Современные исследователи указывают на множество причин, оказывающих влияние на протекание и результаты процесса обучения школьников-подростков. Главные из них называют факторами, а их совокупность – условиями. Такое определение понятию условий, как отдельной категории, дается И. П. Подласым [6, с. 173].
В целом, педагогические условия рассматриваются учеными как среда, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических, педагогических факторов, обеспечивающая возможность учителю организовать активную учебную деятельность учащихся. Педагогические условия формируются с опорой на педагогические принципы, методы, средства, формы обучения, соблюдение которых приводит к достижению поставленной цели и реализации благоприятного педагогического процесса. Подчеркнем также, что педагогические условия – это положительное педагогическое разрешение противоречий, лежащих в основе ситуаций, возникших в ходе любой учебной деятельности. Они выступают основой движущей силы в педагогическом процессе.
Несмотря на декларативную представленность педагогических условий в большинстве научно-методических работ, М. Я. Виленский и С. Н. Зайцева в своих исследованиях отмечают, что проблема педагогических условий в современной педагогике находится лишь в стадии разработки [3, с. 19].
Одним из главных условий успешного обучения музыке школьников-подростков является личностно-ориентированная модель взаимодействия, которая строится на системе субъектных связей, когда учитель и ученик в равной степени признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой в построении своей деятельности; когда на занятиях создается благоприятный эмоциональный климат. Возникающие противоречия преодолеваются не за счет принуждения или применения каких-то санкций, а всовместной деятельности, организованной в стиле сотрудничества. Без соблюдения этих условий роль остальных значительно снижается.
Среди других педагогических условий, вслед за С. Хохряковой, мы выделяем: введение в учебно-познавательную деятельность учащихся заданий творческого типа, организацию самостоятельного познавательного поиска, а также осуществление рефлексии во всех видах учебной деятельности в школе [7, с. 268].
Большая роль принадлежит методам активного обучения музыке, введению элементов проблемности в обучение, разработке заданийразного уровня сложности. Реализация данных методов на уроке музыки в общеобразовательной школе в качестве обязательного предполагает педагогическое стимулирование, которое, по мнению ученых, связано с применением специальных методов, побуждающих, дающих толчок, импульс к мысли, чувству и действию [5, с. 317]. К методам стимулирования музыкальной деятельности учащихся в педагогической литературе относятся как собственно педагогические: соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание, метод наглядности, метод взаимосвязи видов искусств, диалога учителя и учеников, метод исторических параллелей, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа и др.), метод проблемно-поисковых ситуаций, так и музыкально-педагогические: методы двигательного моделирования (пропевания, дирижирования, пластической интерпретации художественного образа), методы художественно-образного моделирования (метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений; эмоционально-смысловой анализ, метод эмоционального переживания художественного образа), метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод художественного контекста или выхода за пределы музыки, метод наглядно-слухового показа.
Стимулирование, как известно из психологии, тесным образом связано с проблемой мотивации и познавательной активности человека. Особенность активного обучения музыке заключается в том, чтобы создавать условия для пробуждения у школьников учебно-познавательной активности, способствующей развитию когнитивного, мотивационного и операционального компонентов музыкально-эстетической направленности. Музыкально-деятельностная активность является одним из условий работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Наиболее эффективному формированию данной активности способствуют:
а) формирование установки на музыкальную деятельность, которая должна впоследствии перерасти в постоянную потребность в этой деятельности,
б) постоянная забота об обогащении исполнительского репертуара и развитие навыков его художественной интерпретации,
в) нацеленность на расширение художественного кругозора и музыкальной культуры учащихся.
В результате, у обучающихся происходит совершенствование умений в сфере музыкальной деятельности, накопление исполнительского репертуара, развивается самостоятельность в работе, активизируется творческое мышление и воображение, а сама музыкальная деятельность становится более эмоциональной, артистичной. Интересным в этом отношении оказывается работа А. С. Базиковой, которая исследовала основные факторы, системы, педагогические воздействия, способные обеспечить максимальную активность учащихся в процессе обучения, путем воздействия на них эмоционального фактора. Автор пришел к выводу, что эффективное усвоение знаний, умений и навыков при обучении музыке возможно лишь при положительных эмоциональных реакциях учащихся на стратегию и тактику педагога [1, с. 32].
Необходимо отметить значительную роль социально-психологических и социально-педагогических методов обучения музыке школьников-подростков в форме тренинговых занятий, в результате которых самосовершенствование личности обеспечивается за счет улучшения межличностных, групповых отношений, создания особой групповой атмосферы, в которой человек чувствует себя принятым, признанным и правильно оцененным другими. Причем, общение здесь не самоцель в отличие от социально-психологического тренинга, а средство достижения других задач.
Важной формой активизации музыкальной деятельности учащихся средних и старших классов является систематическое посещение и участие в концертной деятельности – это и участие в различных школьных мероприятиях, это и проведение музыкальных вечеров и концертов в других учебных заведениях, это и посещения концертов, фестивалей, театральных представлений. Для учащегося важно получать как можно больше ярких художественных впечатлений. И чем разностороннее ведется эта работа, тем успешнее будет результат.
Структура педагогических условий обучения музыке школьников-подростков может быть дополнена факторами, разработанными А. Н. Гордийчук, среди которых автор выделяет:
– организацию самостоятельной деятельности учащихся;
– словесное запечатление художественного образа, возникшего в процессе изучения музыкального произведения;
– восприятие, активизирующее фантазию;
– воображение учащихся, способствующее более глубокому постижению композиторского замысла и развивающее критическое осмысление ранее полученных знаний и опыта;
– роль педагога в процессе педагогического взаимодействия, а не воздействия;
– творческую музыкальную деятельность [4, с. 95].
Наконец, к факторам, интенсифицирующим процесс обучения музыке школьников-подростков, вслед за Т. А. Веревкиной и Е. П. Косачевой, и входящим в структуру педагогических условий, можно отнести:
– диалог, образующий семантическое педагогическое пространство и разворачивающий творческий процесс взаимораскрытия и взаимодействия;
– юмор, позволяющий спонтанно преодолевать ролевые и дистанционные характеристики педагогического взаимодействия;
– игру,позволяющую творчески моделировать отношения с другими людьми;
– личность педагога, ее влияние на установление гуманистических отношений между учителем и учеником [2, с. 37].
Литература
1. Базикова, А. С. Воспитательная роль музыки / А. С. Базикова. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 44 с.
2. Веревкина, Т. А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей / Т. А. Веревкина. – СПб. : Ленинград, 1999. – 76 с.
3. Виленский, М. Я. Педагогические условия становления целостной личности учителя в вузе / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева – М. : Просвещение, 1991. – 45 с.
4. Гордийчук, А. М. Педагогические условия формирования музыкальной культуры у студентов педвузов : дис. … канд. пед. наук / А. М. Гордийчук. – Киев, 1990. – 225 с.
5. Никольская, М. П. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста / М. П. Никольская. – Владимир : Посад, 1998. – 89 с.
6. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1996. – 272 с.
7. Хохрякова, Г. Музыкальные тренинги / Г. Хохрякова. – М. : Музыка, 1989. – 447 с.
6