Актуальность включения элементов экологии питания в курс биологии связана с тем, что детская и подростковая психика устроена так, что в организации своего питания они отдают предпочтение продуктам широко разрекламированным, с яркими красочными упаковками, не всегда являющимися полезными и безопасными. Нарастает противоречие между увеличением популярности продуктов не относящиеся к здоровому питанию и растущей неосведомленностью учащихся о негативном влиянии данных продуктов питания на здоровье. Безусловно, изучение основ или отдельных элементов экологии питания связано с изучением процесса питания, а именно анатомии органов пищеварительной системы человека. Ученик должен познакомиться с основами здорового рационального питания, то есть узнать свою физиологическую потребность в разных компонентах пищи, сформировать научное мировоззрение и осмысленное отношение к своему рациону, что невозможно сделать в полном объеме в рамках школьного курса биологии. В современном мире ученик должен быть информирован о потенциальных опасностях скрытых в продуктах питания. По этой причине, учитель должен донести до учащихся информацию об химических веществах, продуктах способных причинить вред здоровью, сформировать практический навык учащихся ориентироваться в огромном ассортименте продуктов в поиске наиболее полезных и безопасных, воспитать у школьников бережное отношение к природе и собственному здоровью, что возможно только в рамках элективного курса – экология питания.
Человечество достигло больших успехов во всех отраслях науки и производства. Человек может уже не опасаться хищных животных, как его далекие предки – у него есть оружие; может не бояться резкого изменения температуры – у него есть одежда и надежное жилище, и можно сказать, что человек полностью оградил себя от опасностей окружающего мира, даже которые создал он сам. Но у каждого из нас существует слабое и уязвимое в этом отношении место – пища, которая всегда будет связывать нас с окружающим миром и ставить нас в зависимое положение от качества окружающей среды. Гиппократ говорил «мы есть то, что мы едим». В сегодняшнем мире продовольственный вопрос становиться ребром. Количество населения неуклонно растет, в сферу производства продуктов питания вовлекаются все новые и новые технологии, которые еще не успели охарактеризоваться как абсолютно безопасные, количество потенциальных угроз растет. Примерами может быть широкое использование химикатов, генно-модифицированных культур в сельском хозяйстве, пищевых добавок в пищевой промышленности. Помимо всего этого, питание современного человека, который руководствуется популярностью тех или иных продуктов питания сокращает продолжительность и качество жизни, обеспечивая людей среднего и старшего возраста такими заболеваниями как ожирение, сахарный диабет. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что существует потребность в глубоких знаниях о пище и о потенциальных угрозах с ней связанных.
Экология питания – интегрированная дисциплина, включающая знания экологии человека, гигиены питания, медицины, токсикологии и антропологической экологии, объектом которой является пища человека, предметом – пища как элементарный экологический фактор, влияющий на человеческую популяцию и на каждого индивида, адаптационные механизмы приспособления организма человека к пище – диеты.
Элективный курс «Экология питания»
Программа элективного курса обращена к учащимся 10, 11 классов общеобразовательных школ, расширяющая биологические знания экологической антропологии, экологией человека, а так же углубляющей знания, умения, практические навыки гигиены питания.
Курс рассчитан на 12-16 часов.
Основной целью элективного курса является расширение знаний о пище и питании человека, выходящих за рамки школьного курса, удовлетворяющих познавательный интерес, направленный на формирование знаний и практических навыков в области гигиены питания и здорового образа жизни.
Основные задачи:
- формирование знаний, умений навыков организации рационального питания;
- формирование знаний о пище как экологическом факторе, об эволюции рациона питания человека;
- формирование знаний первой медицинской помощи при пищевых отравлениях;
- воспитание экологической и потребительской культуры; здорового образа жизни;
- развитие умения использовать знания гигиены питания, микробиологии в повседневной жизни для решения практических задач.
В целом программа удовлетворяет интересы учащихся в области знаний о пище, во многом дополняет и обогащает школьный курс биологии, базируется на трех дисциплинах – экологии человека, экологии и гигиены питания; всецело раскрывает процесс питания с точки зрения обмена веществ. Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений способствующих развитию навыков здорового образа жизни.
Планируемые результаты. После прослушивания данного курса учащиеся будут знать о: сбалансированном, рациональном питании; общем, основном, рабочем обменах веществ, энергетической ценности пищи; компонентах пищи (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах) их содержании в продуктах, нормах потребления, последствиях алиментарных недостаточностей; правильном режиме питания; зависимости характера пищи от среды обитания; эволюции рациона человека; физиологических и расовых различиях, и их связи с питанием; классификации загрязняющих веществ продуктов питания; нормировании содержания вредных веществ в продуктах питания; пищевых отравлениях и первой помощи при них.
Учащиеся будут уметь:
рассчитывать основной, рабочий и общий обмены; составлять, анализировать, корректировать рацион питания; выявлять признаки и опознавать тот или иной вид алиментарной недостаточности; анализировать географическое распространение видов алиментарной недостаточности; анализировать физиологические, расовые различия и социальные аспекты питания; характеризовать основные загрязнители пищевые продукты их действие их действие на организм; обнаруживать лабораторными методами соланин в картофеле и сахарозу в меде; характеризовать порядок нормирования содержания вредных веществ в продуктах питания; микробиологическими методами (общая осемененость) выяснять пригодность продукта на примере мороженного или мяса; характеризовать основные типы пищевых отравлений, оказывать первую медицинскую помощь при них.
Учащиеся будут владеть:
навыком построения рациона питания в зависимости от пола, возраста и вида трудовой деятельности; навыком ориентации в продуктах питания в предпочтении наиболее полезных и безопасных; навыками оказания первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.
Программа предусматривает следующие формы деятельности учащихся: лекции, лабораторные и практические занятия, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов. Оценка знаний и умений обучающихся проводятся по окончанию каждого раздела и защиты группового проекта по окончанию изучения курса. Кроме того предусмотрен текущий контроль в виде отчетов учащихся о результатах лабораторных и практических работ. Для освоения данного курса обучающиеся должны овладеть знаниями курса «Биология человека» (8 класс), «Общая биология» (9 класс).
Содержание программы:
Введение. Значение питания в жизни человека. Цель и задачи курса. Ознакомление с программой курса, с тематикой проектных работ.
Раздел 1. Экология питания как наука и дисциплина.
Тема 1. Место экологии питания среди дисциплин экологии и физиологии человека.
История появления экологии питания. Пища как экологический фактор, действующий на человека. Связь экологии питания с экологической антропологией, экологией человека, гигиеной питания.
Тема 2. Понятие адаптации человека.
Адаптация человека. Механизм, этапы, последствия адаптации человека. Адаптация человека к пище.
Практическая работа «Экология человека, адаптация человека».
Раздел 2. Рациональное питание в экологии питания.
Тема 1. Рациональное питание в современном мире. Сбалансированное, рациональное питание. Питание современного человека. Биологически активные добавки как способ решения проблемы не совершенности рациона современного человека.
Лабораторная работа «Качественное определение жиров, катионов натрия, хлорид-ионов, крахмала в чипсах».
Тема 2. Энергетика питания. Энергетическая ценность (калорийность) пищи. Общий, основной и рабочий обмен веществ.
Практическая работа «Вычисление значений общего, энергетического, основного обменов всех членов семьи».
Тема 3. Компоненты пищи и последствия их недостаточности. Классификация пищевых веществ по А. А. Покровскому. Нутриенты. Белки. Жиры. Углеводы. Минеральные вещества и витамины.
Биологические функции белков. Понятие об азотном балансе. Биологическая ценность белка по аминокислотному составу. Усвоение животных и растительных белков организмом человека. Дефицит белка – глобальная проблема человечества. Сырье для получения искусственного белка. Пути повышения пищевой ценности продуктов питания.
Лабораторная работа «Обнаружение белков в продуктах питания».
Состав, строение, классификация жиров. Растительные и животные жиры. Функции жиров в живом организме. Пищевая ценность жиров и масел; проблемы со здоровьем, возникающие при недостаточном или избыточном потреблении жиров. Физиологическая роль холестерина.
Лабораторная работа «Цветная реакция на холестерин».
Биологическая роль углеводов. Источники углеводов в питании. Роль балластных веществ (целлюлоза, пектиновые вещества и др.) в процессе пищеварения и регуляции общего физиологического состояния организма. Патологические состояния организма как следствия избыточного потребления углеводов.
Лабораторная работа «Обнаружение углеводов в продуктах питания».
Биологическая роль макро- и микроэлементов. Минеральные вещества в продуктах питания, суточные нормы, последствия алиментарной недостаточности.
Лабораторная работа «Обнаружение минеральных веществ в продуктах питания (железа)».
Биологическая роль витаминов. Классификация: жирорастворимые и водорастворимые витамины. Минимальная суточная доза витаминов, содержание в продуктах питания. Гипо-, гипервитаминоз, борьба с авитоминозом. Медицинские препараты, содержащие витамины.
Лабораторная работа «Обнаружение витаминов в продуктах питания».
Тема 4. Режим питания. Распределение рациона в течение суток. Общие рекомендации и правила для людей, борющихся с лишним весом.
Практическая работа «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
Круглый стол. Что мы знаем о диетах? Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Чего больше пользы или вреда в диетах?
Контрольное тестирование по разделу 1, 2.
Раздел 3. Антропологические основы экологии питания.
Тема 1. Зависимость характера пищи от среды обитания.
Взаимосвязь климатических условий и питания человека. Пищевые стратегии в обществах охотников, земледельцев и смешанного типа. Рацион питания и физиологические особенности, обусловленные им у эскимосов, донеалетического человека, членов земледельческих общин Гамбии.
Круглый стол. Эволюция рациона человека – вчера, сегодня, завтра. Пища предка человека. Крупные ароморфозы в приготовлении пищи. Использование керамической посуды, огня, приготовление хлеба и алкогольных напитков, изобретение консервов. Индустрия быстрого питания. Пища будущего.
Тема 2. Расовые и социальные различия в питании.
Физиологические и расовые различия и их связь с питанием. Оценка степени влияния генетического, и пищи как алиментарного фактора роста и развития на примере близких групп народности хуту в Руанде, племена масаи и кикуйю в Кении и других примерах. Социальные аспекты питания: сведения об окружающей среде, которыми располагают различные сообщество, сведения о питательной ценности пищевых продуктов, о способах их приготовления, хранения и распределения, ограничения общественного и технического характера, связанные с удовлетворением пищевых потребностей.
Практическая работа «Кулинарные традиции разных народов».
Раздел 4. Загрязнители продуктов питания и их действие на человеческий организм.
Тема 1. Классификация загрязняющих веществ. Место загрязняющих веществ в классификации пищевых веществ А.А. Покровского. Понятие загрязняющих веществ. Радионуклиды, тяжелые металлы, микотоксины, пестициды и гербициды, нитраты, нитриты и их производные нитрозамины, детергенты антибиотики, антимикробные вещества и успокаивающие средства, антиоксиданты и консерванты соединения, образующиеся при длительном хранении или в результате высокотемпературной обработки пищевых продуктов.
Тема 2. Нитраты в продуктах питания. Признаки присутствия нитратов в овощах и фруктах. Рациональное использование удобрений при выращивании сельскохозяйственной продукции. Где в плодах, клубнях и корнеплодах больше всего нитратов? Использование пищевой селитры. Рекомендации по снижению содержания нитратов во время переработки и использования в сыром виде овощей и фруктов.
Лабораторная работа «Определение нитратов и нитритов в исследуемой пробе воды. Определение наличия нитратов и нитритов в сельхозпродуктах. Определение нитратов при помощи тест-системы «Нитрат-тест».
Тема 3. Пестициды в продуктах питания. Экологически чистая сельскохозяйственная продукция. Как вырастить овощи и фрукты без использования ядохимикатов? Биологические методы борьбы с вредителями. Рекомендации по снижению пестицидов в продуктах питания.
Тема 4. Тяжелые металлы в продуктах питания. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий, цинк, мышьяк, хром, кобальт, олово, никель).
Лабораторная работа «Обнаружение загрязнителей в продуктах питания» (обнаружение салонина в картофеле и щавельной кислоты в меде)
Тема 5. Канцерогены в пище. Способы приготовления пищи, приводящие к появлению канцерогенов (жарение, копчение, гриль, высоко термическая обработка). Принципы здоровой кулинарии.Практические рекомендации по уменьшению потребления канцерогенов с пищей.
Тема 6. Пищевые добавки как загрязнители продуктов питания.
Классификация пищевых добавок по воздействию на продукты: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, загустители, усилители вкуса и аромата, пеногасители. Список «неразрешенных пищевых добавок» в России.
Практическая работа «Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по информации на упаковке».
Тема 7. Нормирование содержания вредных веществ в продуктах питания.
Санитарно гигиенический контроль продуктов питания. ПДК вредных веществ.
Лабораторная работа «Микробиологическое исследование мороженого (или мяса)».
Тема 8. Пищевые отравления.
Причины, этимология пищевых отравлений.
Практическая работа «Выяснение причины отравления и оказание первой помощи».
Контрольное тестирование по разделу 2, 3.
Зачетное мероприятие «Экология питания в нашей жизни» по курсу включающее конкурс проектов «Антиреклама продуктов питания», обсуждение результатов практических и лабораторных работ.