СВЯЗЬ ИНТРОВЕРСИИ И ЭКСТРАВЕРСИИ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СВЯЗЬ ИНТРОВЕРСИИ И ЭКСТРАВЕРСИИ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Борисова Л.И. 1
1Шуйский филиал федерального бюджетного государственного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет», г. Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из исследований, проведенных в прошлом веке, известно, что такие характеристики человека, как экстраверсия и интроверсия влияют не только на успешность общения ребенка со взрослыми и сверстниками, но и на его достижения в различных областях. В настоящее время подобных исследований практически нет. По нашему мнению, в последнее время должна повыситься актуальность и практическая значимость данной проблемы в связи с поиском вариантов и форм промежуточного и итогового контроля освоения школьниками основной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Кроме того, эта проблема должна получить новый импульс в связи с приоритетом в развитии личности ее индивидуальности и поиском инновационных технологий оценивания результатов обучения.

Наши наблюдения свидетельствую о том, что дети-интроверты часто много знают, но их успеваемость невысока; успеваемость экстравертов выше, хотя уровень их знаний может быть ниже.

Исследование направлено на то, чтобы выяснить, существует ли связь между характеристиками темперамента (экстраверсией и интроверсией) и успеваемостью детей. В дальнейшем мы планируем разработать рекомендации для учителей и родителей, необходимые для дифференцированного подхода к детям с этими ярко выраженными характеристиками.

Необходимость разрешения недавно возникших задач индивидуализации образования и поиском инновационных технологий оценивания его результатов определили выбор темы нашего исследования: «Связь интроверсии и экстраверсии с успешностью обучения ребенка в школе».

Цель исследования: изучение связи между экстраверсией-интроверсией и формой мониторинга освоения основной общеобразовательной программы.

Объектом нашего исследования являются особенности памяти, мышления, речи и успеваемости экстравертов и интровертов 11-14 лет.

Предметом исследования является связь уровня развития речи, мышления, памяти и уровня овладения основной общеобразовательной программой общего образования (ООП ОО) у экстравертов и интровертов с формой мониторинга их успеваемостью в школе.

Гипотеза исследования базируется на известном положении о том, что у экстравертов лучше развита речь, поэтому их успеваемость выше там, где необходимы устные ответы. У интровертов лучше развиты память и мышление, поэтому их успеваемость выше по тем предметам и заданиям, где необходимы письменные ответы. Мы полагаем: письменная форма контроля освоения ООП ОО эффективна (более приемлема) для ярко выраженных интровертов, устная форма - для экстравертов.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ литературы по теме связи экстраверсии и интроверсии с успеваемостью ребенка в школе.

  2. Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов личности у учеников средней школы.

  3. Выявить учеников с выраженной экстраверсией и интроверсией.

  4. Провести диагностику речи детей-экстравертов.

  5. Провести диагностику мышления и памяти детей-интровертов.

  6. Установить эффективность формы отслеживания (мониторинга) успешности обучения ребенка в школе с экстраверсией и интроверсией школьников.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ методической, педагогической, психологической литературы; сравнение, классификация, обобщение, изучение определений экстра и интровертированности.

  2. Эмпирические методы: наблюдения, беседы с классными руководителями, учащимися и их родителями, тестирование; метод «экспертных оценок».

  3. Методы математической статистики.

В первую очередь необходимо дать определение экстраверсии и интроверсии. Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта.

К.Юнг [10] подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными. Психологические типы относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.

Для диагностики экстраверсии-интроверсии мы использовали следующие методики:

  1. Личностный опросник Г. Айзенка. Цель: выявление экстраверсии-интроверсии, уровня нейротизма и оценку искренности.

  2. Соционический тест Е. Смирновой «Почтовые ящики». В тесте представлены четырьмя блоками, мы использовали только I – экстраверсия-интроверсия. Цель: позволяет определить соционический тип.

  3. Для диагностики успеваемости мы также использовали метод «экспертных оценок». При определении уровня успеваемости проводится анализ школьной документации (классных журналов)

Исследование проходит на базе МОУ Коляновская СОШ, Ивановского района Ивановской области. В нем принимают участие 118 человек – учащиеся 5-7 классов.

По результатам диагностики экстраверсии и интроверсии, мы выявили, что 57 школьников относятся к смешанному типу, экстравертами являются 30 учеников, а интровертами - 29. Мы соотнесли результаты двух методик и получилось, что те, кто по результатам методики Г.Айзенка являются экстравертами/интровертами также являются экстравертами/интровертами по результатам Соционического теста «Почтовые ящики» Е. Смирновой [9]. Таким образом, данные методики валидны, то есть, измеряют именно экстра/интровертированность.

В процессе дальнейшего исследования мы изучали кратковременную и долговременную вербальную образную и вербально-логическую память [4, 5]; образное и вербально-логическое мышление [6, 7] только у ярко выраженных экстра- и интровертов.

Для диагностики речи мы использовали метод «экспертных оценок». Учителя-эксперты по результатам собственных оценок отметили уровни развития и речи и ее характеристики у детей экстра- и интровертов.

После этого мы провели диагностику мышления, речи и памяти у тех учеников, которые являются экстравертами и интровертами. Результаты первичной диагностики представлены в таблице.

Уровни развития памяти, мышления и речи у детей

с ярко выраженными чертами экстра- и интровертированности (в%)

 

память

мышление

речь

Уровни

экстра

интра

экстра

интра

экстра

интра

высокий

20

60

10

30

80

20

средний

30

30

60

60

20

20

низкий

10

30

10

0

60

Из таблицы видно, что экстраверты имеют относительно высокий уровень развития речи и средние показатели развития памяти и мышления; причем, они более высокие, чем показатели у интровертов. При этом у интровертов гораздо ниже уровень развития речи, чем у экстравертов. Анализ классных журналов показал более высокий уровень успеваемости у экстравертов. Таким образом, известное в науке утверждение нашло подтверждение в нашем исследовании.

На следующем этапе мы запланировали варьирование формы контроля освоения детьми ООП ОО.

Список литературы:

  1. Айзенк, Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. —М.: КСП+, 1999.

  2. Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 1980.

  3. Личностный опросник Г.Айзенка. //Сайт http://psylist.net

  4. Лурия, А.Я. Заучивание 10 слов. //Сайт http://www.psyoffice.ru;

  5. Лурия, А.Я. Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти. //Сайт http://www.psyoffice.ru;

  6. Методика «Исключение слов».// Сайт http://pedlib.ru;

  7. Методика «оценка образного мышления». / Сайт http://www.psihologu.info

  8. Немов, Р.С. Психология. Т. 2. — М., 1994.

  9. Соционический тест Е. Смирновой «Почтовые ящики».//Сайт http://esoterictour.co.nz

  10. Юнг, К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского. Пер. с нем. С. Лорие. — СПб: Азбука, 2001.

Просмотров работы: 2828