МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С точки зрения менеджмента любая организация становится объектом управления и анализа. Объектом данного исследования является МУЗ «Шуйская ЦРБ», которая находится в городе Шуя и имеет 5 филиалов: Колобовский, Дуниловский, Васильевский, Афанасьефский и Китовский. Юридический адрес организации: г.Шуя Ивановской области, ул. 1-я Металлистов, д. 1-А.

Организационно-методическое руководство учреждения осуществляет департамент здравоохранения Ивановской области. Имущество за ЦРБ закреплено на праве оперативного управления. Имущество является муниципальной собственностью г. Шуи и Шуйского района. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведение администрации г. Шуи и действует в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения.

Целью создания учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи населению г.Шуи и Шуйского района и 8-и прилегающих районов области при заключении договоров с главами администрации этих районов. Предметом деятельности ЦРБ является: оказание медицинской помощи и медицинских услуг гражданам; лечение и профилактика заболеваний; обслуживание и реабилитация больных, разработка и участие в реализации программ по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний; совершенствование организации медицинской помощи, анализ результатов лечения и летальности в медицинских учреждениях; внешнеэкономическая деятельность.

Учреждение является крупным. В состав МУЗ Шуйской ЦРБ входит круглосуточный стационар на 435 коек и 124 мест дневного пребывания. Среднегодовое количество штатных должностных в 2011 г. – 1703, в том числе врачи 327,5, средний младший персонал – 745, младший персонал 379, прочий персонал -251,5.

Ежегодно для МУЗ «Шуйская ЦРБ» утверждается муниципальный заказ – план-задание по объему медицинской помощи в рамках территориальной программы Госгарантий оказание гражданам бесплатной медицинской помощи. За 2011 г. по видам медицинской помощи план по объему в круглосуточном стационаре выполнен в количестве 138542 койко/дня, в дневном стационаре 33476 пациенто/дней в амбулаторно-поликлинических подразделениях 425257 посещений в год.

Рис.1 Организационная структура ЦРБ

Источник: составлено автором

Руководство деятельностью больницы осуществляется главным врачом, который был назначен на условиях контракта приказом Главы городского округа Шуя. (Рис.1) Главный врач обеспечивает квалифицированное руководство учреждением в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению. Отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и контролирует выполнение требований установленных правил и норм внутреннего распорядка, выполнение техники безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

Главный врач назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, заведующих отделениями и других работников.

На заместителей главного врача возлагаются функции руководства и ответственности по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения.

Заместителям главного врача подчиняются заведующие отделениями, которые обеспечивают квалифицированное руководство своими подчиненными, планируют и анализируют работу по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных. Оказывают экстренную медицинскую помощь, соблюдают принципы врачебной этики и деонтологии. Руководят работой врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Исходя из вышесказанного, МУЗ «Шуйская ЦРБ» – учреждение, целью которого является оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Учреждение является крупным. Организационная структура ЦРБ – линейно-функциональная. Присущая ей иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подразделений учреждения.

Оценка внешней среды МУЗ «Шуйская ЦРБ»

Внешняя среда прямого действия. МУЗ «Шуйская ЦРБ» оказывает медицинские услуги не только жителям г. Шуи и Шуйского района, но и жители 8 прилегающих районов Ивановской области. Пациенты обращаются за оказанием медицинских услуг в ЦРБ, так как могут получить большое разнообразие бесплатных медицинских услуг, оказываемых высококвалифицированными медицинскими работниками.

В ЦРБ функционирует 10 стационарных отделений, 5 из которых межрайонные. Медицинская помощь оказывается по профилям: терапия, хирургия, травматология, урология, педиатрия, кардиология, неврология, акушерство-гинекология, инфекционные болезни. В состав ЦРБ входит 2 взрослых и 2 детских поликлиники, женская консультация; мощность амбулаторно-поликлинических подразделений – 1400 посещений в смену. Широко представлен спектр параклинических диагностических услуг – лабораторные исследования, рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, функциональной диагностики и др. Ежегодно количество услуг, предоставляемых гражданам, увеличивается, что способствует и росту спроса.

Основными конкурентами являются вновь образующиеся частные клиники г. Шуи и области. Конкурентными преимуществами частных клиник являются быстрота обслуживания, оказание услуг с повышенной комфортностью, предоставление специфических услуг, не оказываемых ЦРБ, использование дорогостоящей сложной техники и д.р. Конкурентными преимуществами ЦРБ является бесплатное оказание экстренной и неотложной помощи.

Все закупки и приобретения услуг осуществляются в соответствии с ФЗ №94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Медикаменты, перевязочные средства, расходные материалы, питание, оборудование, ГСМ, хозяйственные материалы, а также все услуги приобретаются через конкурсы и аукционы, выставляются на торги. Аукцион может выиграть компания или организация, находящаяся в другом регионе, вследствие чего могут возникать проблемы со сроком доставки. Так же могут быть проблемы с качеством приобретаемых товаров и услуг.

Источники финансирования: бюджетные ассигнования, полученные от администраций г. Шуи и Шуйского района, средства, полученные из внебюджетных фондов, средства, полученные от ПД, разрешенной учреждению, целевые средства, безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан, а также, иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование оказывает положительное и отрицательное влияние. Так, можно назвать некоторые из проблем:

1. ФЗ №94-ФЗ, о котором говорилось ранее ограничивает возможность выбирать поставщиков, т.е. товары, услуги, работы выигравших поставщиков не всегда являются качественными.

2. Свободно покупать можно только на небольшую фиксированную сумму в квартал, а все остальное по конкурсу, аукциону, торгам, продолжительность которых не позволяет выбрать деньги.

3.Длительное сохранение дисбаланса между государственными обязательствами и реальными финансовыми потоками оказывает разрушительное влияние на всю систему здравоохранения

4. Сокращение возможности государства по финансированию бесплатного предоставления населению медицинской помощи приводит к развитию рынка платных медицинских услуг и др.

Амбулаторно-поликлинические подразделения ЦРБ располагаются практически во всех частях г. Шуи, а стационарные подразделения с круглосуточным пребыванием равноудалены от всех окраин города, что обеспечивает быстроту оказания и доступность медицинской помощи населению.

Муниципальные медицинские учреждения отнесены к объектам особой важности. В ЛПУ разработаны паспорта безопасности. В комплекс антитеррористических мероприятий входит и охрана учреждений. Существуют следующие меры по охране: - охрана объектов муниципального здравоохранения через привлечение охранных агентств, управления вневедомственной охраны; - наличие тревожной сигнализации; - ремонт и устройство ограждения и освещения на всей территории ЦРБ.

Внешняя среда косвенного действия. Долгие годы здравоохранение России финансировалось по остаточному принципу. В связи с чем устарела материально-техническая база – морально и физически устарело оборудование, здания и сооружения требуют капитального ремонта. С 2011 г. государство признало здравоохранение приоритетным направлением государственной политики. Государство выделило 416 млрд. руб. на реализацию программы модернизации здравоохранения. В Программе определена совокупность необходимых государственных экономических, социальных, организационных и других мер направленных на развитие доступной, качественной, социально ориентированной и экономически эффективной системы здравоохранения.

МУЗ «Шуйская ЦРБ» участвует в реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 г.г. В рамках Программы для ЦРБ будет выделено за два года 196 млн. руб. и в том числе 65 млн. на капитальный ремонт хирургического корпуса, 11 млн. на приобретение медицинского оборудования, 1800000 на информатизацию здравоохранения, 29,8 млн. на выплаты специалистам поликлиник, 88 млн. 400 тысяч на внедрение стандартов медицинской помощи.

Политические факторы раскрываются в направлении – взаимодействие руководителей местной администрации с администрацией субъекта РФ и федеральным центром – поддержка субъектами хозяйствования муниципального образования проводимой социально-экономической и финансовой политики в сфере здравоохранения.

Таким образом, с точки зрения разнообразия – ЦРБ представляет широкий спектр медицинских услуг; сложности – в связи с численностью работников ЦРБ – крупное предприятие; стабильности – так как ЦРБ бюджетная организация, получает поддержку государства; изменчивости – ЦРБ не меняет ориентацию деятельности, имеет одну направленность.

Анализ внутренней среды учреждения

В технологическую базу МУЗ «Шуйская ЦРБ» входят медицинское, бытовое, электро-, пожарное оборудование, компьютерная техника и организационная техника.

Компьютерная и организационная техника включают в себя: компьютеры (91 шт. в том числе настольные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты), принтеры, сканеры, ксероксы, факсы, телефоны внутреннего и внешнего пользования, серверы, мониторы, клавиатуры, мыши, источники бесперебойного питания, проектор, калькуляторы, сетевые фильтры и т.д.

Пожарное оборудование включает в себя огнетушители, гидранты, рукава пожарные, насосы, пожарно-охранная сигнализация и оповещение и т.д.

В электрооборудование входят кабели, провода, лампы, электроинструменты и т.д.

Бытовое оборудование включает в себя: холодильники, чайники, микроволновые печи, электроплиты, куллеры и т.д.

Так как учреждение является многопрофильным, в ЦРБ используется различное оборудование, в том числе основное: аппараты ИВЛ, наркозно-дыхательные аппараты, инфузионные насосы, аппараты ультразвуковой диагностики, ЭКГ, ЭЭГ, 16-срезовый компьютерный томограф, рентгеновские аппараты, 2 флюорографических цифровых установки, лапараскопическое оборудование, лабораторное оборудование, эндоскопы, система мониторирования и т.д.

В соответствии с Программой модернизации в ЦРБ идет ремонт, закупается новое медицинское оборудование. Впрочем, модернизация не ограничивается лишь техническим перевооружением – меняется сама система здравоохранения. Одно из направлений здесь – введение стандартов оказание медицинской помощи, утвержденных минздравсоцразвития РФ. Где бы пациент ни проходил лечение – в стационаре, поликлинике или санатории, а также при оказании ему скорой помощи врач должен соблюдать действующие стандарты. От выполнения стандартов зависит з/п медицинских работников. Т.о. можно сделать вывод, что основное влияние (нововведения) оказывает законодательство в сфере здравоохранения.

Исследования в области медицины проводят научно-исследовательские центры, медицинские учреждения, на базе которых есть научные лаборатории. Также исследования проводит РАМН. В частных случаях деньги выделяет государство.

Деятельность учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» является формированием единой информационной системы здравоохранения Ивановской области путем организации на базе современных компьютерных технологий отраслевой системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации, обеспечивающей динамичную оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение, а также гигиеническое воспитание и образование населения, формирование здорового образа жизни. СМИ, законодательство. Установлены такие каналы обмена и получения информации как факсы, телефоны, телемост, интернет, электронная почта и т.д.

Среднегодовое количество штатных должностей в 2011 г. – 1703, в т.ч. по видам персонала врачи 327,5 (19%), средний медицинский персонал 745 (44%), младший 379 (22%), административно-хозяйственный и прочий персонал 251,5 (15%).

Дефицит обеспеченности врачебными кадрами по амбулаторно-поликлиническим подразделениям составляет 41%, по стационарным отделениям 59%. Коэффициент совместительства у врачей составляет 1,5, у среднего медицинского персонала 1,2. В ЦРБ из 185 врачей 83(45%) имеют квалификационную категорию: высшую квалификацию – 53 (30%), 2 (1%) вторую, 28 (15%) – первую. Из 598 средних медицинских работников 206 (34%) имеют квалификационную категорию: высшую 131 (22%), первую 69 (12%), вторую 6 (1%).

Отсутствие врачей в ЦРБ ведет к росту очередей в поликлиниках, к оказанию медицинской помощи не в полном объеме, к невыполнению муниципального заказа по обеспечению населения бесплатной медицинской помощи к неудовлетворенности населения оказанием медицинской помощи.

В 2011 г. в МУЗ «Шуйская ЦРБ» устроились на работу 5 молодых врачей специалистов, для них по муниципальной программе «Привлечение врачебных кадров» выплачивались подъемные в размере 20 тысяч рублей, производилась оплата съемного жилья, выплачивались стимулирующие надбавки к зарплате. Кроме того из муниципальной собственности для молодых специалистов выделено 3 квартиры.

Основной причиной отсутствия врачей остается низкий уровень оплаты труда, отсутствие жилья, низкая социальная защищенность и престиж медицинской профессии. Кадровая проблема усугубляется тем, что в ЦРБ более 50% врачей пенсионного возраста.

Итак, в ЦРБ сформирована организационная структура, формализаця ролей, имеется багаж прошлого опыта, удается сохранять устойчивое положение во внешней среде. Основными проблемами являются износ основных средств, старение кадров. Слабые стороны – слабая организационная культура, низкая з/п, недостаток финансирования. Возможностями ЦРБ являются решение кадровой проблемы, увеличение з/п, расширение набора услуг, обновление материально-технической базы.

Выводы:

МУЗ «Шуйская ЦРБ» – учреждение, целью которого является оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Учреждение является крупным. Организационная структура ЦРБ – линейно-функциональная. Присущая ей иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подразделений учреждения.

С точки зрения разнообразия – ЦРБ представляет широкий спектр медицинских услуг; сложности – в связи с численностью работников ЦРБ – крупное предприятие; стабильности – так как ЦРБ бюджетная организация, получает поддержку государства; изменчивости – ЦРБ не меняет ориентацию деятельности, имеет одну направленность.

В ЦРБ сформирована организационная структура, формализация ролей, имеется багаж прошлого опыта, удается сохранять устойчивое положение во внешней среде. Основными проблемами являются износ основных средств, старение кадров. Слабые стороны – слабая организационная культура, низкая з/п, недостаток финансирования. Возможностями ЦРБ являются решение кадровой проблемы, увеличение з/п, расширение набора услуг, обновление материально-технической базы

Просмотров работы: 8971