ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Карелина М.А.1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что знание богатого исторического опыта подготовки специалистов в сфере социальной работы на протяжении века, охватывающего различные социально-экономические системы, позволяет глубже понять особенности современной концепции профессионального обучения специалистов.

Объектом исследования является система профессиональной подготовки социальных работников.

Предметом исследования являются особенности развития профессиональной подготовки работников социальной сферы в СССР и современной России.

Цельюисследования является изучение опыта формирования и развития системы подготовки специалистов в области социальной работы в России в советский и постсоветский периоды.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Описать предпосылки развития системы профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

  2. Раскрыть особенности профессиональной подготовки социальных работников в СССР.

  3. Охарактеризовать роль социального образования в подготовке специалистов по социальной работе в современной России.

  4. Охарактеризовать проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки работников социальной сферы на современном этапе.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, обобщения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами систематизирован материал, обобщающий особенности профессионального образования специалистов в области социальной работы в советской и постсоветской России, который создает основу для дальнейшего исследования особенностей развития социального образования в Сахалинской области.

Структура исследования включает введение, в котором представлена актуальность темы, определяются параметры исследования, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание первой главы включает в себя изучение советского периода развития системы профессиональной подготовки социальных работников.

Вторая глава раскрывает роль профессионального образования в развитии социальной сферы современной России.

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 11 источников.

Глава 1. Советский период развития системы профессиональной подготовки социальных работников 1.1. Предпосылки развития системы профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы

Социальное обеспечение в СССР было составной частью общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.

Уже на начальном периоде Советского государства проводилась большая работа по становлению и развитию ведущей отрасли социальной политики, а также теоретическому осмыслению организационно-практической модели социального обеспечения.

С первых дней становления системы социального обеспечения начинается осмысление путей развития этой системы и профессиональной подготовки необходимых специалистов. Несмотря на идеологизацию процесса социального обеспечения, не выделяя аспект социальной помощи как основной работы А.М. Коллонтай, И.К. Ксенофонтова, М.Н. Иорданского, В. Кухнова, В. Федорова и других, имели большое значение для развития теоретико-методологической базы социальной работы ‒ как условия успешного развития системы социального обеспечения.

В 20-х и в начале 30-х годов XX в. стали развиваться преимущественно правовые исследования в области социального страхования. В результате этих исследований появились теоретические монографии: Н.А. Вигдорчика – «Теория и практика социального страхования», А. Вишневского ‒ «Развитие советского законодательства о социальном страховании», Л.В. Забежена «Основы социального страхования», эти исследования проводились в тесной связи с законодательством о труде. Так КЗоТ РСФСР 1922 г. Уже содержал нормы, характеризующие социальное страхование.

В 30-х годах появляются работы, исследующие проблемы социального обеспечения в широком теоретическом плане. К ним относится работа И.А. Семашко ‒ «Право на социальное обеспечение». Однако теоретические исследования слабо использовались в практической деятельности, тем более что не была решена главная задача ‒ подбор и закрепление работников соцобеспечения на местах, организация их профессионального обучения. [1, c.44].

Заметим, что теоретические обоснования образования и подготовки специалистов для работы с инвалидами освещались и специализированными периодическими изданиями: «Известия НКСО», «Взаимопомощь», «Социальное обеспечение», «Известия НКТ», «Жизнь глухонемых», «Жизнь Слепых», «Бюллетень Всерокомпома». Все эти издания были схожи между собой. Первоначально из-за большого качества неграмотных людей пресса адресовалась в первую очередь руководителям сотрудникам соответствующих учреждений. Газетные и журнальные площади, как правило, были отданы под публикации постановлений, распоряжений, циркуляров и т.п. В те годы такая концепция изданий выглядела логичной и оправданной. Но в дальнейшем, особенно в 1930-е гг., все эти издания никоим образом не перестроились, несмотря на то, что количество грамотных среди инвалидов значительно возросло. Такой сухой, официальный стиль этих изданий не мог сделать их понятным и близкими для большинства инвалидов, в изданиях не было комментариев законодательных актов, практических советов инвалидам о том, как воспользоваться причитающимися им правами. [2, c.23]

Итак, уже в первые годы советской власти руководство страны столкнулось с необходимостью профессиональной подготовки кадров в сфере социального обеспечения.

1.2 Особенности профессиональной подготовки социальных работников в СССР

Мы выяснили, что развитие системы профессиональной подготовки работников социальной сферы началось уже в первые месяцы существования советского государства. Так, активно заявила о себе система курсовой подготовки, определившая формы социального образования в системе социального обеспечения (а значит ‒ и в системе здравоохранения и образования). В августе 1921 г. был объявлен трехдневный курс «для технических секретарей крестьянских комитетов общественной взаимопомощи», рассчитанный на 22 часа, состоящий из восьми тем. Так как в 20-е годы наибольшей проблемой была проблема детской беспризорности, организовывались курсы для работников детских социальных учреждений, число их к осени 1922 года составило около 20282. [9, c.56]

Однако серьезным оставался вопрос кадрового обеспечения системы Министерства социального обеспечения. Уже в 1945 году была намечена аттестация работников всех уровней системы социального обеспечения и принят план их профессионального роста. В это же время организовывались краткосрочные курсы повышения квалификации работников региональных отделов социального обеспечения. Для проведения курсов были разработаны специальные учебные программы и методические рекомендации.

Например, система повышения квалификации кадров охватывала не все категории работников и специалистов, а требование регулярной учебы являлось не обязательным для работника социального обеспечения. Содержание обучения обычно было сведено к изучению только пенсионного законодательства, методики и механизмов расчета пособий. Работа по повышению квалификации и обучению работников социального обеспечения разных профилей, как правило, велась районными отделами социального обеспечения. При этом поощрялось самообразование работника. В этом случае большим подспорьем был журнал «Социальное обеспечение», в котором публиковались методические и технологические материалы из социальной практики, что позволяло обмениваться опытом работникам социального обеспечения СССР и зарубежных стран, ‒ как правило, участников социалистического содружества. Заметим, что в журнале существовала специальная рубрика «Наша консультация», разъясняющая законодательные акты, публикующая инструкции по организации социального обеспечения на местах, дающая пояснения по конкретным вопросам социальной практики. [2, c.114]

Понимая необходимость более квалифицированной подготовки работников соцобеспечения, Московская высшая школа профдвижения ВЦСПС организовала прием группы для подготовки работников органов социального обеспечения. Срок обучения составлял три года. Окончившим школу выдавался диплом об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации «экономист по труду». Наряду с педагогическими вузами, эта школа была одной из немногих дававших высшее социальное образование.

Еще одним примером позитивного отношения к социально-образовательному направлению стало «Положение о постоянно действующих курсах повышения квалификации руководящих работников органов социального обеспечения РСФСР», утвержденное приказом № 178 от 30 декабря 1970 г. Согласно положению, началась работа по организации очных курсов повышения квалификации работников социального обеспечения. Особое внимание на курсах придавалось изучению инновационных форм организации работы органов социального обеспечения. Курсы носили постоянный характер. Срок обучения длился три месяца, учебная программа сочетала теоретические и практические занятия, ознакомление с передовым опытом организаций системы социального обеспечения.

Существенный вклад в решение кадровых вопросов внесло Постановление Госкомтруда СССР от 8 августа 1976 года № 223, результатом исполнения которого явилось создание единой системы курсового обучения работников социального обеспечения. Ведущим звеном курсовой сети явились Высшие Курсы Всесоюзного научно-методического центра по организации труда и управления производством, на которых обучались руководящие работники Министерств социального обеспечения всех союзных республик СССР. Соответственно в Министерствах были созданы собственные отраслевые курсы повышения квалификации. Периодически проводились областные курсы для работников системы социального обеспечения. Таким образом, система курсовой подготовки (очной и заочной) в конце 60-х ‒ начале 70-х годов, как мы видим, была лидирующей в деле подготовки специалистов социального обеспечения. Развитие курсовой подготовки требовало создания материально-технической базы курсов. Они укомплектовывались необходимыми техническими средствами обучения, библиотеками и общежитиями. [3, c.5]

В системе социального обеспечения организовывались техникумы, главными задачами которых были:

  1. подготовка специалистов со средним образованием для системы социального обеспечения;

  2. повышение квалификации специалистов, работающих в системе социального обеспечения;

  3. оказание практической помощи органам социального обеспечения в научной организации труда.

Важное социальное значение этой подготовки состояло в том, что в этих учебных заведениях обучались инвалиды. Система социального обеспечения самостоятельно готовила кадры.

В целях дальнейшего улучшения подготовки специалистов, укрепления его связи с практикой работы органов социального обеспечения с 1 сентября 1983 года в техникумах Министерства социального обеспечения РСФСР вводились новые учебные планы по специальностям «Бюджетный учет» (специализация ‒ для системы социального обеспечения), «Правоведение и учет в системе социального обеспечения», «Протезное производство». Приказом МСО № 22 от 7 февраля 1986 г. было принято решение о целевой республиканской программе «Социальное обеспечение», где ставился вопрос кадрового обеспечения. В соответствии с этой программой было рекомендовано организовывать базовые опорные пункты по вопросам обучения, подготовке, расстановки и воспитания кадров. [2, c.37]

Формирование системы подготовки кадров и повышения квалификации работников социального обеспечения дало свои результаты. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, впервые был сформулирован специальный подраздел «Развитие социального обеспечения». В законе СССР «О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 гг.», принятым шестой сессией десятого созыва Верховного Совета РСФСР, в центре внимания были проблемы повышения уровня населения, определены мероприятия по перестройке органов социального обеспечения, впервые обоснована важность и необходимость подготовки специалистов по социальной работе. Впервые в истории социального обеспечения, наметилась тенденция оказания социальной помощи всем гражданам в зависимости от их социального положения, минимального душевого дохода, стали определяться размеры пенсий и компенсаций от уровня оплаты труда. С июня 1988 г. в стране началось целенаправленное и систематическое профессиональное обучение специалистов в средне-специальных и высших учебных заведениях. [6, c.48]

Необходимо отметить, что новым в обучении кадров социального обеспечения стало значительное расширение преподаваемых дисциплин. Для совершенствования учебного процесса в системе повышения квалификации и подготовки работников социального обеспечения были изданы методические пособия и практические рекомендации, такие как «Бухгалтерский учет в органах социального обеспечения»; «Сборник образцов документов по делопроизводству в органах и учреждениях социального обеспечения», «Рекомендации по организации работы и методике проведения занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации»; «Роль наставничества в улучшении работы с кадрами в системе социального обеспечения», «Cоциальное обеспечение в СССР: Сборник нормативно-правовых актов» и т.д., кроме этого большое значение имел обмен опытом социального обеспечения СССР с зарубежными странами.

В рамках развивающейся личностно-ориентированной подготовки работников социального обеспечения активизировали свою деятельность районные и городские собесы, определялись категории специалистов, подлежащие обязательному обучению с отрывом от производства на курсах повышения квалификации.

Между тем, следует отметить, что традиционной оставалась практика привлечения в систему социальной работы людей с образованием, отличным от профильного. Естественно, отсутствие самостоятельного научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса способствовало нарастанию проблем в сфере профессиональной базовой подготовки специалистов.

Существующая курсовая система повышения квалификации не справлялась с большим потоком молодых специалистов, да и уровень подготовки все-таки отставал от временных требований времени. Традиционные формы деятельности по социальному обеспечению (начисление пенсий, пособий, социально-бытовое и культурное обслуживание интернатных учреждений детей и взрослых) в условиях 80-х годов оказались недостаточными. Тем более что в условиях происходивших социально-экономических политических изменений второй половины 80-х годов значительно увеличивалось количество нуждающихся – малообеспеченных граждан СССР.

Заметим, что в СССР впервые понятие «малобеспеченность» появилось в материалах XXII съезда КПСС (1961) г. Оно связывалось с меняющимся во времени общественно необходимым минимальным набором основных жизненных благ для поддержания нормальной жизнедеятельности человека и малообеспеченным считалось население, имеющее среднедушевой доход ниже общественно необходимого минимального размера. По мере роста общего уровня развития производства и благосостояния народа должны были последовательно повышаться доходы менее обеспеченного населения и пересматриваться границы малообеспеченности. Однако, жестко фиксированное распределение по труду, дифференциация необходимых норм потребления основных материальных благ и услуг, социальное иждивенчество, остаточный принцип социального обеспечения в изменяющихся социально-экономических условиях не способствовал сокращению численности категории малообеспеченных граждан. Поэтому проблема повышения благосостояния советского народа, наряду с решением других задач, связывалась с решением задачи качественного социального обеспечения, главной составляющей которой была профессиональная подготовка специалистов социальной сферы, способных осуществлять комплексные меры по социальной поддержке и защите нуждающегося населения.

Основную роль в разработке инновационных программ и учебно-тематических планов, организации образовательных форм и подготовке преподавателей для формирующейся системы обучения работников социального обеспечения играл взаимодействующий с отделом подготовки кадров Министерства социального обеспечения ‒ Всероссийский научно-методический центр по организации труда и управление Госкомтруда СССР. Центром были разработаны стандарты и требования к специалистам социального обеспечения, пособия и рекомендации по организации обучения в этой сфере на основе комплексного похода социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и правовых знаний, что позволило сформировать базу для перехода в последующем, к новой концепции подготовки специалистов социальной сферы. [6, c.162]

Период 60 – 80-х годов носит более ярко выраженный общественный характер. Социально-экономические преобразования, политические перемены в стране объективно привели к необходимости социальных преобразований, и в первую очередь, к более осознанной политике развития социального образования, как через общую профессиональную подготовку специалистов образования, здравоохранения и т.д., так и через специализированную систему подготовки специалистов социального обеспечения. Но традиционное представление о социальной практике ‒ как общественной работе, преобладало и в этот период. Это, естественно, снижало эффективность социальной поддержки многих категорий населения, что особенно стало актуально в период 80-х годов.

Проведение социальной практики стало требовать специальных работников, способных на комплексной основе, решать многие социальные проблемы, и тем самым смягчить негативные явления в обществе. Социальная практика потребовала теоретико-методического оформлении того опыта, который сложился в деятельности социальных организаций и учебно-воспитательном процессе высших и средних специальных учебных учреждений Министерств социального обеспечения здравоохранения, просвещения. Именно эти явилось основой для быстрого перехода на профессиональный уровень обучения специалистов социальной сферы в рамках системы социального образования в начале 90-х годов XX века.

В 1991 году было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое в 1996 году вошло в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. [5, c.21]

Развитие новых социально-экономических отношений способствовало выделению социальной защиты в самостоятельный вид деятельности. Между тем, нельзя не отметить тот факт, что в реальных условиях становление рыночных отношений сопровождалось ростом обнищания населения, а не его социальной защитой.

Бесспорно, стремительные изменения в социально-политической, экономической и других сферах жизни выдвигали соответствующие требования к специалистам, способным действовать, в неадекватных, нестабильных, напряженных условиях действительности. Однако предпринятые правительством РФ меры, направленные на стабилизацию ситуации в области социальной защиты населения, оказались недостаточно эффективными. Очевидно, сказалось скудное финансирование социальной сферы, непроработанность нормативно-правовой базы, практически повсеместное отсутствие профессионально подготовленных специалистов в области социальной работы

Глава 2. Особенности развития системы социального образования в современной России 2.1 Роль социального образования в подготовке специалистов по социальной работе в современной России

Формирование социального образования как самостоятельного образовательного направления было обусловлено целым рядом причин:

  • дальнейшим ухудшением социальной ситуации в стране;

  • началом сложного и противоречивого процесса становление теории и методики социальной работы, как ведущего направления социального образования;

  • расширением сети учреждений социального обслуживания населения, требующей большого количества профессионального подготовленных кадров;

  • углублением процесса специализации специалистов социальной сферы, требующих особых знаний, умений, навыков работы с различными категориями населения;

  • общей социальной детерминацией системы образования. [10, c.25]

Само понятие «социальное образование» было введено в научный оборот ректором Московского государственного социального университета В.И. Жуковым, выступившим с концепцией социального образования на международной конференции «Социальные реформы и образование: мировой опыт и отечественная практика» в ноябре 1996 года. Оно ориентируется на изучение комплексных явлений и процессов, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью и основано на развитие социальных наук. [7, C.273]

Особенностью процесса становления системы социального образования в современной России, на наш взгляд, заключается в том, что оно базировалось на богатом потенциале, сложившемся в ходе общественно-исторического развития российского государства с его традициями благотворительности и милосердия, сопереживания, социальной заботы, сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому, мы полагаем, что официальное закрепление специальности "социальная работа" имело, в большей степени, юридическое оформление существующей практики.

Растущая потребность в квалифицированных социальных работниках с высшим образованием определила всевозрастающий интерес к их подготовке не только многопрофильных вузов университетского типа, но и многих вузов, подведомственных различным министерствам и ведомствам, в частности Министерства здравоохранения, путей сообщения, сельского хозяйства, культуры, обороны России и др.

Подготовкой социальных работников занимаются негосударственные высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения Минобразования и Минтруда России. В результате к настоящему времени в России сложилась многоступенчатая, непрерывная система образования в области социальной работы.

Особо в центре внимания УМО стоит проблема совершенствования качества и содержания образовательной деятельности с учетом современных требований и к системе подготовки кадров с одной стороны, и к профессиональной деятельности специалистов, с другой.

Данный подход позволяет выделить (достаточно условно) два этапа научно-методической и научно-исследовательской деятельности УМО по образованию в области социальной работы.

На первом этапе (1991 – 1999 гг.) основные усилия были направлены на создание единого учебно-методического обеспечения подготовки социальных работников в вузах, разработку нормативной документации и, прежде всего, типового плана.

В итоге этой работы УМО были разработаны и утверждены Минобразованием России первые в отечественной и мировой практике социальной работы Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых были определены требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (1993 г.) и специалиста (1995 г.) по социальной работе.

В 1999 г. был также разработан и внедрен Государственный стандарт подготовки магистра социальной работы. Это, в свою очередь, позволило создать единое образовательное пространство на всей территории страны, учитывающее особенности федеральных, региональных и отраслевых требований, а так же серьёзно улучшить качество подготовки специалистов.

Однако к концу 90-х годов стало наблюдаться нарастание определенного несоответствия между потребностями практики социальной работы и возможностями образовательной системы в этой области. Увеличивающаяся сеть учреждений и служб социальной защиты должна была оказывать социальные услуги различным группам и категориям населения, это усилило специализированность этих учреждений.

Содержание подготовки специалистов в вузах потребовалось привести в соответствии с этими тенденциями на основе более оптимального сочетания широкой общеобразовательной подготовки и более узкой специальной подготовки в зависимости от сфер, объектов и видов профессиональной деятельности выпускников вузов.

В связи с этим назрела необходимость внести соответствующие изменения в требованиях к содержанию и уровню подготовки социальных работников.

Таким образом, второй этап (2000 – наши дни) характеризуется большой работой учебно-методического, исследовательского плана по разработке учебно-методической документации специализированной и практической подготовки будущих специалистов социальной работы и социальной сферы в целом. [4, c. 8]

Эти решения нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) подготовки специалистов, бакалавров и магистров социальной работы, которые были утверждены Министерством образования России 28 октября 2009 г., причем содержание каждого их этих видов подготовки построено по принципу дополнительности таким образом, что позволяет вузам в зависимости от потребностей социального развития без лишних трудностей переходить от одного уровня к другому уровню высшего профессионального образования в области социальной работы.

Важнейшей задачей УМО на втором этапе развития образовательной системы является усиление его роли как научного центра, объединение творческого потенциала научно-педагогических кадров вузов в разработке актуальных проблем теории социальной работы, ее идентификации как области научного знания, изучение и обобщение практического опыта в этой области.

В целом, можно констатировать, что в настоящее время профессиональное отечественное образование в области социальной работы начинает занимать прочные позиции в научном сообществе.

2.2 Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки работников социальной сферы на современном этапе

В настоящее время можно выделить несколько уровней подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы в системе социального образования:

  1. Допрофессиональная подготовка.

  2. Обучение в средних специальных учебных заведениях.

  3. Обучение в высших учебных заведениях на дневных, вечерних и заочных отделениях.

  4. Переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов.

  5. Подготовка научно-преподавательских кадров.

Профессиональное становление специалиста предполагает формирование у него готовности к будущей деятельности. В настоящее время ряд специалистов отмечает, что выпускники социальных вузов испытывают трудности морально-психологического плана, возникающие из-за рассогласования модели профессиональной деятельности, сформированной в их сознании за годы обучения в вузе, с той реальной обстановкой, с которой они начинают профессиональную деятельность.[11, c.91]

Это, на наш взгляд, является показателем преобладания теоретической стороны обучения над практической. Кроме того, личность студента как будущего специалиста, развитие ее профессионального, нравственного, интеллектуального потенциала порой также остается вне внимания педагогов. Поэтому назрела необходимость конкретизировать содержание и структурные компоненты разработки методических основ морально-психологического аспекта готовности к профессиональной деятельности (особенно – социальной работе). Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что овладение профессией социального работника возможно лишь на индивидуально-личностном уровне.

Именно моральные ценности должны лежать в основе личности и поведения специалиста социальной сферы, определять преемственность тех или иных действий в рамках профессии. Однако сегодня эта проблема практически не решается в ходе вузовской подготовки, результатом этого является факт негативного и негуманного отношения молодых специалистов социальной сферы к своим клиентам.

В этой связи особого внимания требует проблема практико-ориентированного обучения студентов в системе социального образования. Опыт подготовки многих вузов социальной направленности показывает, что это звено в системе обучения является одним из слабых.

Итак, на наш взгляд, к основным проблемам, замедляющим развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы, можно отнести:

  1. Слабую способность выпускников адаптироваться в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.

  2. Недостаточную личностную готовность выпускников к реальной практической деятельности, что выражается в формальном отношении к работе, клиентам.

  3. Ограниченный доступ для практикующих работников социальной сферы к получению специального профессионального образования, включая переподготовку, стажировку работающих специалистов, не имеющих базового образования в сфере социальной работы. [8, c.87]

Очевидно, что обозначенные трудности будут решаться в процессе развития социальной сферы образования. В то же время, мы полагаем, что надо учитывать, что решение имеющихся и потенциально возможных социальных проблемы в нашей стране необходимо прогнозировать уже сейчас и, соответственно, формировать как государственный, так и частный заказ к подготовке специалистов социальной сферы.

Для дальнейшего развития системы социального образования необходимо, на наш взгляд, провести ряд мер, имеющих принципиальное значение:

  1. Разработать и утвердить отечественную концепцию социального образования.

  2. Интенсивнее развивать исследовательские проекты в области истории, методологии, теории социального образования в России и за рубежом.

  3. Необходим социальный заказ на подготовку специалистов социальной сферы. Содержание обучения должно строиться с учетом будущей работы, назначения подготовки кадров.

  4. Стимулировать формирование системы непрерывного социального образования, активно развивая систему начальной и средней профессиональной подготовки.

Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме развития социального образования в советсткой и постсоветской России позволяет нам сделать следующие выводы.

  1. Подводя итог исследования формирования и развития профессионального социального образования в отечественной истории с 1917 года по конец 80-х годов XX века, мы можем констатировать поступательное развитие социального образования, несмотря на классовые и идеологические приоритеты в построении общества, хотя период 1917 ‒ 50-х годов, в силу экстремальности происходивших событий, полон противоречивых решений. С одной стороны, строительство централизованной, плановой системы социального обеспечения, здравоохранения и образования, поиски новых технологий и форм социальной помощи, основанных на результатах научной мысли, формирование комплексной модели работника социальной сферы, придание социальному обеспечению всеобщего характера, а с другой стороны идеологическое давление государственной власти, административно-командный характер управления, жесткое регламентирование и классовый подход в социальном обеспечении ‒ явились характерными тенденциями данного времени.

  2. В СССР так и не был сформирован профессиональный образовательный подход к подготовке кадров по конкретной специальности.

  3. Если в СССР социальное обеспечение являлось неотъемлемым правом каждого члена общества, то в новой России делается акцент на принципе разделения ответственности между государством, работодателями и гражданами.

  4. Социальное образование как особая образовательная область имеет комплексный, интегративный характер, который проявляется в реализуемых специальностях: социальная работа, социальная педагогика, социальная антропология, социальная экология, социальная информатика, управление социальной сферой и т.д. В основе их развития лежат социально-гуманитарные науки, являющиеся стержнем совокупного научного социального знания.

  5. Без федеральной, региональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов все вузы России будут в дальнейшем испытывать определенные трудности. Без выработки кадровой политики, адекватной современным требованиям и потребностям общества в специалистах социальной сферы, вряд ли можно будет решить идею создания социального государства.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Список использованной литературы
  1. Антология социальной работы: в 3-х т. / cост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь НВФ СПТ. 1993. Т. 1.

  2. Бадя Л., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Высшая школа, 1994. 315 с.

  3. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. Авт. реф. дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб.: СПбГУ, 2001. 43 с.

  4. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях // Обучение социальной работе и России. Программы и технологии. Ч. II: Педагогика социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2007. С. 4 – 12.

  5. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул, 1993. 71 с.

  6. Тетерский С.В., Арнольдов А.И. Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников: научно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2007. 381 с.

  7. Жуков В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы международных конгрессов школ социальной работы. М.: РГСУ, 1997. С. 273 – 283.

  8. Никитин В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы. М.: Изд-во МГСУ, 2009. 100 с.

  9. Основы теории и практики социальной работы / Григорьев С.П. [и др.]. М.-Барнаул, 1994. 235 с.

  10. Павленок П.Д. Содержание и приоритеты высшего социального образования с ориентацией на социальную работу // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. № 1. С. 22 – 28.

  11. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 86 – 95.

Просмотров работы: 9857