ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

и в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, определение нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о детской музыкальной школе как важнейшем социальном институте, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовного, нравственного, интеллектуального, социального и эстетического развития обучающегося. Школа призвана помочь ребенку в реализации становления его личностных качеств, духовного образа «Я», в его ценностном ориентировании, что в целом будет способствовать процессу нравственного воспитания учащегося. Решение этой задачи связано с формированием устойчивыхнравственных качеств личности учащегося.

В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие русского музыкального искусства на становление духовного и нравственного мира личности. Об исключительных возможностях позитивного воздействия русской фортепианной музыки на духовно-нравственную сферу человека говорилось, начиная со второй половины XVIII столетия. Свидетельством этому служит педагогическое наследие русской фортепианной школы Л. В. Николаева, А. Б. Гольдевейзера, К. Н. Игумнова, С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза. Русское музыкальное искусство и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствуют определению ориентиров морали и правил общения в современном обществе. При этом освоение учащимися русского фортепианного искусства способствует формированию ценностных представлений, основ духовности, становлению нравственных качеств личности, знанию истории своего Отечества, воспитанию музыкальной культуры, художественного вкуса, морали и мотивации к позитивному поступку.

Как показал анализ и обзор методической литературы в области теории и практики музыкального образования и воспитания, проблема формирования нравственных качеств личности, ценностных ориентиров, духовного мира учащихся детской музыкальной школы в процессе освоения русской фортепианной музыки остается не вполне решенной на сегодняшний день, а механизм воздействия данного феномена на нравственную сферу личности ребенка освещен недостаточно полно, что и привело нас к выбору темы исследования.

Целью нашего исследования явилось определение теоретических и методических основ формирования нравственных качеств личности учащихся детской музыкальной школы в процессе освоения русской фортепианной музыки.

Мы предположили, что процесс формирования нравственных качеств личности у учащихся-пианистов может быть успешным:

– если организовано эмоционально насыщенное общение с русским фортепианным искусством на основе сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и учащихся;

– если обеспечивается соответствующая подготовка преподавателей к реализации нравственного воспитания средствами русского фортепианного искусства (включение компонентов, способствующих формированию нравственного сознания, чувств, мышления учащихся; использование различных форм, методов и приемов нравственного воспитания);

– если в музыкально-образовательном процессе будет акцентироваться внимание учащихся на нравственном содержании произведений русского фортепианного искусства;

– если в музыкально-педагогическом процессе созданы условия для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия нравственного потенциала учащихся-пианистов.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

– обобщены современные теоретические положения о сущности, содержании и факторах нравственного воспитания и нравственных качествах младших школьников;

– определены возможности использования русского фортепианного искусства в формировании нравственных качеств личности учащихся ДМШ на основе анализа философской, педагогической, психологической литературы, современных концепций музыкального образования и воспитания;

– разработана диагностическая методика и проведено опытно-экспериментальное исследование;

– разработаны методические рекомендации для педагогов-пианистов системы дополнительного образования.

В теоретической главе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственных качеств, нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли пути формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в процессе освоения русской фортепианной музыки.

Мы выяснили, что в педагогической литературе под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

– нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) (Дж. Брунер, С. Г. Ваниева, Л. С. Выготский, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.).

При этом личностными результатами нравственного воспитания учащихся являются такие сформированные нравственные качества, как любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др. Именно эти качества мы и старались сформировать у учащихся-пианистов.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся, так как наиболее оптимальным для формирования нравственных качеств личности является младший школьный возраст – период 7–10 лет.

В результате исследования мы выяснили, что методика работы с детьми в детской музыкальной школе подчиняется следующим основным принципам дидактики:

– соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

– сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;

– увлечённость и интерес;

– активность, сознательность и самостоятельность учащихся;

– учёт реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей [1].

Эти принципы органично дополняются принципами русской фортепианной школы, заложенными Л. В. Николаевым, А. Б. Гольдевейзером, К. Н. Игумновым, С. Е. Фейнбергом, Г. Г. Нейгаузом и другими выдающимися педагогами-музыкантами. К данным принципам относятся:

– принцип активизации творческих возможностей обучающихся (сознательности и активности);

– принцип звуковой наглядности;

– принцип движения от внутреннего к внешнему, от художественного образа к техническим средствам его воплощения;

– принцип нравственной направленности обучения игре на музыкальном инструменте;

– принцип воспитывающей сущности обучения [1].

Перечисленные принципы позволяют научно обосновать пути реализации педагогического опыта отечественной фортепианной школы в нравственном воспитании учащихся.

В ходе теоретического анализа мы выяснили также, что реализация перечисленных принципов возможна в сочетании с определенными методами.

Основные группы методов нравственного воспитания – это методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, словесно-эмоционального воздействия, наглядно-практического воздействия. Также в педагогической литературе выделяются методы: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

В младших классах ДМШ при освоении русской фортепианной музыки, наряду с традиционными методами обучения игре на фортепиано, целесообразно использовать следующие методы нравственного воспитания: рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, этическую беседу, пример.

Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Практическая глава исследования была посвящена изучению исходного уровня развития нравственных качеств у младших школьников, а также разработке методических рекомендаций. Эксперимент проводился на базе детской музыкальной школы № 4 им. Л. И. Воинова г. Саранска с учащимися 2 и 3 классов.

В процессе педагогического эксперимента было организовано длительное наблюдение за педагогами и детьми. В беседах с педагогами мы выяснили методику их работы по нравственному воспитанию учащихся на занятиях в классе фортепиано. В частности, преподаватели использовали следующие методы нравственного воспитания:

– этические беседы,

– рассказы на этическую тему,

– диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных преподавателем),

– письменные размышления на нравственную тему,

– пример (герои музыкальных произведений и т. п.),

– встречи с «интересными» людьми.

У школьников 2-го и 3-го классов мы выясняли уровень развития нравственных качеств при помощи анкетирования, метода творческих заданий, в беседах с родителями, педагогом по фортепиано. Мы разработали также критерии оценки каждого из заданий. Результаты диагностики показали, что учащиеся находятся на среднем и низком уровнях развития нравственных качеств, недостаточном для успешной социальной и музыкально-исполнительской деятельности.

Разработанные нами методические рекомендации были направлены на формирование нравственных качеств учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности. Из всего спектра различных направлений и стилей русской фортепианной музыки нами была выбрана музыка П. И. Чайковского, как наиболее полно отвечающая проблеме развития у младших школьников нравственных качеств, необходимых для общения с другими людьми. Разработанная нами методика формирования нравственных качеств младших школьников включает в себя цели и задачи традиционной программы духовно-нравственного воспитания детей, также мы использовали методы и приемы, предложенные педагогами в сфере фортепианного обучения.

Нами были проведены уроки, включающие морально-нравственный аспект освоения произведений русской фортепианной музыки учащимися. В ходе уроков ставился акцент на адекватное восприятие и понимание русской фортепианной музыки, с опорой на метод духовно-нравственного анализа, предполагающий осознание сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащихся.

Уроки проводились средствами интеграции различных видов искусств: музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, живопись, литература, история. Нами использовались презентации, иллюстрации, репродукции нравственного содержания.

При знакомстве с русским фортепианным творчеством использовались такие методы музыкального воспитания, как: метод «осознания интонационного смысла»; метод «эмоциональной драматургии»; метод «размышления о музыке», наглядные методы, метод показа. Пьесы альбома прекрасно подходят для проведения этических бесед с учащимися и этического рассказа педагога. Приемы, которые могут использовать преподаватели для активизации формирования нравственных качеств:

– словесное пояснение педагога, исполнительский показ учителя;

– рисование картин после прослушивания музыкального произведения;

– инструментальное исполнение мелодии, темы;

– художественные ассоциации, сопереживания в процессе музыки;

– метод сравнения, сопоставления; личностные переживания учеников;

– музыкально-поэтический рассказ;

– написание мини-сочинения после прослушивания фрагмента музыкального произведения;

– метод наглядности (рисунок, фотографии, репродукции);

– беседа о эмоциональном образе произведении, его разбор;

– художественно-педагогический анализ.

В заключение подчеркнем, что музыкальное наследие русской фортепианной культуры оказывает позитивное воздействие на духовную и эмоциональную сферу человека, приводя ее в гармонию с окружающим миром. Сущность и специфика музыкального искусства заключается в положительном воздействии на процессы формирования системы ценностей, духовного и нравственного потенциала личности младших школьников.

Литература

  1. Андрианова, О. В. Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Андрианова Ольга Владимировна. – Брянск, 2010. – 192 с.

  2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2000. – 275 с.

  3. Баренбойм, Л. А. Леонид Владимирович Николаев – основатель ленинградской пианистической школы / Л. А. Баренбойм // За полвека : очерки, статьи, материалы. – Л. : Сов. композитор, 1989. – С. 99–146.

  4. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. – М. : Просвещение, 2000. – 464 с.

  5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (вопросы теории) / Н. И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2000. – 224 с.

  6. Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер ; пер. Л. В. Трубицыной, А. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2006. – 213 с.

  7. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве : сб. статей / под общ. ред. С. М. Хентовой. – М.–Л. : Музыка, 1966. – 315 с.

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М. : Просвещение 2009.

  9. Кравченко, К. А. Индивидуальное обучение в фортепианных классах общеобразовательной школы : дис. … канд. пед. наук / К. А. Кравченко. – М., 1970. – 241 с.

  10. Натансон, В. Прошлое русского пианизма: очерки и материалы / В. Натансон. – М. : Музгиз, 1960. – 290 с.

  11. Федорович, Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании : дис. … д-ра пед. наук / Е. Н. Федорович. – М., 1977. – 353 с.

 

10

 

Просмотров работы: 4598