс, который контролируют сами стороны, поэтому здесь неуместно говорить о коррупции [14]. То есть медиация - это новый подход, который без преувеличения способен принести (и, мы уверены, уже приносит) изменения к лучшему в качество жизни каждого человека [15].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы», процедура медиации введена с целью снижения нагрузки на судей и повышения качества осуществления правосудия [16, 17]. Ежегодно российские суды рассматривают около 25 млн. дел, из них 14 млн. - гражданские, 1,1 млн. - уголовные. Поэтому следует широко использовать примирительные процедуры для того, чтобы и помогать людям, и разгружать суды [18].

На основании вышеизложенного следует вывод о том, что действительно «за институтом медиации будущее, т.к. именно медиация отвечает всем требованиям в сфере разрешения конфликтов на современном этапе» [19].

* * *

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 30 июля.

  2. Пожаров И.В. Медиация как инновационный институт в правовой системе Российской Федерации // Право. - 2011. - № 26. - С. 181-190.

  3. Тихонова О.С. Альтернативные способы разрешения споров в практике предпринимательской деятельности // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 5; [Электронный ресурс] : http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11986 (дата обращения: 29.12.2012).

  4. Таймазов В. Интервью: Медиация в России: первые шаги // Расчет. - 2008. № 12; [Электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=122616 (дата обращения: 29.12.2012).

  5. Киселев А. Трудовой спор по правилам и без // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 40. - С. 4.

  6. Пальцев Ю. Е. Некоторые проблемы закона о медиации в России // Российская юстиция. - 2011. - №1. - С. 73.

  7. Шестакова Е. Медиация: российский вариант // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 31. - С. 9.

  8. Развитие медиации в России: теория, практика, образование : сб. ст. / под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко. – М.: Инфотропик Медиа. Берлин, 2012. – 320 с.

  9. Пальцев Ю. Е. Некоторые проблемы закона о медиации в России // Российская юстиция. - 2011. - № 1. - С. 72-73.

  10. Об утверждении программы подготовки медиаторов: Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 // Российская газета. - 2011. - № 60.

  11. Институт медиации. Некоммерческое партнерство «Альянс профессиональных медиаторов / [Электронный ресурс] : http://profmediator.ru (дата обращения: 29.12.2012).

  12. Что такое медиация? Автономная некоммерческая организация образования и права Новосибирский Центр Медиации / Электронный ресурс. [Электронный ресурс] : http://www.mediatsib.ru (дата обращения: 29.12.2012).

  13. Центр медиации и права. Профессия «медиатор» / [Электронный ресурс] : http://www.mediacia.com/1/index.php?PN=49&TID=15 (дата обращения: 29.12.2012).

  14. Медиация. Как достичь консенсуса в споре? Интернет-интервью с Ц.А. Шамликашвили, президентом научно-методического Центра медиации и права / [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/law/interview/shamlikashvili.html (дата обращения: 29.12.2012).

  15. Шамликашвили Ц.А. Закон о медиации: два года спустя // Медиация и право. [Электронный ресурс] : http://blog.pravo.ru/blog /mediacia/5910.html (дата обращения: 29.12.2012).

  16. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 40.

  17. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы»: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 41.

  18. Илюшников Д.С. Медиация - инвестиция в будущее // Мировой судья. - 2012. - № 2. - С. 5-7.

  19. Романовская С.Ю. Медиация как эффективный способ разрешения трудовых конфликтов / Официальный Веб-сайт Светланы Романовской [Электронный ресурс] : http: //romanovskaya.kz (дата обращения: 27.12.2012).

6

Просмотров работы: 6235