В своей исследовательской и научно-практической деятельности мы исходим из того, что школа при исправительной колонии, как социальный институт, в современных условиях должна выполнять свою роль в процессе реабилитации, коррекции и ресоциализации осужденного.
По мнению Абрахама Маслоу, потребность в образовании - движущая сила человеческой активности, выступающая системообразующим стержнем высших потребностей личности, являющаяся отражением специфики образа жизни и удовольствия от «открытия» собственного мышления «взаимосвязей» со знанием, переходящая в высшую форму - потребность в самообразовании. Однако, известно, что нередко осужденные, которые по Закону должны получить среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение не входит в систему ценностей данной категории людей.
На основе анализа исследований У.Джемса, В.А.Ганзен, С.Л. Рубинштейн, Н.Г Григорьевой потребность в саморазвитии личности мы определяем как свойство человека свободно выбирать способы индивидуального проявления общечеловеческого в своей личности, направлять и регулировать свое развитие в соответствии с собственными представлениями о нравственности и смысле жизни; способность к преодолению противоречий своего развития, к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния личности как субъекта образования, корректировке процессов и выдвижению новых перспектив.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования потребности в образовании и саморазвитии у осужденных, обучающихся в средних общеобразовательных школах УИС.
В исследовании принимали участие 50 осужденных мужчин, в возрасте от 19 до 30 лет, имеющих образование от 2 до 8 классов и обучающихся в Областном государственном казённом образовательном учреждении вечерней (сменной) общеобразовательной школы, расположенной в селе Октябрьский Кинешемского района Ивановской области.
На первом этапе исследования мы выявляли исходный уровень потребности в образовании и саморазвитии осужденных. Для выявления наличного уровня потребности в образовании и саморазвитии осужденных нами были модифицированы две методики: методика изучения мотивации обучения и методика выявления факторов, влияющих на формирование потребностей в образовании. Кратко опишем их.
Методики разработаны на основе имеющейся в нашем распоряжении литературы и представляют собой опросники с возможными вариантами ответов. Респондент должен был сделать 1-2 выбора из возможных 14 мотиваций обучения осужденного в школе. Среди них: получение профессионального образования в будущем, поступление в вуз, получение в будущем хорошей профессии; ориентировка в жизни и нахождение своего места в ней, общение с друзьями; потому что учатся все, для того, чтобы устроиться на работу; наличие интереса к определенным областям знания, познания нового, самореализации; возможности проявить себя как личность, заставляет начальник отряда, ради общения с учителями, потому, что требуют учителя. Кроме этого, предлагалось выбрать варианты отношения осужденного к учебе, собственную активность на уроках, помехи в получении образования, а также качество получаемого ими образования.
В связи с демократизацией в УИС, осужденные ходят в школу по желанию, поэтому на начальном этапе мы предположили, что у всех из них в той или иной мере присутствует потребность (мотивация) в образовании.
При изучении мотивации к обучению осужденных, было выявлено, что ведущие роли в структуре их мотивации получения образования выполняют коммуникативные мотивы (стремление к общению с преподавателями - 50%), профессионально-образовательные (образование как залог получения профессии - 36%) и мотивы самореализации (интерес к определенным областям знания - 26%, интерес к познанию нового - 23,3%). Наименьшее значение имеют мотивы-стереотипы (учусь потому, что учатся все - 10%). Существенных возрастных отличий в мотивации к обучению не обнаружено. У обучающихся в младших классах осужденных потребность в образовании чуть более выражена. Мы это связываем с тем, что у них отсутствует стойкое негативное отношение к школе, которое формируется у педагогически и социально заброшенных детей (в данном случае – в будущем – осужденных) там обучающихся.
Оценивая качество образования, которое является одним из важнейших условий формирования потребности в нем, осужденные отметили, что удовлетворены качеством получаемого образования (80%). Лишь 20% опрошенных, оказались им недовольны. Тем не менее, потребность в образовании в том или ином виде выявилась лишь у 28% участвующих в исследовании и удовлетворенных качеством образования респондентов. То есть, у осужденных качество образования оказывается решающим в появлении потребности в образовании лишь в 22% случаев. Эти осужденные на первое место поставили педагогическое мастерство учителя и индивидуально-личностные контакты с ним.
Среди факторов, влияющих на формирование потребности в образовании, педагоги, участвующие в исследовании, отмечают индивидуальные особенности самих обучающихся, семейные традиции, атмосферу в классе и наличие соответствующей референтной группы. Эти факторы не осознаются нашими респондентами. А именно они и являются решающими (78%) в данном случае. Причем, на первые из них – семейные традиции и индивидуальные особенности обучающихся – мы не имеем возможности влиять. Поэтому в формирующем эксперименте мы будем влиять на атмосферу в классе и повышать авторитет группы обучающихся с уже имеющейся потребностью в образовании (в нашем исследовании их оказалось 14 человек – 28% от общего количества испытуемых).
Потребности в образовании реализуются не только в учебной деятельности учащегося, но и в самообразовании, целью которого является, как правило, саморазвитие. Мы предположили, что у всех осужденных с потребностью в образовании (14 человек – 28% от общего числа испытуемых) присутствует в том или ином виде потребность в самообразовании и саморазвитии.
У них были выявлены наиболее весомые направления основных сфер реализации самообразовательных потребностей: сфера знаний в рамках школьной программы (6 человек); сфера знаний, выходящих за пределы школьных и ориентированных на будущую образовательно-профессиональную деятельность (4 человека), сферы дополнительного образования (3 человека) и релаксации (1 человек). То есть, в структуре самообразовательных потребностей осужденных примерно те же составляющие, что и в мотивации обучения. Осознанной потребности в саморазвитии у обследованных нами осужденных мы не выявили.
Итак, краткий анализ полученных данных обозначил проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе формирующего эксперимента:
формирование собственно учебной мотивации у осужденных (устойчивых познавательных интересов, предпочтительных областей занятий);
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, умений выбирать оптимальные средства для достижения поставленной учебной цели;
повышение авторитета у подгруппы обучающихся с выраженной потребностью в получении образования в каждом классе (создание ориентированной на получение образования референтной группы и соответствующей атмосферы в каждом экспериментальном классе);
формирование осознанной потребности в саморазвитии, коррекция и самокоррекция индивидуальных особенностей осужденных.
Несмотря на сложность задач, их решение на сегодняшний день составляют суть педагогического труда, и лежит в основе педагогического творчества учителей и воспитателей, работающих в школах, находящихся не только в учреждениях исполнения наказания, но и на всей территории России.