ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Оганова М.Е. 1
1Академия управления при Президенте Республики Беларусь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день существует три основные точки зрения на проблему бессмертия: философская, религиозная и научная. Их анализ показывает, что в каждой из них существуют как сторонники бессмертия, так и его противники.

Учение о бессмертии было развито у Платона. Под бессмертием человека он понимал бессмертие души, четыре доказательства которого приводит в диалоге «Федон». Они вытекают из его общефилософской концепции, стержнем которой является учение о мире идей [2, с. 5]. Впоследствии ее критиковал в своих трудах Аристотель, который придерживался позиций материалистического учения.

При рассмотрении религиозной точки зрения на проблему бессмертия, следует обратить внимание на то, что она была широко освещена еще в древних религиозных концепциях египтян и римлян. Самой старой концепцией жизни за смертью можно назвать египетскую, которая содержится в «Книге мертвых» с полными инструкциями того, что следует сделать, чтобы жизнь в потустороннем мире была счастливой. Также древние египтяне оставили нам «Тексты Пирамид», которые должны были помочь благополучному переходу умерших фараонов в следующий мир, и в них говорится о двух сущностях Ка и Ба, переживающих физическое тело. Римляне почитали души умерших как божественные существа и торжественность погребальных обрядов свидетельствовала об уважении живых к умершим, переселявшимся для продолжения жизни в другой мир [3, с. 570].

Христианство учит своих последователей, что они обретут бессмертие во время воскресения Иисуса Христа, который вернет им жизнь, тем самым обеспечив им вечное существование. В буддизме идея бессмертия души содержится в положении о том, что тело презренно и должно быть передано огню сразу после смерти. А бессмертная душа перейдет в новое тело, и этот процесс будет повторяться до тех пор, пока душа не исчезнет и не сольется с душой вселенской [4, с. 13]. В отличие от христианства и буддизма ислам полностью отвергает идею бессмертия, признавая примат земной жизни.

В науке проблеме бессмертия также уделяется значительное внимание. Так, имеются такие научные направления, как геронтология и ювенология, которые ставят своей целью увеличение срока жизни человека и продление его молодости соотвественно. Их имеет в виду Г.Д. Бердышев, говоря о биологическом бессмертии [1, с. 19]. Социальное бессмертие он подразумевает, когда подчеркивает роль человеческих деяний, достижений человека в материальной и культурной сферах жизни народа [1, с. 29].

В медицинской практике имеется несколько фактов, свидетельствующих о возможности жизни после жизни. В качестве примера можно привести исследование Р. Моуди, описанное им в книге «Жизнь после жизни», суть которого состоит в том, что человек после признания факта его смерти ощущает себя живым, но в другом, духовном состоянии. Однако после путешествия по тоннелю и встречи с необыкновенным существом он возвращается в свое тело и таким образом «воскресает». Но и эта теория была подвергнута критике материалистов, считающих, что многое из описанного в книге можно объяснить с помощью известных биологических явлений.

Таким образом, проблеме бессмертия уделяется значительное внимание в философии, религии и науке. Среди философских исследований следует отметить положение Платона о бессмертии души, среди религиозных – соответствующие постулаты христианства и буддизма. В науке имеются факты существования феномена жизни после жизни, подтвержденные медицинской практикой и, в частности, исследованиями Р. Моуди, которые вызывают интерес, несмотря на критику материалистов.

Литература

  1. Бердышев, Г.Д. Наука и религия о смерти и бессмертии / Г.Д. Бердышев. – Киев : Знание УССР, 1986. – 47 с.

  2. Вишев, И.В. Жизнь, смерть, бессмертие человека как философская проблема: учеб. пособие в 4-х ч. / И.В. Вишев. – Челяб. гос. ун-т, каф. философии. – Челябинск : ЧГТУ, 1994. – Ч. 3. – 1994. – 22 с.

  3. Тихомиров, Е. Загробная жизнь, или Последняя участь человека / Е. Тихомиров. – Москва : Эксмо, 2010. – 637 с.

  4. Токарчик, А. Мифы о бессмертии / перевод с польского Л. В. Васильева; Ред. и предисл., [с. 5-27] П. С. Гуревича. / А. Токарчик. – Москва : Прогресс: Фирма «Прогрессакадемия», 1992. – 238 с.

Просмотров работы: 4226