ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Ишкова А.А. 1, Дерканосова Н.М. 1
1Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Заслуженным авторитетом среди населения России пользуются кондитерские изделия. Для категории студентов они зачастую выполняют роль не только лакомства, но и полноценного питания. В связи с чем, определение потребительских предпочтений студентов в этой группе товаров, в том числе их отношения к внесению в рецептурные составы последних многочисленных пищевых добавок, представляют определенный интерес.

В задачи проведения исследований входило выяснение:

- предпочтения в выборе того или иного вида кондитерских изделий;

- наиболее значимых факторов при покупке кондитерских изделий;

- предложений по расширению групп кондитерских изделий;

- отношение потребителей к содержанию красителей в составе кондитерских изделий.

Для достижения поставленных целей была разработана анкета, которая состояла из двух блоков вопросов: основной и классифицирующий респондентов на группы. Опрос проводился в г. Воронеже среди студентов 5 курса ВГАУ им. Петра I факультета технологии и товароведения в январе 2013 года. Выборочная совокупность составила 35 человек, все опрошенные женщины, что составляет 100 %. На основании данных опроса была выявлена частота употребления респондентами кондитерских изделий. Результаты анализа анкет представлены на рисунке 1.

Результаты анкетирования показали, что 73 % респондентов регулярно употребляют кондитерские изделия, 20 % - не регулярно и всего 7 % - редко.

На рис. 2 представлено распределение ответов респондентов на вопрос «Какую продукцию из кондитерских изделий Вы покупаете чаще всего?».

Рис. 1. Распределение респондентов по частоте употребления кондитерских изделий, % от числа опрошенных

Рис. 2. респондентов на вопрос «Какую продукцию из кондитерских изделий Вы покупаете чаще всего?»

В основном опрошенная группа респондентов предпочитает приобретать печенье (34 %) и конфеты (27 %), наименьшим спросом пользуются пряники (6 %), зефир и пастила (6 %).

Для оценки уровня удовлетворенности потребителей качеством кондитерских изделий г. Воронежа рассчитывался коэффициент удовлетворенности. Он определяется как сумма средних значений удовлетворенности по влияющим на качество кондитерских изделий факторам, взвешенных с учетом значимости этих факторов для обеспечения качества [1]:

Ку = (nф=1ф × Вф)) / (nф=1 Вф),

где Ку - коэффициент удовлетворенности, баллов;

Уф - среднее значение удовлетворенности по фактору ф, баллы;

Вф - среднее значение важности фактора ф для обеспечения удовлетворенности потребителей качеством кондитерских изделий, баллы;

ф - значимый для обеспечения качества кондитерских изделий фактор.

В наших исследованиях коэффициент удовлетворенности получился 4,2 балла и, соответственно, равен 84 %.

Наиболее высокие значения важности и удовлетворенности потребителей кондитерских изделий отмечены по таким группам факторов, как «уверенность в качестве товара» и «свежесть». Минимальные значения удовлетворенности характеризуют такие группы факторов, как «репутация производителя» и «известность марки». Интерпретация значений коэффициента удовлетворенности представлена в табл. 1.

Табл. 1. Интерпретация значений коэффициента удовлетворенности

№ п/п

Значение коэффициентаудовлетворенности, %

Интерпретация значений коэффициентаудовлетворенности

1

89 - 100

Отличный

2

85 - 89

Очень хороший

3

80 - 84

Хороший

4

75 - 79

Удовлетворительный

5

70 - 74

Вызывающий беспокойство

6

65 - 69

Плохой

7

Ниже 65 %

Очень плохой

Соответственно, коэффициент удовлетворенности потребителей кондитерских изделий в наших исследованиях попал в группу «хороший». Это говорит о том, что покупатели довольны качеством кондитерских изделий, но производителям не стоит на этом останавливаться, чтобы не потерять конкурентоспособность. Необходимо работать над своей продукцией и повышать качество товара.

При дальнейшем анализе полученных данных было установлено, что все 100 % опрошенных покупают кондитерские изделия с целью ежедневного личного употребления. Большинство (54 %) опрошенных респондентов предпочитают покупать кондитерские изделия в супермаркетах. Распределение предпочтений по месту покупок кондитерских изделий представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение предпочтений по месту покупок кондитерских изделий

В основном опрошенные респонденты не всегда довольны качеством кондитерских изделий (60 %), немного меньше тех, кого полностью устраивает качество (40 %), а таких, кого совсем не устраивает, не обнаружилось (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Устраивает ли Вас на сегодняшний день качество кондитерских изделий?»

Кроме того респондентам был задан вопрос «Удовлетворены ли Вы ассортиментом кондитерской продукции, представленной на прилавках магазинов г. Воронежа?», на что все опрашиваемые (100 %) ответили, что удовлетворены.

Далее респондентам было предложено выбрать группу кондитерских изделий, которую на их взгляд необходимо расширить. Распределение предпочтений по расширению одной из предложенных групп кондитерских изделий приведено на рисунке 5.

Рис. 5. Распределение предпочтений по расширению одной из предложенных групп кондитерских изделий

Можно сделать следующий вывод, что большинство респондентов считают необходимым расширить такие группы кондитерских изделий как обогащенные витаминами и минеральными веществами (40 %) и пониженной калорийности (40 %). 7 % опрошенных считают, что нужно расширить группу, обогащенную пищевыми волокнами,7 % - для школьного питания и 6 % - постной продукции. Никто из респондентов не отдал предпочтение группе с антиоксидантными свойствами и группе для диабетиков.

На вопрос «Приобретая кондитерские изделия, Вы просматриваете его состав?» ответы распределились следующим образом: иногда просматривают большинство респондентов 73 %, всегда - 14 %, в редких случаях - 13 % (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Приобретая кондитерские изделия, Вы просматриваете его состав?»

Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов к содержанию красителей в кондитерских изделиях относятся отрицательно - 87 %, и всего 13 % не придают этому значение, положительно никто к этому не относится (рис. 7).

Рис. 7. Распределение респондентов по отношению к содержанию красителей в кондитерских изделиях

Все респонденты единогласно (100 %) отдают предпочтение натуральным красителям в кондитерских изделиях. Все согласны с тем, что лучше цвет изделия будет менее ярким и насыщенным, но при этом краситель будет натуральным.

При дальнейшем анализе полученных данных было выявлено, что 67 % опрошенных приобретая кондитерские изделия, всегда проверяют сроки годности, 33 % проверяют, только когда приобретают скоропортящиеся изделия. Так же было установлено, что 53 % опрошенных респондентов считают комбинированную упаковку на кондитерскую продукцию наиболее удобной, 40 % опрошенных отдают предпочтение полимерной упаковке и всего 7 % за картонную упаковку.

Кроме того, на основании данных опроса были выявлены предпочтения респондентов относительно расширения конкретной группы кондитерских изделий. Результаты анализа представлены на рис. 8.

Рис. 8. Распределение предпочтений респондентов относительно расширения конкретной группы кондитерских изделий

Таким образом, предпочтение отдается группе печенья - 27 %, в меньшей степени группам конфеты (6 %) и пирожные, торты (6 %).

На основании проведенных маркетинговых исследований установлено:

- наибольшим спросом у студентов пользуется печенье и конфеты;

- наиболее значимыми факторами при покупке кондитерских изделий является свежесть, уверенность в качестве товара;

- основная масса опрашиваемых респондентов не всегда довольна качеством кондитерских изделий;

- большинство респондентов считают, что необходимо расширить группы кондитерских изделий с пониженной калорийностью и обогащенную витаминами и минеральными веществами;

- опрошенные респонденты единогласно отдают предпочтения кондитерским изделиям с натуральными красителями.

Список литературы

Суржанская И. Ю., Криштафович В. И., Маракова А. В. Анализ рынка мяса и потребительских предпочтений продукции из баранины / И. Ю. Суржанская, В. И. Криштафович, А. В. Маракова // Товаровед продовольственных товаров. - 2011. - № 6. - С. 36 - 42

Просмотров работы: 3395