ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ДЖЕЙН УОТСОН НА ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ДЖЕЙН УОТСОН НА ПРАКТИКЕ

Занько О.В. 1, Островская И.В. 1
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В данной статье представлены результаты исследования применения элементов теории Джейн Уотсон на практике. Самооценка знаний и умений элементов взаимодействия медицинской сестры и пациента в рамках вышеупомянутой теории, проведенная путем анкетирования студентов выпускного курса Факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и ее последующий анализ показали, что анкетируемые оценивают свои знания и умения выше, чем возможность применения их на практике. Это говорит о том, что знания и умения, получаемые медицинскими сестрами во время обучения и практической деятельности, достаточны для выполнения в полной мере своих обязанностей, но ситуация в российском здравоохранении не дает возможности реализовать их в полном объеме.

Введение

Во время обучения будущие медицинские сестры изучают основные принципы и аспекты различных сестринских теорий, возможность применения их на практике. Приступая же к рабочей деятельности, медицинские сестры редко руководствуются элементами сестринских теорий, особенно при организации взаимодействия с пациентом. Таким образом, проблема применения элементов сестринских теорий на практике актуальна.

Степень разработанности этой проблемы в нашей стране небольшая. Поэтому целью данного исследования стал анализ возможности применения теории Джейн Уотсон на практике. В основу теории легли собственные наблюдения автора за процессом ухода и обобщение существующего опыта ухода. Первоначально это была попытка придать новый смысл сестринской профессии как области знаний и практики со своей собственной системой ценностей, собственной этикой и миссией в обществе, и обратить внимание на сестринский уход, как новую дисциплину для отдельных медицинских направлений. Д. Уотсон считает, что пришло время для развития науки о заботе – новой области знаний и умений, которая не ограничивается рамками сестринского ухода, а включает в себя и другие отрасли научных знаний, как например, образование, экологию, философию, этику, гуманитарные науки и прочее.

С точки зрения Д. Уотсон, ценности сестринского ухода, знания и умения. направленные на человека, нуждающегося в уходе, в совокупности с внутренними субъективными процессами, которые испытывает каждый индивид в течение жизни и, особенно, в состоянии заболевания – это уникальное искусство исцеления, дополняющее обычную лекарственную терапию. В то же время, этой новой философией и теорией человеческой заботы Д. Уотсон стремится сбалансировать лечебную направленность медицины, выделяя сестринское дело как уникальную дисциплинарную, научную и профессиональную отрасль как в отношении непосредственно сестринского ухода, так и в отношении общественного здравоохранения.

Методы

Для оценки возможности применения теории Джейн Уотсон в сестринской практикебыло проведено анкетирование 40 студентов 4-го курса очно-заочной формы обучения Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, работающих в медицинских учреждениях. Цель проведенного анкетирования – провести анализ представлений студентов о своих знаниях и умениях выстраивать взаимодействие с пациентами и возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике.

Респондентам было предложено ответить на анкету Caring Nurse–Patient Interactions Scale [12], разработанную на основе теории Д. Уотсон, и переведенную нами на русский язык.

Анкета состоит из 70 вопросов. В ней десять разделов, направленных на выявление знаний и умений выстраивать отношения с пациентами на основе гуманизма, внушения надежды на будущее, проявления сочувствия, установления доверия и взаимопонимания, проявления эмоций, решения проблемных вопросов, обучения, создания благоприятной окружающей среды, оказания помощи в удовлетворении потребностей, и духовности.

Результаты исследования

Проанализировав результаты анкетирования, мы получили среднюю оценку представлений респондентов о своих знаниях и умениях выстраивать взаимодействие с пациентами, а также среднюю оценку возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике (табл. 1).

Таблица 1 – Средняя оценка знаний и умений и возможности реализации

вопроса

средняя оценка знаний и умений выстраивать взаимоотношения

средняя оценка возможностей реализации взаимоотношений

1 - Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей

Итого

3,8

3,2

2 - Надежда: внушение надежду на будущее

Итого

4,1

3,3

3 - Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям

Итого

3,7

3,1

4 - Взаимоотношения при оказании помощи. Установление отношений доверия и взаимопонимания

Итого

4,2

3,6

5 - Выражение эмоций. Восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций

Итого

3,9

3,1

6 - Решение проблемных вопросов. Системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов

Итого

3,9

3,1

7 - Обучение: поощрение обучения межличностному общению

Итого

4,1

3,5

8 - Окружающая среда: Обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения

Итого

4,2

3,4

9 - Потребности: Оказание помощи в удовлетворении

Итого

4,5

3,7

10 - Духовность

Итого

3,6

2,8

Результаты сравнения вышеуказанных оценок показали, что анкетируемые оценивают свои знания и умения выше, чем возможность их реализации в современной практической деятельности (рис.1).

Примечание:

1 - Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей.

2 - Надежда: внушение надежду на будущее.

3 - Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям.

4 - Взаимоотношения при оказании помощи. Установление отношений доверия и взаимопонимания.

5 - Выражение эмоций. Восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций.

6 - Решение проблемных вопросов. Системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов.

7 - Обучение: поощрение обучения межличностному общению.

8 - Окружающая среда: Обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения.

9 - Потребности: Оказание помощи в удовлетворении.

10 – Духовность.

Рис. 1 – Средние показатели по шкалам

Обсуждение результатов исследования

Анализ результатов анкетирования показал, что наиболее высоко респонденты оценивают свои знания и умения по оказанию помощи в удовлетворении потребностей (4,5 балла) и возможность применения их на практике в современных условиях российского здравоохранения (3,7 балла). Мы связываем это с тем, что в обучении и в практической деятельности основной акцент ставится на выполнение манипуляций по уходу за пациентом.

Чуть ниже респонденты оценили свои знания и умения по установлению отношений доверия и взаимопонимания и обеспечению поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения (по 4,2 балла) и возможности применения их на практике(3,6 и 3,4 соответственно). Таким образом, сестринский персонал понимает необходимость холистического подхода к взаимодействию с пациентом. Но, к сожалению, возможности для реализации такого подхода в современных условиях респондентами оценены как невысокие.

Наиболее низко респонденты оценили свои знания и умения выстраивать отношения на основе духовности (3,6 балла) и возможности выстраивания таких отношений на практике (2,8 балла). Мы связываем это в первую очередь с тем, что понятие «духовность» достаточно сложно для определения, и проблемам духовности уделяется мало внимания во время обучения. Отсюда следует вывод, что, имея смутные представления о духовности, сложно выстраивать подобные отношения с другими, тем более их оценивать. Немалую роль в этом играют наши СМИ – наше общество неоднократно характеризуется как «бездуховное».

Вызывает сожаление низкая оценка знаний и умений выражать сочувствие к ближнему и другим людям (3,7 балла) и возможность применения этих знаний и умений на практике (3,1 балла). Ведь это первейшая обязанность сестринского персонала. Такие оценки мы связываем с повышенной нагрузкой сестринского персонала и развитием синдрома эмоционального выгорания.

Выводы

  1. Респонденты оценивают свои знания и умения по выстраиванию взаимоотношений с пациентом выше, чем возможность реализации подобных отношений в современных условиях российского здравоохранения. Это говорит о том, что база знаний, которая предоставляется медицинским сестрам, является достаточной для выполнения в полной мере своих обязанностей, но ситуация в российском здравоохранении не дает возможности реализовать данные знания в полном объеме. Это связанно в основном с тем, что в современной системе здравоохранения наблюдается острый дефицит сестринского персонала.

  2. В своей теории Джейн Уотсон считает, что, когда медицинская сестра проявляет заботу и любовь при уходе за пациентами, - это нечто большее, чем просто работа и/или карьера. Но учитывая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в современных условиях сестринскому персоналу проще выполнять действия и манипуляции, направленные на уход за пациентом, чем сопереживать, проявлять любовь и заботу, поддерживать пациента.

  3. В связи с такими условиями современной российской сестринской практики, как повышенная нагрузка, усталость, синдром эмоционального выгорания, сестринский персонал не имеет возможности в полной мере реализовать эффективное взаимодействие с пациентом. Таким образом, с целью ухода от бесчувственного выполнения манипуляций по уходу за пациентом, необходимо создать такие условия работы для среднего медицинского персонала, в которых будет возможна реализация сестринской теории Джейн Уотсон, которая особенно актуальна на сегодняшний момент.

  4. В процессе обучения сестринского персонала необходимо смещать акценты от формирования умения выполнять манипуляции на развитие духовности и гуманитарно-альтруистических систем ценностей.

Список используемых источников

  1. Грибанов Э.Д. Женщина со светильником: (К 175-летию со дня рождения Флоренс Найтингейл) // Медицинская помощь.- 1995.-№3.- C. 50-52.

  2. Киркеволд М. Сестринское дело. Анализ и оценка теорий. – М.:ПЕР СЭ, 2001.-191 с.

  3. Котельников Г.П. Взаимодействие медицинской сестры и пациента на основе принципов милосердия // Главная медицинская сестра. – 2000. - №4. – C. 139-144.

  4. Найтингейл Ф. Записки об уходе / - М.: Рус. врач, 2002. - 95 с.

  5. Перфильева Г.М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теорий // Медицинская помощь. – 1996.-№4. – C. 3-6.

  6. Перфильева Г.М. Флоренс Найтингейл и ее наследие. // Медицинская помощь. – 1998. - №3. – С. 4-8.

  7. Перфильева Г.М. Вирджиния Хендерсон и ее теория сестринского дела. // Медицинская помощь. – 1998. - №1. – С. 13-17.

  8. Теория сестринского дела: учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. –256 с.

  9. Теория сестринского дела: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 060109 "Сестринское дело" / Г. М.Перфильева [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 251 с.

  10. Туркина Н.В., Кощеева Н.А., Королева И.П. Очерки о теориях и теоретиках сестринского дела. – М.: Издательство Панфилова, 2010. - 198 с.

  11. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие / сост. Е.Ю. Шкатова, О.Д. Михайлова. – Изд.2-е, стереотип. – Ижевск, 2012. –124 с.

  12. Watson, Jean (2010-10-07). Assessing and Measuring Caring in Nursing and Health Science. Springer Publishing. Kindle Edition.

Просмотров работы: 4515