ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И В САМОРАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И В САМОРАЗВИТИИ

Гробова А.А. 1, Плисенко Н.В. 1
1Шуйский филиал федерального бюджетного государственного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проводимого нами исследования определяется тремя причинами. Во-первых, образование людей, совершивших уголовные преступления (осужденных) и отбывающих наказания в учреждениях исполнения наказаний (УИН), неизменно снижается. Поэтому в соответствии с законом об образовании, в УИС созданы вечерние общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях. Во-вторых, в России 315 средних общеобразовательных школ в УИН, в которых обучается 1,3 млн. осужденных. В-третьих, эффективность образования возможна только в случаях, когда у человека сформирована потребность в образовании и саморазвитии.

В своей исследовательской и научно-практической деятельности мы исходим из того, что школа при исправительной колонии, как социальный институт, в современных условиях должна выполнять свою роль в процессе реабилитации, коррекции и ресоциализации осужденного.

По мнению Абрахама Маслоу, потребность в образовании - движущая сила человеческой активности, выступающая системообразующим стержнем высших потребностей личности, являющаяся отражением специфики образа жизни и удовольствия от «открытия» собственного мышления «взаимосвязей» со знанием, переходящая в высшую форму - потребность в самообразовании. Однако, известно, что нередко осужденные, которые по Закону должны получить среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение не входит в систему ценностей данной категории людей.

На основе анализа исследований У.Джемса, В.А.Ганзен, С.Л. Рубинштейн, Н.Г Григорьевой потребность в саморазвитии личности мы определяем как свойство человека свободно выбирать способы индивидуального проявления общечеловеческого в своей личности, направлять и регулировать свое развитие в соответствии с собственными представлениями о нравственности и смысле жизни; способность к преодолению противоречий своего развития, к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния личности как субъекта образования, корректировке процессов и выдвижению новых перспектив.

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования потребности в образовании и саморазвитии у осужденных, обучающихся в средних общеобразовательных школах УИС.

В исследовании принимали участие 50 осужденных мужчин, в возрасте от 19 до 30 лет, имеющих образование от 2 до 8 классов и обучающихся в Областном государственном казённом образовательном учреждении вечерней (сменной) общеобразовательной школы, расположенной в селе Октябрьский Кинешемского района Ивановской области.

На первом этапе исследования мы выявляли исходный уровень потребности в образовании и саморазвитии осужденных. Для выявления наличного уровня потребности в образовании и саморазвитии осужденных нами были модифицированы две методики: методика изучения мотивации обучения и методика выявления факторов, влияющих на формирование потребностей в образовании. Кратко опишем их.

Методики разработаны на основе имеющейся в нашем распоряжении литературы и представляют собой опросники с возможными вариантами ответов. Респондент должен был сделать 1-2 выбора из возможных 14 мотиваций обучения осужденного в школе. Среди них: получение профессионального образования в будущем, поступление в вуз, получение в будущем хорошей профессии; ориентировка в жизни и нахождение своего места в ней, общение с друзьями; потому что учатся все, для того, чтобы устроиться на работу; наличие интереса к определенным областям знания, познания нового, самореализации; возможности проявить себя как личность, заставляет начальник отряда, ради общения с учителями, потому, что требуют учителя. Кроме этого, предлагалось выбрать варианты отношения осужденного к учебе, собственную активность на уроках, помехи в получении образования, а также качество получаемого ими образования.

В связи с демократизацией в УИС, осужденные ходят в школу по желанию, поэтому на начальном этапе мы предположили, что у всех из них в той или иной мере присутствует потребность (мотивация) в образовании.

При изучении мотивации к обучению осужденных, было выявлено, что ведущие роли в структуре их мотивации получения образования выполняют коммуникативные мотивы (стремление к общению с преподавателями - 50%), профессионально-образовательные (образование как залог получения профессии - 36%) и мотивы самореализации (интерес к определенным областям знания - 26%, интерес к познанию нового - 23,3%). Наименьшее значение имеют мотивы-стереотипы (учусь потому, что учатся все - 10%). Существенных возрастных отличий в мотивации к обучению не обнаружено. У обучающихся в младших классах осужденных потребность в образовании чуть более выражена. Мы это связываем с тем, что у них отсутствует стойкое негативное отношение к школе, которое формируется у педагогически и социально заброшенных детей (в данном случае – в будущем – осужденных) там обучающихся.

Оценивая качество образования, которое является одним из важнейших условий формирования потребности в нем, осужденные отметили, что удовлетворены качеством получаемого образования (80%). Лишь 20% опрошенных, оказались им недовольны. Тем не менее, потребность в образовании в том или ином виде выявилась лишь у 28% участвующих в исследовании и удовлетворенных качеством образования респондентов. То есть, у осужденных качество образования оказывается решающим в появлении потребности в образовании лишь в 22% случаев. Эти осужденные на первое место поставили педагогическое мастерство учителя и индивидуально-личностные контакты с ним.

Среди факторов, влияющих на формирование потребности в образовании, педагоги, участвующие в исследовании, отмечают индивидуальные особенности самих обучающихся, семейные традиции, атмосферу в классе и наличие соответствующей референтной группы. Эти факторы не осознаются нашими респондентами. А именно они и являются решающими (78%) в данном случае. Причем, на первые из них – семейные традиции и индивидуальные особенности обучающихся – мы не имеем возможности влиять. Поэтому в формирующем эксперименте мы будем влиять на атмосферу в классе и повышать авторитет группы обучающихся с уже имеющейся потребностью в образовании (в нашем исследовании их оказалось 14 человек – 28% от общего количества испытуемых).

Потребности в образовании реализуются не только в учебной деятельности учащегося, но и в самообразовании, целью которого является, как правило, саморазвитие. Мы предположили, что у всех осужденных с потребностью в образовании (14 человек – 28% от общего числа испытуемых) присутствует в том или ином виде потребность в самообразовании и саморазвитии.

У них были выявлены наиболее весомые направления основных сфер реализации самообразовательных потребностей: сфера знаний в рамках школьной программы (6 человек); сфера знаний, выходящих за пределы школьных и ориентированных на будущую образовательно-профессиональную деятельность (4 человека), сферы дополнительного образования (3 человека) и релаксации (1 человек). То есть, в структуре самообразовательных потребностей осужденных примерно те же составляющие, что и в мотивации обучения. Осознанной потребности в саморазвитии у обследованных нами осужденных мы не выявили.

Итак, краткий анализ полученных данных обозначил проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе формирующего эксперимента:

  • формирование собственно учебной мотивации у осужденных (устойчивых познавательных интересов, предпочтительных областей занятий);

  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, умений выбирать оптимальные средства для достижения поставленной учебной цели;

  • повышение авторитета у подгруппы обучающихся с выраженной потребностью в получении образования в каждом классе (создание ориентированной на получение образования референтной группы и соответствующей атмосферы в каждом экспериментальном классе);

  • формирование осознанной потребности в саморазвитии, коррекция и самокоррекция индивидуальных особенностей осужденных.

Несмотря на сложность задач, их решение на сегодняшний день составляют суть педагогического труда, и лежит в основе педагогического творчества учителей и воспитателей, работающих в школах, находящихся не только в учреждениях исполнения наказания, но и на всей территории России.

Просмотров работы: 4069