ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается особенности в личностном развитии подростка, вследствие социальной депривации. Также трудно проследить насколько изменения в поведении детей являются устойчивыми, т.к. воспитание детей в закрытой среде уже само по себе является дестабилизирующим фактором для психики. Общение воспитанников домов ребенка имеет специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в дом ребенка, сложностью усвоения социальных норм межличностного взаимодействия, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения.

Мы попытались рассмотреть основные личностные особенности подростков, находящихся в условиях социальной депривации. Все из поставленных задач мы выполнили и постарались изложить в данной работе.

Во-первых, у подростков из детского дома, ярко прослеживается агрессивность, замкнутость, пассивность а также незаинтересованность в своем будущем, что можно было четко проследить по результатам первой методики на выявление акцентуаций личности.

Во-вторых, эти подростки обладают заниженным уровнем самооценки, так как привыкли получать помощь из вне, у них не развито чувство самостоятельности и ответственности, в отличие от подростков из семей.

В-третьих, подростки, находящиеся в условиях социальной депривации, испытывают одиночество, что было выявлено путем проведения третьей методики. Им не хватает общения, у них не так много друзей, которым они бы могли довериться, у них очень слабо формируется интимно-личностные связи, так как нет семьи. Все это является ярким показателем того, что личность подростка из семьи, имеет отличительные особенности от личности подростка, воспитывающегося в детском доме.

Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии личности подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

Подростки групп социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную и социальную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Большинство детей данной группы населения попадает в государственные учреждения: приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Все это приводит к тому, что возникают специфические психологические особенности личности подростка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, по сравнению с подростком, воспитывающимся и растущим в семье.

Проведя наше исследование, мы смогли наглядно это пронаблюдать и выявить при помощи психодиагностических методик. Например, при помощи методики предназначенной для выявления уровня самооценки, нам удалось установить, что у большинства подростков, находящихся в условиях социальной депривации, заниженный уровень самооценки. Конечно этого и следовало ожидать, так как эти подростки испытывают чувство ненужности и ненадобности, им не к кому обратиться за советом, никто не интересуется как у них дела и есть ли какие-либо проблемы, они лишены родительской любви, ласки и заботы. И если результаты экспериментальной группы сравнивать с результатами группы, в которую входили подростки из семей, то они конечно же различны. У детей из контрольной группы был выявлен средний уровень самооценки, что можно принять за норму, потому что именно в этом возрастном периоде наблюдается сомнение в своих силах и возможностях, так как они только пробуют начать самостоятельную жизнь.

Методика, предназначенная для выявления глубины переживания одиночества, только подтвердила тот факт, что подростки, испытывающие на себе влияние социальной депривации, чувствуют себя одинокими и брошенными. Они особо остро переживают из-за непонимания окружающих, им хочется быть кому-то нужными, быть востребованными, но из-за своего страха они замыкаются в себе и не хотят идти на контакт, не изъявляют особого желания в принятии помощи от специалистов. И совершенно другую картину мы наблюдаем среди подростков из семей. Они переживают из-за возможного возникновения чувства одиночества, что является совершенно нормальным явлением, даже многие взрослые люди испытывают чувство дискомфорта, думая о возможном одиночестве, не говоря уже о подростах.

Выявив акцентуацию личности подростка в экспериментальной группе, мы заметили, что подростку присуще следующие качества: взрывной и обидчивый характер, незаинтересованность в какой-либо деятельности, ему безразличны учеба и будущее, которое его ожидает, он обидчив и злопамятен, а также недоверчив и замкнут в себе, неохотно идет на контакт с окружающими. Он с большим трудом соблюдает какие-либо правила, ему сложно усидеть на одном месте, его постоянно что-то беспокоит и тревожит.

Что же касается результатов, полученных в контрольной группе, по данной методике, то можно отметить следующее: этих подростком можно охарактеризовать как общительных и добродушно настроенных. Они без труда шли снами на контакт и соблюдали дистанцию в отношениях, чего не наблюдалось в поведении у подростков экспериментальной группы.

К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться.

Просмотров работы: 2657