Результаты анализа современной научной литературы свидетельствует, что условием развития творческого потенциала педагогов является инновационная деятельность. Подобная деятельность нацеливает на непосредственное и активное участие каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Мы не отрицаем, что инновационная педагогическая деятельность имеет место в жизни дошкольных образовательных учреждений. Однако не все имеющиеся подходы к организации методической работы сориентированы на процесс обновления дошкольного образования.
В современных условиях инновационный процесс должен отражать в себе формирование и развитие содержания и организацию нового.
Рассмотрим дефиницию «инновация». Слово «инновация» в переводе с латинского означает «обновление, изменение, новинка». Под новацией понимают явление, которое отражает в себе сущность способа, методики, технологии. А инновация же несет в себе сущность содержания и организации нового, тогда как нововведение несет в себе только сущность организации нового.
Таким образом, введение инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние - инновационное пространство.
Определимся в дефиниции «методическая работа».
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса (1,2).
Итак, в современной научной литературе под методической работой подразумевается деятельность не только заместителя руководителя, но и самого руководителя, и педагогов. В процессе профессионального саморазвития педагога особую роль играет его инновационная деятельность.
Термин « Инновационная методическая работа в ДОУ» малоизучен. Попытка рассмотреть этот феномен содержится в отдельных работах работах (4).
Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
определять приоритетные направления инноваций;
отбирать содержание инновационной деятельности;
проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
В данной статье инновационную методическую работу в ДОУ мы рассмотрим на материале образовательной области «Труд». Это закономерно.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» усилен акцент на содержании образовательной области «Труд». В данном документе труд рассматривается многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, как средство социализации дошкольника, как средство формирования личности. В ФГТ поставлена цель приобщения дошкольников к труду – формирование положительного отношения к труду и обозначены задачи приобщения к труду.
Известно, что в течение последних лет 20-столетия и начала 21-столетия (1980-2005гг.) в теории дошкольного образования эта проблема не находила достаточного внимания со стороны ученых. А передовые находки практиков не выступали предметом компетентного обсуждения.
При этом, следует отметить, что в отечественной теории и практике дошкольного образования накоплен значительный теоретический материал и опыт практической деятельности в формировании трудовой деятельности детей пяти-шести лет и некоторых ее качественных проявлений, таких как трудолюбие, положительное отношение к труду. При этом недостаточно внимания уделяется вопросам технологии приобщения ребенка к труду и развития субъектной позиции дошкольника.
Наблюдения за организацией и руководством трудовой деятельностью детей в дошкольных учреждениях показывают, что традиционная методика трудового воспитания способствует развитию исполнительности, накоплению трудового опыта ребенка, нежели воспитанию радости труда, инициативности, актуализации имеющихся знаний о труде, трудовых умений и навыков ребенка, задействованию его «Я» в доступных видах труда.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что перед педагогическим коллективом современного ДОУ встала необходимость наметить творческий подход в реализации образовательной области «Труд». На наш взгляд, наиболее целесообразными формами методической работы могут выступить интерактивные формы.
Интерактивный – это способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо или «кем-либо» (человеком).
Интерактивные формы разнообразны. Наиболее известными являются: дискуссия, практикумы, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы (защита проектов), проблемно-поисковое и дистанционное обучение, презентации, работа в малых группах и парах сменного(динамического), постоянного (замкнутого) состава (3).
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум - особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности.
Для творческого развития молодых воспитателей в процессе профессиональной деятельности возможна организация «Педагогическая мастерская», задачи, которой:
- способствовать обучению педагогов экспериментально проверять эффективность своей модели работы;
- разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений;
- поднять профессиональный уровень мастерства педагогов на новый качественный уровень;
- изучить опыт педагогов, работающих по данной проблеме творчески, и применить их опыт на практике.
Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.
По мнению К.Ю. Белой и др. общими критериями являются:
- критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;
- критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
- критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
В своей экспериментальной работе мы планируем провести такие интерактивные формы методической работы как: консультацию-собеседование для педагогов «Реализация требований ФГТ по образовательной области «Труд»; практикумы «Диагностическое оценивание по образовательной области «Труд», «Планирование как условие реализации интеграционного подхода к образовательной области «Труд»; проблемный семинар «Интерактивные технологии приобщения дошкольников к труду»; мастер-класс «Игра-труд как эффективный метод приобщения дошкольников к труду» («Интеграция образовательной области «Труд» с образовательными областями «Познание», «Коммуникация» в процессе ознакомления старших дошкольников с профессией»); кейс-метод «Педагогическое поддержка родителей по проблеме приобщения дошкольников к труду»; презентацию пособия «Образовательная область «Труд» в работе воспитателя ДОУ».
Вышеназванные формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода.
Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в педагогическом коллективе, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.
Итак, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Используемая литература:
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Виноградова Н.А., Шилова Е.А. Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.
Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2007.- №7.- С.25-29
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Доронов С. //Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. - С. 88-93