ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все авторы, занимающиеся проблемой обучения, в том числе и обучения в предметной области «Музыка», отмечают, что эффективность дидактического процесса будет напрямую зависеть от соблюдения педагогических условий. Знание педагогом причин, от которых зависит успешность процесса обучения, без сомнения, составляет основу профессионализма учителя музыки.

Современные исследователи указывают на множество причин, оказывающих влияние на протекание и результаты процесса обучения школьников-подростков. Главные из них называют факторами, а их совокупность – условиями. Такое определение понятию условий, как отдельной категории, дается И. П. Подласым [6, с. 173].

В целом, педагогические условия рассматриваются учеными как среда, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических, педагогических факторов, обеспечивающая возможность учителю организовать активную учебную деятельность учащихся. Педагогические условия формируются с опорой на педагогические принципы, методы, средства, формы обучения, соблюдение которых приводит к достижению поставленной цели и реализации благоприятного педагогического процесса. Подчеркнем также, что педагогические условия – это положительное педагогическое разрешение противоречий, лежащих в основе ситуаций, возникших в ходе любой учебной деятельности. Они выступают основой движущей силы в педагогическом процессе.

Несмотря на декларативную представленность педагогических условий в большинстве научно-методических работ, М. Я. Виленский и С. Н. Зайцева в своих исследованиях отмечают, что проблема педагогических условий в современной педагогике находится лишь в стадии разработки [3, с. 19].

Одним из главных условий успешного обучения музыке школьников-подростков является личностно-ориентированная модель взаимодействия, которая строится на системе субъектных связей, когда учитель и ученик в равной степени признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой в построении своей деятельности; когда на занятиях создается благоприятный эмоциональный климат. Возникающие противоречия преодолеваются не за счет принуждения или применения каких-то санкций, а всовместной деятельности, организованной в стиле сотрудничества. Без соблюдения этих условий роль остальных значительно снижается.

Среди других педагогических условий, вслед за С. Хохряковой, мы выделяем: введение в учебно-познавательную деятельность учащихся заданий творческого типа, организацию самостоятельного познавательного поиска, а также осуществление рефлексии во всех видах учебной деятельности в школе [7, с. 268].

Большая роль принадлежит методам активного обучения музыке, введению элементов проблемности в обучение, разработке заданийразного уровня сложности. Реализация данных методов на уроке музыки в общеобразовательной школе в качестве обязательного предполагает педагогическое стимулирование, которое, по мнению ученых, связано с применением специальных методов, побуждающих, дающих толчок, импульс к мысли, чувству и действию [5, с. 317]. К методам стимулирования музыкальной деятельности учащихся в педагогической литературе относятся как собственно педагогические: соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание, метод наглядности, метод взаимосвязи видов искусств, диалога учителя и учеников, метод исторических параллелей, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа и др.), метод проблемно-поисковых ситуаций, так и музыкально-педагогические: методы двигательного моделирования (пропевания, дирижирования, пластической интерпретации художественного образа), методы художественно-образного моделирования (метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений; эмоционально-смысловой анализ, метод эмоционального переживания художественного образа), метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод художественного контекста или выхода за пределы музыки, метод наглядно-слухового показа.

Стимулирование, как известно из психологии, тесным образом связано с проблемой мотивации и познавательной активности человека. Особенность активного обучения музыке заключается в том, чтобы создавать условия для пробуждения у школьников учебно-познавательной активности, способствующей развитию когнитивного, мотивационного и операционального компонентов музыкально-эстетической направленности. Музыкально-деятельностная активность является одним из условий работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Наиболее эффективному формированию данной активности способствуют:

а) формирование установки на музыкальную деятельность, которая должна впоследствии перерасти в постоянную потребность в этой деятельности,

б) постоянная забота об обогащении исполнительского репертуара и развитие навыков его художественной интерпретации,

в) нацеленность на расширение художественного кругозора и музыкальной культуры учащихся.

В результате, у обучающихся происходит совершенствование умений в сфере музыкальной деятельности, накопление исполнительского репертуара, развивается самостоятельность в работе, активизируется творческое мышление и воображение, а сама музыкальная деятельность становится более эмоциональной, артистичной. Интересным в этом отношении оказывается работа А. С. Базиковой, которая исследовала основные факторы, системы, педагогические воздействия, способные обеспечить максимальную активность учащихся в процессе обучения, путем воздействия на них эмоционального фактора. Автор пришел к выводу, что эффективное усвоение знаний, умений и навыков при обучении музыке возможно лишь при положительных эмоциональных реакциях учащихся на стратегию и тактику педагога [1, с. 32].

Необходимо отметить значительную роль социально-психологических и социально-педагогических методов обучения музыке школьников-подростков в форме тренинговых занятий, в результате которых самосовершенствование личности обеспечивается за счет улучшения межличностных, групповых отношений, создания особой групповой атмосферы, в которой человек чувствует себя принятым, признанным и правильно оцененным другими. Причем, общение здесь не самоцель в отличие от социально-психологического тренинга, а средство достижения других задач.

Важной формой активизации музыкальной деятельности учащихся средних и старших классов является систематическое посещение и участие в концертной деятельности – это и участие в различных школьных мероприятиях, это и проведение музыкальных вечеров и концертов в других учебных заведениях, это и посещения концертов, фестивалей, театральных представлений. Для учащегося важно получать как можно больше ярких художественных впечатлений. И чем разностороннее ведется эта работа, тем успешнее будет результат.

Структура педагогических условий обучения музыке школьников-подростков может быть дополнена факторами, разработанными А. Н. Гордийчук, среди которых автор выделяет:

– организацию самостоятельной деятельности учащихся;

– словесное запечатление художественного образа, возникшего в процессе изучения музыкального произведения;

– восприятие, активизирующее фантазию;

– воображение учащихся, способствующее более глубокому постижению композиторского замысла и развивающее критическое осмысление ранее полученных знаний и опыта;

– роль педагога в процессе педагогического взаимодействия, а не воздействия;

– творческую музыкальную деятельность [4, с. 95].

Наконец, к факторам, интенсифицирующим процесс обучения музыке школьников-подростков, вслед за Т. А. Веревкиной и Е. П. Косачевой, и входящим в структуру педагогических условий, можно отнести:

диалог, образующий семантическое педагогическое пространство и разворачивающий творческий процесс взаимораскрытия и взаимодействия;

юмор, позволяющий спонтанно преодолевать ролевые и дистанционные характеристики педагогического взаимодействия;

игру,позволяющую творчески моделировать отношения с другими людьми;

личность педагога, ее влияние на установление гуманистических отношений между учителем и учеником [2, с. 37].

Литература

1. Базикова, А. С. Воспитательная роль музыки / А. С. Базикова. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 44 с.

2. Веревкина, Т. А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей / Т. А. Веревкина. – СПб. : Ленинград, 1999. – 76 с.

3. Виленский, М. Я. Педагогические условия становления целостной личности учителя в вузе / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева – М. : Просвещение, 1991. – 45 с.

4. Гордийчук, А. М. Педагогические условия формирования музыкальной культуры у студентов педвузов : дис. … канд. пед. наук / А. М. Гордийчук. – Киев, 1990. – 225 с.

5. Никольская, М. П. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста / М. П. Никольская. – Владимир : Посад, 1998. – 89 с.

6. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1996. – 272 с.

7. Хохрякова, Г. Музыкальные тренинги / Г. Хохрякова. – М. : Музыка, 1989. – 447 с.

 

6

 

Просмотров работы: 2552