ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию учащимся и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео, мультипликацию и анимацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Традиционные методы обучения биологии включают 3 этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль).

На уроках общей биологии можно применять следующие виды анимации. Итак, на этапе объяснения можно использовать:

  • анимации короткие (упрощённые) – «ожившие картинки», показывающие короткую динамику процесса. Они могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта;

  • анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. Они психологически привлекательны за счёт использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами;

  • интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Обычно используются для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести и интерактивные таблицы (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей);

  • интерактивные рисунки – упрощённый вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.

На этапе закрепления так же возможно применение анимации:

  • задания с выбором ответа, содержащие анимационные фрагменты;

  • задания с использованием анимации – такие задания переводят анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. Они могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

На этапе контроля:

  • задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры; с использованием анимации – обычно используемая анимация на этапе закрепления, может быть использована и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Курс «Общая биология» начинается в 9 классе. По сравнению с другими разделами биологии он отличается довольно объемными и сложными для восприятия школьников темами и небольшим количеством часов, отводимых для изучения предмета. В результате, это неизбежно ведет к ухудшению уровня освоенности материала. В курсе рассматриваются такие сложные темы как «Фотосинтез», «Синтез белка», «Метаболизм», «Генетика» и другие. Они, даже при использовании иллюстраций, схем и других средств обучения обычно довольно затруднительно воспринимаются учениками.

При изучении общей биологии анимации могут с высокой степенью эффективности применяться во фронтальных формах работы при изложении нового материала или его закреплении с использованием компьютера и мультимедиапроектора для динамической иллюстрации изучаемых объектов. В сочетании с компьютерными технологиями использование анимации выводит их на качественно новый уровень: возможность делать паузу, копировать кадр, увеличивать фрагменты кадра, сопровождать его текстом, выносками, создавать собственные объекты на основе кадра – все это, с одной стороны, облегчает работу с анимациями, а, с другой, дает возможность их разностороннего использования. Для индивидуальной работы с анимацией, например в компьютерном классе, могут предлагаться учащимся разные формы работы: предложить учащимся ответить на вопросы к анимации, сформулированные учителем перед просмотром, или составить собственные вопросы к просматриваемой анимации, объяснить содержание предложенного экологического понятия или явления.

При работе с анимациями необходимо обратить внимание на наличие специальных функций управления. В правом нижнем углу находится кнопка, с помощью которой можно отключить звук, а также включить функцию «Останавливаться на ключевых кадрах». В этом случае анимация будет «застывать» после каждого фрагмента, позволяя его прокомментировать. Запуск следующего фрагмента осуществляется кнопкой запуска анимации в левом нижнем углу. Также можно просмотреть ключевые кадры анимации, пользуясь кнопками ключевых кадров.

При желании можно остановить просмотр анимации и затем запустить его с текущего кадра. В обычном режиме при запуске анимации просмотр изображения и звук идут автоматически, без остановок, перемещаясь по всем кадрам.

Основные этапы по созданию анимации включают в себя:

* выбор тем и иллюстраций для анимации;

* определение педагогических методик их использования;

* создание анимации;

* проведение урока;

* включение наработок в общую педагогическую копилку.

Ресурсная база анимационного материала богата. Так, в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) анимации представлены практически по всем разделам курса биологии и соответствуют требованиям Государственного стандарта. Так же качественный анимационный материал можно подобрать на сайтах учителей-предметников (http://biologymoscow.ucoz.ru/ , http://tana.ucoz.ru/ и др).

Таким образом, одним из основных достоинств использования анимации при работе с учащимися является наглядность и динамичность анимированного материала. К примеру, на уроках биологии с помощью анимации можно показать поэтапное развитие эмбриона или функциональные процессы, протекающие в живой клетке, или возможность проиллюстрировать химические реакции, протекающие в процессе фотосинтеза. Отметим, что проведение занятий с применением анимированных рисунков, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона – важного компонента образовательного процесса.

В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке можно дать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи ориентируют ученика на приобретение опыта решения проблем.

Литература:

  1. Добрынина, С.А. Применение flash –анимаций на уроках биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-321. – Загл. с экрана.

  2. Борис, С.И. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии [Электронный ресурс] / С.И. Борис, Н.К. Ханнаннов. – Режим доступа : https://bio.1september.ru/article.php?ID=200500605. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 3100