Да, безусловно, распространение лженауки и мистических течений часть молодежи забирают в свои сети. Часть эта тем больше, чем меньше развита в стране система образования, чем меньше ведется популяризация научных знаний, чем больше различных псевдонаучных публикаций, передач в СМИ и статей в популярных изданиях. Полагаю я так потому, что псевдонауки и мистические учения привлекательны тем в первую очередь, что дают легкие и быстрые ответы на возникающие из окружающего мира вопросы. Эти ответы ка
Хорошим заслоном перед "сладкоголосым пением лженаук" является качественное естественнонаучное образование. Хотя, в некоторых случаях и оно не срабатывает (см. реферат)в силу жизненных обстоятельств, сложившихся у человека, склада его характера, мышления.
Но это бывает достаточно редко, все же такие люди чаще умеют рационально взглянуть на ситуацию.
Тема, обсуждаемая в данной статье, далеко не нова. Многие столетия ведутся споры по этому поводу, но единой точки зрения так и не существует. На мой взгляд, однозначного мнения тут быть не может. Во-первых, где та грань, что отделяет науку от лженауки? Кто может провести ее совершенно четко и определенно? Многое из того, что считалось лженаукой перешло в разряд научно доказанных явлений.
Собственно, найти такую грань, разграничивающую науку от лженауки, как-то обозначить ее - основная цель реферата. При этом грань может быть и несколько расплывчатой - в том, что относиться к нашему незнанию.
Предположения, выдвигаемые в этих областях, или подтвердятся и станут научным фактом, либо будут опровергнуты и выйдут "за грань". Любые предположения до этой проверки, гипотезы, вполне соответствуют научному методу, если они логически не противоречивы и не противоречат уже установленным н
По большому счету - она была гипотезой. Суть ее сводилась к следующему: на поведение либо способности человека оказывает влияние расположение небесных объектов. Гипотеза, пока мы не имели представления о фундаментальных силах физического взаимодействия, ограниченные познания в астрономии (например, об астрономических расстояниях), а так же о психологии человека - вполне могла быть. Тогда она не противоречила известным фактам и не была алогичной.
Хочу добавить, что сегодня это не так, конечно. Астрология прямо противоречит имеющимся знаниям из области физики и астрономии, да и простой верификации не проходит.
Самым основным фактором, способствующим процветанию лженаук, на мой взгляд, является неистребимое желание человека верить в чудо (в самом широком смысле этого слова). Само собой, чем менее человек образован, тем легче он поддается на удочку шарлатанов и "магов".
Причиной стало удивление. Меня очень поразило, что не смотря на доступность научных знаний в наше время, множество людей верят в различные "чудеса": колдунов, предсказателей, заговоры и подобное.
Особенно большое удивление вызвало понимание того факта, что креационизм достаточно широко распространен как идея, особенно это легко заметить в сети "internet". Но эта идея настолько не соответствует имеющимся фактам, что совершенно не понятно было, чем она может поддерживаться. Это и спровоцировало
Лично я думаю,что люди верят во всякие чудеса из-за того,что это проще,чем годами обучаться.В наше время человек настолько обленился,что ему просто неохота открыть книгу и прочитать,он не хочет постигать новое,хотя это неотъемлемая часть внутреннего эго каждого человека.У людей появилось слишком много развлечений,комфорта,а когда человеку хорошо живется,то он особо и не волнуется,конечно остаются люди,которые развивают нашу страну,но их единицы на фоне остальных.Считаю,что это тоже некоторым обр
Честно говоря, утверждение о том, что лень человека - причина его склонности к лженаукам, довольно спорное. Во-первых, нельзя сказать, что люди "не хотят постигать новое". Часто это не так, например, "Новую хронологию" Фоменко они же читают. Во-вторых, даже если люди не изучают какой-либо предмет, отрасль знания, то они стоят перед неким выбором: поверить в заявления лженауки или в научные данные. При этом выбор в пользу лженауки определяется далеко не ленью. Эту причину я в работе постаралс
Хотелось бы добавить, что скорее уж псевдонаучная деятельность стала развлечением. Если людям "слишком много развлечений", то их вообще не интересуют вопросы науки.
Почему? Как один из способствующих факторов - является. Поисковый инстинкт у человека реализуется способом, при котором требуется меньше личных затрат. При современном уровне знаний обучение, а уж тем более, получение новых знаний - процесс трудоемкий и сложный. Лженауки же всегда дают некие "знания" без долгих лет учебы, особых усилий. Естественно, это ложные ответы и видимость ответов.
В этом смысле - можно говорить про своеобразную "интеллектуальную лень". Это некоторая преадаптация, которая
По большому счету, нет сомнений, что образование - это то, что должно быть приоритетным для нормального развития современного общества. Но все люди разные, далеко не одинаково относятся к получению образования: кто-то учиться, а кто-то нет. И изменить тут что-либо не представляется возможным.
Нет вопросов, если человек не хочет обучаться чему-либо, он этого не будет делать. Насильно научить нельзя, тут я с Вами полностью согласен.
Но если человек не желает познать что-либо, подлежащее научному познанию он должен быть лишен права делать заявления от имени науки.
Да, это так. Однако, в большинстве случаев это касается не их области знаний, их специализации. "В большинстве" пишу потому, так как есть исключения. Связаны они, полагаю, с какими-либо психическими проблемами, возникающими в жизни человека, отчаянием добиться истины методами науки - то есть, если объективное знание подменяется мистическими ответами, которые на деле ответами не являются, то для этого есть причина.
Видимо, так. Но речь скорее о том, что паранаучные измышления должны занимать место в среде мистиков. Они не должны иметь возможность внедряться в медицину и технику, не должны пропагандироваться в средствах массовой информации, подаваться как наука в учебных учреждениях, финансироваться государством и т. п.
"При этом и принцип Вернера Гейзенберга является рациональным: наблюдение события не изменяет самого события в принципе." - я думаю, что это не совсем так. Наблюдение событий в микромире приводит к неизбежному изменению поведения микросистемы.
Ок. С этим я согласен.
А вот здесь: "Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь явлений еще до детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана." - нет. Это вы уравнение Шредингера не видели.
Видел, конечно. Как без него?
Ну, во-первых, это цитата. Слова принадлежат тому же Вернеру Гейзенбергу.
Во-вторых, я не случайно употребил сочетание "как правило". Да, безусловно, исключения есть. Причем, чем более сложное и комплексное явление мы пытаемся математически описать, тем менее мы в праве ждать кратких и красивых формул. Просто в силу комплексности и широкой зависимости от разных факторов самого явления.
Некоторая, подмеченная физиками, простота формул - интересный факт нашего восприятия, но далеко не обязательное следствие рациональности мира.
И всегда рад буду ответить.
Меня несколько смутил такой критерий научности, как "теоретичность". Обязательно ли наука должна подразумевать чистый интерес, а не практическую пользу исследования?
Конечно. Например, исследования плюрипотентных клеток - в переспективе весьма не далекой они дадут возможность выращивать органы, даже различные конечности. Изменение медицинских возможностей грандиозное. И на этом пути наука преуспевает.
Противоположный пример - исследование происхождения жизни, того же РНК-мира. Здесь большую роль играет чистый интерес, хотя не исключено, что полученные результаты найдут свое применение в будущем. Пофантазируем: так, возможно, будет путь для создания жизни с
Спасибо за примеры. Мне так представляется, что даже при наличии какой-либо очевидной практической пользы от исследования, может быть и неочевидная, которая выявится позже. В примере с плюрипотентными клетками это могут быть методы лечения каких-либо болезней, которые пока еще не явно видны.
Нет, конечно. Речь именно о том, что фундаментальная наука является фундаментом для прикладных исследований. Без такого фундамента прикладные науки невозможны.
Не очень ясно - а она-то чем отлична от других областей физики? Такая же неотъемлемая часть физической науки, занимающая место в ряду стройных знаний и тесно с ними связанная. Физику полупроводников в отрыве от других знаний трудно себе представить.
Небольшой экскурс в историю показал, что физика полупроводников начиналась еще с Майкла Фарадея, потом ключевое имя - Фердинанд Браун, и т. д. То есть и тут мы находим период теоретических исследований, еще до ясного представления о возможностях использования полупроводниковых свойств.
Хорошо, я понял, что имеется в виду под "теоретичностью науки". Речь не о том, что не может быть науки прикладного характера, а о том, что такие исследования всегда вытекают из фундаментальных.
Спасибо за отзыв. Думаю, что психология закономерно попадает в поле зрения лженауки, т. к. призвана предсказывать поведение человека. Это важно широким массам, как и медицина, педагогика и т.д.
Пожалуйста.)
И еще. У меня вызвало интерес явление, упомянутое в Вашей работе как «неупорядоченная телеология». Можно ли где-то об этом прочитать подробнее? То, что люди не рождаются с сознанием как "чистый лист", выяснено довольно давно психологическими методами. Здесь же речь идет о довольно глобальном явлении, которое должно быть присуще всем (детям).
Ссылки есть в полной версии работы постранично. В данном случае речь о статье Paul Bloom, Deena Skolnick Weisberg. "Childhood Origins of Adult Resistance to Science" опубликовано в журнале Science/ 2007/ V. 316/ p. 996-997.
Религиозный метод познания отличен от научного по целому ряду ключевых моментов, их я и рассматривал. При этом мировоззрение как религиозное, так и научное могут уживаться в одном человеке без особых проблем.
Речь о научном методе, а не о том, чему может противоречить вера.
Если вера позволяет проверку научным методом - мы должны это сделать для того, чтобы оставаться в рамках науки.
Не от наших, а от фундаментальных законов природы. От законов физики в данном случае. Пусть Вас не смущает одинаково звучащее слово: есть принципиальная разница между законами в юридическом смысле и законами в естественнонаучном понимании. (Вы можете нарушить КоАП, например. Законы физики нарушить невозможно.)
Отлично. Тогда все сводится к тому, что чудеса происходят, мир не рационален, а наука теряет своё значение: ведь она уже не сможет предсказать ничего даже статистически.
Осталось найти хоть один достоверный факт подобного "чуда"...
Как раз должны (это следует из указанных Вами свойств), причем, гораздо чаще. В христианстве, например, бог активно наблюдает за каждым (!) человеком и активно вмешивается в происходящие явления. Так вот для того, чтобы проделать все это - нужно превысить скорость света, а именно добиться бесконечной скорости.
Да нет, речь лишь о том, что нельзя подменять научный метод религиозным (и наоборот). Но это ни в коей мере не говорит, что должно быть что-то одно! Другой вопрос, что не следует считать религиозное познание способным заменить научное, или даже хоть сколько-то конкурировать с ним в области естествознания. Оно для этого принципиально не годится.
Существуют некоторые проверяемые утверждения, продуцируемые ими. Мы вправе проверять объективность этих утверждений научным методом, или проверять достоверность метода, приводящего к таким утверждениям.
В остальных случаях, это было бы некорректно.
Иногда -да, следует. Однако, процесс генерации глупостей значительно более быстрый и менее затратный, чем научный поиск. Следовательно, нужен общий метод, позволяющий оценивать достоверность утверждений до какой-либо проверки их методами науки.
Ну, я не стал бы говорить о "всесилии". Наука имеет свою область применения. Для целей познания - она лучшее, что есть у человечества. Но у нее, безусловно, есть предел применимости, связанный как с наличием научных методов, так и областью применимости.
Но это не означает, что нет области, куда наука не зайдет никогда. Например, счастливым произвольно взятого человека она сделать не может. Вылечить может, облегчить труд - тоже, но вот счастья дать - нет.
Да, я и сам так считаю. Однако, излишний сайентизм тоже не верен, отсюда и мои вопросы. Считайте это проверкой на понимание применимости научного метода.)
Интересная и актуальная работа. Прочитал с большим интересом, особенно важным показались критерии, предложенные для формального определения научности текста. Вопрос: почему в критерии не был включен принцип верификации? Разве он не является обязательным в науке?
Для научной проверки - безусловно. Но предложенные критерии должны использоваться людьми, не имеющими отношения к данной области науки. Поэтому, такой критерий был бы просто бесполезен: они же не имеют возможности провести подобную верификацию. Скажем, результаты, полученные на андронном коллайдере или биотехнологическими методами.
Как альтернативу я предлагаю критерии системности и преемственности. Прежде всего, для субъективной оценки важным будет наличие других исследований, дающих сходный результат. А также, сведения о подтверждении выводов и следствий, исходящих из предлагаемых в какой-либо работе теорий.
Ну что же, спасибо за ответ! Возможно, некоторое разделение критериев "для всех" и для людей, работающих в отрасли, которой данные утверждения касаются, оправданно.
Некоторые авторы (Лившиц, Колмогоров) считают, что для мышления человека характерно стремление к упрощению, как необходимая адаптация, осуществляющая значительное снижение поступающей информации. Возможно, именно такое стремление упростить и заставляет людей выбирать пусть и не верные, зато более простые теории. Правильность или ложность их играют мало значения для конкретного человека, если он эти теории не использует для практической деятельности. Говоря Вашим языком "ложные ответы" - все же т
Полагаю, речь у Лившица и Колмогорова скорее об оптимизации информационного потока. Но мне потребуется более подробно с этими работами ознакомиться и продумать их. В любом случае, идея интересная и вполне проверяемая. Спасибо.
Да, почитал Лившица: прямого отношения к вопросу не имеет, но некоторые предположения можно вывести, в первую очередь о причинах отказа от процесса познания мира научным методом.
Я именно что идею озвучить для автора и хотел. Реферат мне понравился - достаточно подробно рассмотрен вопрос, логически структурировано изложение, выводы обоснованы и аргументированы.
Тот же Лившиц описывает эксперименты, которые выявляют большую продуктивность обработки информации при визуальном статическом предъявлении на графах ( В. Лившиц. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды) . Обычный способ распространения лженаучных идей - простые в подаче материала фильмы. Как же мы получаем знания? Посредством более затратных методов: лекции и учебники, причем сложность предъявляемого материала при этом также больше.
Возможно, здесь одна из причин легк
Да, по крайней мере, такой вывод напрашивается. Другой вопрос, используется ли просто более удобная форма изложения или сами лженаучные утверждения (не идеи!) провоцируют такую (заведомо упрощенную) подачу.
Хорошо, не "идеи" :-)
Вообще, мне кажется здесь сама аудитория подразумевает подачу информации легковоспринимающимися методами. Как правило, паранаучные измышления рассчитаны на неспециалистов.
Сами утверждения не имеют ни доказательной базы, ни логического обоснования в других исследованиях. Да и какой-либо глубины проработки и осмысления тоже, обычно. Следовательно, просто нечего расписывать на целые брошюры. А софистика вполне уложится в 15 - 20 минутный ролик, которым проще убеждать. Это второй возможный вариант.
Остается, когнитивно "незатратные" способы подачи лженаучной информации - следствие ориентации на широкие массы, "масс медиа" своего рода. Это подтверждает, конечно, такие утверждения: "при этом лжеученые непременно стремятся к публичности, к власти" и "ее цель (лженауки) – личный PR лжеученого, получение дохода мошенническим способом: либо продавая простодушным согражданам лечебные записи «геномных волн» как Гаряев П. П., либо получая финансирование от государства, как строитель генераторов тор
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!