ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возросшая потребность общества в разносторонне развитой личности обусловливает необходимость раннего выявления и развития способностей ребёнка. Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует реализации творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация ребенка в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все более возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей формирования соответствующего потенциала. Трудности, связанные с достижением этой цели в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время понятие «творческий потенциал» сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.

Проблема раскрытия творческого потенциала обретает особую актуальность применительно к детям младшего школьного возраста. В этом возрасте начинается процесс освоения различных навыков и умений, благодаря которым их задатки и способности могут найти реальное выражение. Поэтому так важно не упустить время и предоставить ребенку попробовать себя в самых различных видах деятельности с тем, чтобы точнее выявить его потенциал в общих и специальных характеристиках. В связи с этим в рамках каждого предмета общего или дополнительного образования, преподаваемого для учащихся младших классов, одной из задач должно стать поиск и раскрытие потенциальных творческих сил. Та область, где ребенок проявляет именно творческий подход к решению образовательных задач, и может стать приоритетной в плане развития личности ребенка в целом.

Одним из таких предметов является искусство эстрадного пения. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. В настоящее время возникла опасность шумового загрязнения; большое количество музыки сомнительного качества, охотно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки. Сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта ее влияния приобретает всеобщие масштабы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места этого вида искусства в художественной культуре России как целостном мире искусства. Соответственно, развивается и такая область, как методика преподавания искусства эстрадного пения.

Одной из важнейших задач обучения эстрадному вокалу является не только овладение специальными навыками, но и развитие творческих способностей детей, возможностей их полноценного самовыражения в музыке. Обучение детей эстрадному вокалу как особому виду музыкального искусства открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей. Эстрадное пение дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.

Вместе с тем, существует серьезная потребность в разработке методических ориентиров преподавания эстрадного вокала для раскрытия творческого потенциала младших школьников, что и определило актуальность нашего исследования.

Цель работы – определение теоретических основ и характеристика методики диагностики и развития творческого потенциала младших школьников в классе эстрадного вокала.

Задачи охватывают:

  1. Раскрытие творческого потенциала как личностной характеристики.

  2. Характеристику специфики творческого потенциала младших школьников.

  3. Проведение опытно-экспериментального исследования по диагностике и развитию творческого потенциала.

  4. Разработку методических рекомендаций по развитию творческого потенциала младших школьников в классе эстрадного вокала.

Творческий потенциал трактуется как динамичное интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве. Творческий потенциал характеризуется гибкостью, нетерпимостью и оригинальностью, способностью быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности.

Творческий потенциал включает в себя следующие составляющие (по С. Г. Самигуллиной):

– потенциальную (индивидуальные психические процессы, способности);

– мотивационную (убеждения, готовность к актуализации способностей, социально-психологическая установка на развертывание потребностей, ценностных ориентаций, мотивов человека);

– когнитивную составляющую (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Младший школьный возраст представляет собой сензитивныйпериод для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Таким образом, в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для выявления и развития творческого потенциала.

Нами была разработана диагностика творческого потенциала у младших школьников Детской школы искусств, обучающихся в классе эстрадного вокала. Она основывалась на изложенных выше трех составляющих творческого потенциала, которые определили наличие трех методик исследования.

Целью первой методики сталоопределение потенциальных индивидуальных творческих психических процессов, способностей. Критерии оценки быливыработаны на основе основных характеристик творческого потенциала. К ним относятся:

– оригинальность идей (их редкость, нетривиальность);

– их беглость (скорость нахождения решений);

– гибкость (возможность разнообразия ответов);

– тщательность разработки творческих решений.

Методомявляется творческое задание: руководитель рассказывает сказку о весенних капельках, заинтересовывая учащихся и предлагая им сымпровизировать «концерт» капелек.

Цельвторой методики исследования – выявление уровня мотивации к творческой самореализации в эстрадно-вокальной деятельности. Метод:анкета, в которую были включены вопросы, характеризующие наличие внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных мотивов к занятиям эстрадному вокалу.

Цельвторой методики – исследование когнитивного компонента творческого потенциала младших школьников. Метод: задание, в ходе которого каждому учащемуся индивидуально было предложено разучивание песни А. Ермолова «Моя семья». Учащийся воспринимает задачу, поставленную руководителем перед ним, и выполняет её по мере своих музыкальных способностей в процессе пения песни под минусовую фонограмму с микрофоном. Критериями оценки результатов выполнения задания являются: 1) понимание учащимся своей способности выполнить определенную задачу; 2) эффективность и оригинальность стратегии, избранной учащимся для художественно выразительного исполнения песни.

Научные данные, а также результаты диагностики творческого потенциала позволили нам определить методические опоры его развития. Основой этого является индивидуально-дифференцированный подход. Он заключается в предоставлении возможности каждому учащемуся проявить свои таланты и творческий потенциал, реализовать личные творческие планы. Необходима реализация в обучении следующих педагогических принципов:

• единство технического и художественно-эстетического развития учащегося;

• постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного вокала;

• использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

• принцип эмоционально-положительного фона обучения.

Важнейшим фактором успешности реализации творческого потенциала в процессе занятий эстрадным вокалом является установление оптимальных межсубъектных отношений учащегося и педагога. Для этого используются следующие приёмы деятельности педагога на уроке:

– создание общей атмосферы сотрудничества.

– занимательность, необычная форма преподнесения материала.

– познавательные игры, ситуация спора и дискуссия на уроке;

– анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости обучения.

Все названное позволяет развивать творческий потенциал детей, который обеспечит в дальнейшем их личностную самореализацию.

Литература:

  1. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова // Журнал практического психолога. – М., 1998. – № 4. – С.83–85.

  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.

  3. Глухова, С. Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности / С. Г. Глухова. – М., 1997. – 254 с.

  4. Карягина, А. В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих / А. В. Карягина. – СПб. : Планета музыки, 2010. – 48 с.

  5. Кудрявцев, В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к школьному обучению / В. Т. Кудрявцев. – М. : Рино, 1999. – 137 с.

  6. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 13–19.

  7. Петров, К. В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся / К. В. Петров. – М., 2008. – 753 с.

  8. Садовникова, И. Е. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе / И. Е. Садовникова. – Екатеринбург, 2003. – 168 с.

  9. Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала личности / Г. С. Самигуллина. – Казань, 2006. – 98 с.

  10. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева / Музыка в школе. – 1996. – № 3. – С. 28–37.

Просмотров работы: 5366