СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ВИДЕОУРОКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ВИДЕОУРОКИ

Салихова М.А. 1, Шакурова А.Р. 1
1Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи модернизации высшего образования в России реализуются с учетом принципов и процедур, формируемых в рамках Болонского процесса, присоединившись к которому Россия взяла на себя серьезные обязательства. Развитие высшего образования во всем мире осуществляется в контексте становления общества, основанного на знаниях, которое требует переосмысления места и роли вузов и формирования новой парадигмы высшего образования.

Видеообучение — одна из форм дистанционного обучения, возможного в рамках Интернет проектировки. А так как, разрабатываемая система собой набор систематически подобранных видеоуроков по теме Биологии, снятых с озвучиванием на видеокамеру.

Несмотря на высокую эффективность (усвоение видеоинформации со звуковым сопровождением = 51 % после первого же просмотра, против 9 % для печатного текста и 17 % для аудиозаписи), данная методика не получала широкого распространения до 2000-х годов в основном по техническим причинам.

Восприятие видео является сложным психофизиологическим процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация во время просмотра видеофильма не является результатом простого раздражения органов зрения и слуха и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В настоящее время принято выделять в процессе восприятия конкретных объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие — завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. Структура восприятия зрительной информации зависит от оптических свойств объекта восприятия. Зрение обладает очень важным свойством - выделение объекта на фоне их множества. Причём это может быть совершенно незнакомый объект в незнакомом окружении.

На завершающих этапах система сравнивает это описание с хранящимися в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации, как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

Обучающие видеоролики, по различным разделам биологии, были созданы с учетом психофизиологических особенностей восприятия видеоинформации. Так, учитывалась базовая неравномерность восприятия и запоминания аудио-, зрительной и аудиовизуальной информации. Учитывалась межполушарная асимметрия головного мозга человека. То есть, демонстрируемый обучаемым видеоряд был зонирован на правую и левую части. При этом, справа показывалось все, что так или иначе могло затрагивать II сигнальную систему, и подающееся, следующим образом, преимущественно на левое полушарие головного мозга, а слева же – информацию образного типа. Изготовление видеоконтента производилось с учетом психофизиологии цветовосприятия так, чтобы цветовая гамма не вызывала быстрого привыкания и стойко привлекала внимание, при этом не раздражая глаз. Наконец, были учтены и временные ограничения переработки зрительной информации обучаемого контингента. Доказано, что у учеников 9-10 классов внимание концентрируется в среднем на четверть часа. Исходя из этого, мы приняли, что 10-12-минутные видеоролики будут оптимальны – как специально подготовленные по описанным выше критериям, так и нормативные.

В качестве варианта создания подобного обучающего видеоконтента, на территории анатомического театра биолого-почвенного факультета Казанского (Приволжского) Федерального Университета были произведены съемки одного из таких обучающих роликов. Заглавной темой была выбрана анатомия человека, а темой ролика стало «Строение и структура скелета человека».

Видеоролик был протестирован на контрольной группе, состоящей из 7 человек. В качестве критерия усвоения информации и показателя восприятия нами был выбран процесс моргания. Средняя продолжительность моргания - 10-400 мс. Таким образом, общая потеря времени составляет до 6 с от 1 минуты или до 10% от общего времени. Это, к примеру, означает, что из полуторачасового фильма для зрителя «теряются» до 9 минут.

Моргание, как правило, подавляется во время деятельности, которая требует визуального внимания и, обычно, осуществляется непосредственно до или после выполнения задачи, когда сроки ее начала и окончания явно заданы.

Холл (1945) приводит следующий пример: во время чтения, спонтанное мигание, скорее всего, придется на знаки препинания (1945). Аналогичным образом, мигание обычно подавляется во время задач, которые требуют визуального внимания и, как правило, происходит непосредственно перед и после выполнения задания, когда сроки начала и окончания задания точно определены (Drew 1951; Stern и др. 1984; Фогерти & Stern, 1989; Фукуда 1994). В подобный контроль моргания определенно вписывается задача минимизации потери важной визуальной информации. Например, исследователи Токийского университета обнаружили, что синхронные моргания возникают тогда, когда заканчивается ключевая сцена, или когда главный герой пропадает с экрана. Невозможно сосредоточиться на всей визуальной информации, получаемой нами от органов чувств. Мы всегда должны игнорировать некоторые ее часть. Весь процесс происходит без участия сознания, что значительно упрощает выполнение иных функций.

В контроле у участников контрольной и экспериментальной групп была выявлена частота моргания 8,9±0,7 раз/мин (n=26). При просмотре нормативных видеоуроков частота моргания достоверно (p

Просмотров работы: 1356