ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Ширяев М.А. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Так, что же такое нравственность? Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда -этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же - название науки о морали. «Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда»[6; с. 6].

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание?Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность.Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Проблемой данного исследования является изучение духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема очень актуальна в наше время, так как носит социальный характер. Всё потому что, от того, какое воспитание получат подростки зависит будущее общества в целом.

Цель: изучение духовно-нравственного воспитания подростков.

Для достижения данной цели нами решались следующие задачи:

  • изучить особенности духовно-нравственного воспитания подростков.

  • определить факторы, влияющие на формирование нравственности у подростков.

  • провести диагностику уровня развития нравственности у подростков.

  • разработать рекомендации по формированию нравственности у подростков.

Рассмотрим подробнее теоретический аспект проблемы и анализ экспериментальной части нашего исследования.

Сущность понятия духовно-нравственного воспитания и его роль в развитии личности. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка. [18; с. 34 ]

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По - латыни нравы звучат как морас - мораль. [18; с. 34]

Духовность — есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собственной жизни.

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. [3; с. 38].

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »[18; с . 425]

Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых.

Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений

В свою очередь, нравственное самовоспитание является важнейшим фактором эффективности нравственной социализации и нравственного самовоспитания.

Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективными рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места, роли в общественной жизнедеятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалектической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий свои духовные достижения. Нравственное самовоспитание обостряет чувство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произносимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность. [3 с.341]

И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно помочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотношений. [9; с. 40]

Духовно-нравственное воспитание подростков.Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса?Прежде всего осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многимподросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников. [5; с. 163]

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера – осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности – требует самого пристального внимания педагогов. [5;с. 164]

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка.В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII—VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то. [14; с . 35]

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умениене только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение. [3;с. 60]

Организация и анализрезультатов педагогического эксперимента по духовно-нравственномувоспитанию подростков

Исследование духовно-нравственного воспитания подростков проводилось на базе школы № 11 г. Вичуга. В исследовании приняли участие 13 подростков в возрасте 17-18 лет.

Цель исследования: изучение уровня развития духовно-нравственного у подростков разработка и апробация программы духовно-нравственного воспитания.

Задачи диагностической работы:

подобрать диагностические методики;

провести диагностику;

обработать полученные результаты и сделать выводы;

разработать рекомендации для родителей и учителей.

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.

Ход опыта: Испытатель даёт испытуемым бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Бланки содержат таблицу с главами:

1) Патриотизм; 2) Любознательность; 3) Трудолюбие; 4) Доброта и отзывчивость; 5) Самодисциплина.

Обработка результатов:По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Детям были предложены бланки, на которых уже была таблица с вопросами. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

При обработке результатов учитывался нравственный уровень подростков.

По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что у 12 человек низкий уровень нравственной воспитанности, и только у 3 средний.

Диагностика нравственной самооценки

Материал: бланк с 10 высказываниями.

Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории.

Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8. Мне приятно делать людям радость

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки 10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

в 3 балла - 2 единицы,

в 2 балла - 3 единицы,

в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Анализ результатов исследования нравственной самооценки.

Выводы: таким образом можно из анализа результатов диагностики выявилось, что из 13 испытуемых высокий уровень нравственной самооценки 4 учеников, у 9 он средний. Поэтому для повышения их уровня необходима организация и проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств.

Организация формирующего этапа эксперимента. Поскольку уровень нравственной воспитанности у подростков по методике М.И.Шиловой.оказался низким, было решено провести с подростками так называемые часы нравственности, суть которых состоит в повышении уровня нравственного воспитания. С этой целью нами был организованы цикл занятий для классных часов под рубрикой «Часы нравственности».

Таблица 3

Тематический план занятий «Часы нравственности»

Тема

Цель

Форма проведения

Общечеловеческие ценности

Разъяснить учащимся понятия «индивид», «коллектив», «я», «мы», «они — те, кто вне коллектива». Что Важно для каждого, что важно для коллектива. Ввести понятия«устойчивыйчеловек»,«устойчивый коллектив»

Лекция

Определение здорового образа жизни

дать понятие устойчивого развития; основные ориентиры для человека- здоровье, знание, духовность. Понятие о душе.

Диалог

Что значит жить для людей?

Сочините сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей»

Беседа

Вежливость

Дать определение понятия вежливости и раскрыть его смысл

Беседа

Совесть

Раскрыть определение понятия совесть

Дискуссия

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Привить подросткам патриотические чувства и любовь к своей родине.

Лекция, беседа

Честь и достоинство

Раскрыть определения понятий честь и достоинства

Лекция, беседа.

После проведения часов нравственности, подросткам вновь было предложено пройти тест М. И. Шиловой.

Анализ результатов исследования нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой после проведения часов нравственности

По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что часы нравственности повышают уровень нравственной воспитанности и способствуют усвоению подростками духовно-нравственных ценностей.

Выводы и рекомендации

По результатам диагностики нравственности у подростков можно сделать следующие выводы: у 12 протестированных подростков низкий уровень нравственной воспитанности; лишь у одного подростка из 13 протестированных подростков средний уровень нравственной воспитанности; у 4 протестированных подростков высокий уровень нравственной самооценки; у 9 подростков наблюдается средний уровень нравственной самооценки

Часы нравственности способствуют повышению духовно-нравственного уровня подростков.

После проведения исследования, многие участники исследования сделали для себя выводы, а именно, что вели себя не корректно. Особенно сильно это отразилось на подростках с высокой нравственной самооценкой. Каждый из участников исследования пообещал сделать выводы и исправиться в лучшую сторону, а также повышать свой уровень духовно-нравственного развития.

Рекомендации преподавателям:

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

Периодически проводить часы нравственности

Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:

Развивать командные чувства у ребёнка

Учить уважать чужое мнение

Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Литература.

  1. Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 1929-1931.-С. 163-167.

  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С.

  3. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990

  5. Хрестоматия по педагогике.- Барнаул – 1999 г. С 153-155.

  6. Книги по педагогике, психологии и философии http://www.p-lib.ru

Просмотров работы: 40934