ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.

Получение положительных социально-экономических эффектов функционирования малого бизнеса возможно при наличии системной поддержки его развития. Особое место в этой системе отводится государству как институту регулирования и поддержки, призванному создать все условия для наращивания числа субъектов малого предпринимательства и их функционирования с высокой экономической эффективностью и высокой степенью ресурсоотдачи.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям и создает ряд проблем для развития малого бизнеса в стране.

Во-первых, отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;

Во-вторых, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.

В третьих, отсутствие, системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

И, в-четвертых, это экономические проблемы, такие как, уровень инфляции и рост цен на все факторы производства, которые ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет.

Как известно, все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства.

В сфере налоговой политики основными мерами должны быть:

– снижение ставок налога;

– предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации;

– проведение политики ускоренной амортизации.

В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов, которое достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако налогово-бюджетная политика государства в последние годы направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказывается на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.

Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.

Отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес глубокий спад производства, хотя в последние два года наблюдается рост микро предприятий.

Анализ динамики развития малого бизнеса, и его удельный вес в общем количестве коммерческих предприятий в стране, показан в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика развития малого бизнеса, в общем количестве коммерческих предприятий в стране в период 2009-2011 гг.1

Предприятия,

малые предприятия

2009

2010

2011

(тыс. шт.),

из них:

282,7

227,5

219,7

торговля (тыс. шт.)

83,9

69,9

65,4

численность работников (тыс. человек),

из них:

6736,5

6187,0

6016,9

торговля (тыс. человек)

1758,3

1505,7

1432,3

микропредприятия (тыс. шт.),

из них:

1052,3

1374,7

1503,1

торговля (тыс. шт.)

488,0

588,2

691,1

численность работников (тыс. человек),

из них:

4605,1

5005,9

5203,2

торговля (тыс. человек)

1907,2

1961,6

2010,4

всего коммерческих предприятий (тыс. шт.)

3365,1

3575,9

3796,5

Из таблицы 1 видно, что количество созданным малых предприятий в 2011 году по сравнению с 2009 сократилось и составило 219,7 тыс., из них 65,4 тыс., это предприятия торговли, остальные 154,3 это предприятия всех сфер экономической деятельности.

Рассматривая структуру малых предприятий по видам экономической деятельности за 2009 и 2011 гг. Почти половина предприятий занята в сфере оптовой и розничной торговли. Причем в 2011 г. доля предприятий данной области ниже на 0,9%, чем в 2010 г (2010 г. – 47,8%, 2011 г. – 46,9%). Доля предприятий, занятых в сфере операций с недвижимостью также существенна (17,5% в 2010 г. и 17,9% в 2011 г.). Также заметен процент предприятий обрабатывающего производства и строительства (12-14%). Доли предприятий, занятых в остальных экономических областях, несущественны – менее 5% [15].

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 2011 году показан на рисунке (рис. 1).

Как видно из рисунка, 58,9 % самый большой оборот малых предприятий в 2011 года приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. С большим отрывом 16,8 %, но на втором месте оборот МП в обрабатывающем производстве, третье место занимает строительство − 11,2%.

Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

Рисунок 1 – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2011 году2

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

Динамика изменения количества малых предприятий в период 2009-2011 годах показана на рисунке 2.

Из данного рисунка видно, что вопреки кризиса 2008 года, и его продолжение, число предприятий малого бизнеса неуклонно росло, несмотря на замедление в 2011 году.

При росте малых предприятий в период 2009-2011 гг. число занятых людей на этих предприятиях осталось неизменным, что видно из рисунка 3.

Одной из важнейших проблем успешного развития экономики страны является безработица, данный фактор тормозит национальную экономику, создавая предприятия малого бизнеса можно эффективно бороться с данной проблемой, что хорошо видно из рисунка 3. Даже в момент кризиса и в период после него наблюдается стабильное сохранение числа работающих на малых предприятиях.

Рисунок 2 – Динамика изменения количества малых предприятий в период 2009-2011 гг.3

Рассмотрев основные проблемы развития малого бизнеса, можно утверждать, что для дальнейшего эффективного развития малого бизнеса в стране, необходима, правильно разработанная государственная поддержка, которая заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки.

Рисунок 3 – Число занятых людей на малых предприятий в период 2009-2011 гг.4

Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.

Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:

– создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;

– устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;

– расширение самозанятости населения;

– увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

Основные направления поддержки малого бизнеса отражались в федеральных программах поддержки малого предпринимательства, которые в 90-е годы разрабатывались на два года. Анализ содержания и реализации этих государственных программ поддержки малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:

– федеральные программы не имели четкой концепции и принципов государственной поддержки;

– отсутствовало обоснование приоритетов и направлений развития малого предпринимательства;

– декларативность политики государства;

– отсутствие источников реального финансирования федеральных и региональных программ государственной поддержки малого бизнеса, объемы финансирования планируемых мероприятий в период реализации программ поддержки всегда сокращались;

– разногласия в вопросах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти;

– нереалистичность и необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Фактически проводившаяся государственная поддержка предоставлялась ограниченному числу субъектов малого предпринимательства. По данным опроса руководителей малых предприятий, около 70% респондентов считают, что в России никто не помогает малому бизнесу5.

На сегодняшний момент осуществляется стабильная финансовая поддержка малого бизнеса, которая реализуется посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлена на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны.

В 2011-2012 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Основные направления антикризисных действий Правительства РФ в 2010-2011 году направлены в большей степени на производственный сектор, а также − поддержку инновационной деятельности малого бизнеса.

Также малому бизнесу предлагается участие в программе повышения эффективности бизнеса (в том числе − энергоэффективности) посредством проведения соответствующего аудита.

В качестве меры поддержки разработана и упрощена процедура получения лицензий и продолжается программа субсидирования безработных, желающих организовать свой малый бизнес.

Поддержка предоставляется в форме:

− денежных субсидий (например, возможность получить почти 60 000 руб. при регистрации ИП − условия уточните в Вашем региональном центре поддержки предпринимательства или центре занятости);

− обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);

− стажировок;

− льготногого лизинга;

− бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату);

− льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);

− льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках;

− грантов6.

Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные организации предлагают возможность принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки7.

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства, на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

Венчурное финансирование − это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках и подъем экономики страны.

Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и поворот к этой проблеме коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий. В комплекс услуг, которые могли бы оказывать эти структуры, должно входить консультирование предпринимателей на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчетом рисков и реализации проектов. Но самое главное − это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управление проектами и т.д.

К бизнес-инкубаторам относят структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес - инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов8. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может применять упрощенку.

Программы поддержки осуществляется на конкурсных основах. Так, предметом конкурса 2011 года являлся отбор тех регионов, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования следующих мероприятий:

– создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

– поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

– развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

– создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

– реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого предпринимательства)9.

Эти направления, установленные еще в 2005 г., сохранились и в 2010-2012 гг. с небольшой коррекцией, хотя ситуация и в стране, и в мире изменилась кардинально.

Появились и новые научные направления, которые на основе обобщения опыта развития разных стран предлагают меры реформирования соотносить со стадиями модернизации. При таком подходе подвергается сомнению эффективность использования малых форм при формировании национальной инновационной системы догоняющих экономик.

Но, тем не менее, одной из приоритетных задач при проведении макроэкономической политики Правительством Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды и самозанятость населения. Поэтому актуальны и вопросы государственного стимулирования предпринимательской активности в РФ.

Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2012 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:

1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

2) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

3) развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;

5) реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;

6) ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Приказу Минэкономразвития средства предоставлялись на:

– поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;

– содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;

– содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;

– создание промышленных парков.

Итоги деятельности малых предприятий в 2011 году в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 44 регионах, объемов оборота МП – в 62 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 34 регионах10.

В целом на федеральном уровне государственная политика в 2010-2012 гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микропредпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий.

Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР в виде ежегодных субсидий. Результативность и региональных систем поддержки малого предпринимательства в последние годы оказалась довольно низкой.

1 Ларичева З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №5. – С. 39-51.

2 Подпорин Ю.М., Костин Ю.С. Малое предпринимательство в России. – М.: Экономист, 2011. – С. 23-42.

3 Ларичева З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №5. – С. 39-51.

4 Там же.

5 Дадашева А.И. Государственная поддержка малых предприятий // Экономист. – 2011. – №6. – С. 60-78.

6 Там же.

7 Ларичева З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №5. – С. 39-51.

8 Подпорин Ю.М., Костин Ю.С. Малое предпринимательство в России. – М.: Экономист, 2011. – С. 23-42.

9 Дадашева А.И. Государственная поддержка малых предприятий // Экономист. – 2011. – №6. – С. 60-78.

10 Подпорин Ю.М., Костин Ю.С. Малое предпринимательство в России. – М.: Экономист, 2011. – С. 23-42.

Просмотров работы: 16394