ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических условий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки.

В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

В исследованиях А. Е. Авдюковой, Л. Н. Вавиловой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, Г. Б. Корнетова, И. Е. Уколовой, А. В. Хуторского и др. нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов и форм обучения. В настоящее время понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П. Д. Гаджиева, М. В. Кларин); развитию навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо и др.). Вместе с тем, проблема обоснования педагогических условий использования интерактивных форм обучения на уроках музыки недостаточно исследована.

Решение проблемы обоснования педагогических условий применения интерактивных форм обучения на уроках музыки осложнено противоречием:

– между приоритетной ролью использования интерактивных форм обучения как фактора самореализации учащихся и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы их применения в школьной практике на уроках музыки.

Целью нашего исследования стали разработка и апробация педагогических условий, способствующих эффективному применению интерактивных форм обучения на уроках музыки.

Мы предположили, что применение интерактивных форм обучения на уроках музыки будет более эффективным, если:

1. Педагог будет понимать значимость использования интерактивных форм обучения в целях самореализации школьников, владеть технологией включения интерактивного обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство им.

2. Будут задействованы следующие педагогические условия:

 создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач;

 создание ситуации успеха;

 ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов,способствующих организации взаимодействия в группе;

 усиление самостоятельности учебной деятельности;

 рефлексивное подведение итогов.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

– изучено и проанализировано состояние проблемы использования интерактивных форм в теории и практике обучения;

– определены педагогические условия применения интерактивных форм в музыкальном обучении;

– опытно-экспериментальным путем проверена эффективность педагогических условий применения интерактивных форм на уроке музыки;

– разработаны методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки.

В ходе работы мы опирались на: идеи и положения теорий личности, деятельности, общения (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн и др.); работы, освещающие проблему освоения и использования интерактивных методов и форм обучения (А. Е. Авдюкова, Ю. А. Гавронская, П. Д. Гаджиева, Л. К. Гейхман, М. В. Кларин, И. В. Курышева, А. В. Хуторской); основные положения теории и методики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр).

В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели сущностную характеристику основных понятий, таких как интерактивное обучение, форма обучения, интерактивные формы обучения, интерактивные методы, педагогические условия.

На основе анализа теоретических источников мы выявили следующее.

Интерактивное обучение это обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Его отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивное обучение нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В педагогике форма обучения понимается как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [8]. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые) формы обучения. По степени сложности формы обучения разделяются на простые, составные и комплексные. Среди организационных форм обучения выделяют следующие: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и др.

В методической литературе понятия «интерактивные методы» и «интерактивные формы» часто взаимопересекаются, используются как синонимы. Интерактивный метод это метод обучения, построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения. Следовательно, интерактивную форму обучения можно рассматривать как внешнюю структуру интерактивного обучения, отображающую внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов (целей, принципов, содержания, методов и средств обучения). С точки зрения организации интерактивного обучения можно выделить такие формы, как: игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные.

Педагогические условия  это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Это сознательно сконструированное педагогическое обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса.

Мы выделили следующие педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки:

 создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач;

 создание ситуации успеха;

 ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов,способствующих организации взаимодействия в группе;

 усиление самостоятельности учебной деятельности;

 рефлексивное подведение итогов;

Мы предположили, что ориентация на перечисленные выше педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки будет способствовать личностному развитию учащихся и их дальнейшей самореализации.

В рамках нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, цель которой заключалась в выявлении эффективности педагогических условий применения интерактивных форм обучения с целью самореализации школьников на уроках музыки.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 6», с учащимися 7 классов (экспериментальная и контрольная группы) и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя:

 диагностику компонентов самореализации личности в музыкальной деятельности;

 разработку направленности и содержания интерактивных методик с целью самореализации школьников на уроках музыки.

В качестве компонентов самореализации школьников мы выделили: когнитивный и деятельностный.

Изучение когнитивного компонента самореализации состояло в определении качества знаний, степени обученности учащихся по предмету «Музыка», а также познавательной активности учащихся в процессе участия в различных видах интерактивной деятельности. Для диагностики качества знаний школьников нами был составлен тест, включающий 15 вопросов и заданий.

Результаты качества знаний, степень обученности учащихся, а также активность участия школьников в учебных мероприятиях, связанных с интерактивной деятельностью на констатирующем этапе эксперимента показали, что в контрольной и экспериментальной группах они находятся примерно на одном уровне (таблица 1).

Таблица 1

Показатели когнитивного компонента самореализации школьников

на констатирующем этапе эксперимента

Диагностируемый показатель

Предмет, класс

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Степень обученности учащихся

Музыка,

7 класс

58,8 %

53,5 %

Познавательная активность школьников

Количество учащихся, принявших участие в учебных мероприятиях и различных видах интерактивной деятельности

Музыка,

7 класс

44 %

48 %

Деятельностный компонент самореализации школьников был продиагностирован с помощью адаптированной «методики диагностики уровня творческой активности учащихся» (М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович). В анкетировании учащимся предлагалось 15 утверждений и 3 варианта ответа к каждому, необходимо было выбрать ответ, соответствующий его точке зрения. Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели деятельностного компонента самореализации школьников

на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Признаки уровня

Группа

Результаты (%)

Высокий

- высокая степень активности учащихся в деятельности;

- высокий уровень рефлексивных умений, анализа своего поведения и деятельности;

- высокая активность в ситуации выбора;

- стремление изучать себя, свои способности

контрольная

22

экспериментальная

24

Средний

- невысокая активность в деятельности;

- в процессе групповой работы учащиеся чаще всего стремятся занять позицию стороннего наблюдателя, нежели активного участника;

- не проявляют особого интереса к результатам своей деятельности;

- в ситуации выбора средняя активность

контрольная

51

экспериментальная

49

Низкий

- низкая степень активности учащихся в деятельности;

- не выражено стремление получить новые знания и опыт;

- пассивность в ситуации выбора;

- безразличие к познанию себя и своих возможностей

контрольная

27

экспериментальная

27

В ходе формирующего этапа эксперимента нами был разработан цикл уроков для школьников с использованием интерактивного комплекса. Основной задачей на данном этапе эксперимента было формирование у учащихся умений к интерактивной деятельности.

В частности, мы использовали групповую, дискуссионную, игровую формы работы, а также возможности интерактивной доски (таблица 3).

Использование дискуссии на уроках заключало в себе следующие приемы: предъявление учащимся проблемной ситуации; постановка проблемных вопросов к данной ситуации; проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме; выбор точек зрения или способов решения проблемы, подведение итогов, рефлексия.

Кроме дискуссий участникам эксперимента были предложены ролевые игры. При взаимодействии учащихся в ходе ролевой игры у них формируются такие интерактивные умения, как умение вести диалог, высказывать свои идеи, мнения и защищать их.

Взаимодействие учащихся с учителем и интерактивной доской осуществлялось следующим образом: учащимся предлагались интерактивные задания для работы индивидуально и в группе; осуществлялась работа с презентациями, графиками, диаграммами, схемами и т. д.

Учитывая педагогические условия использования интерактивных форм обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый учащийся пережил ситуацию успеха, которая может быть создана в процессе взаимодействия, при выполнении какой-либо деятельности, при оценивании, рефлексии и т. д.

Таблица 3

Применение интерактивных форм и методов обучения

на формирующем этапе эксперимента

Тема

четверти

Тема урока

Интерактивная форма

Интерактивные методы

Оборудование

«Музыкальный образ» (7 ч.)

«Образный мир музыки Моцарта»

Игровая

Ролевая игра «Ты, Моцарт, Бог!»

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Музыкальный образ в музыке Ф. Шуберта»

Групповая

Работа в малых группах

Интерактивная доска Smart Board,

компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса»

Групповая

Работа в парах, в группах

Интерактивная доска Smart Board,

компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Героическиеобразы в искусстве»

Дискуссионная, групповая

«Мозговой штурм», «Займи позицию»

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Путешествие в музыкальный театр»

Игровая

Игра-драматизация

Интерактивная доска Smart Board,

Компьютер,

мультимедийный проектор

«Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля»

Дискуссионная

Панельная дискуссия

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

 

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Дискуссионная

Идейная карусель

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

На контрольном этапе эксперимента нами был проведен повторный диагностический срез с целью определения динамики когнитивного и деятельностного компонентов личностной самореализации учащихся (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Показатели когнитивного компонента самореализации школьников

на контрольном этапе эксперимента

Диагностируемый показатель

Предмет, класс

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Степень обученности учащихся

Музыка,

7 класс

60

70

Познавательная активность школьников

Количество учащихся (%), принявших участие в учебных мероприятиях и различных видах интерактивной деятельности

Музыка,

7 класс

48

74

Таблица 5

Показатели деятельностного компонента самореализации школьников на контрольном этапе эксперимента

Уровень

Признаки уровня

Группа

Результаты (%)

Высокий

- высокая степень активности учащихся в деятельности;

- высокий уровень рефлексивных умений, анализа своего поведения и деятельности;

- высокая активность в ситуации выбора;

- стремление изучать себя, свои способности

контрольная

24

экспериментальная

37

Средний

- невысокая активность в деятельности;

- в процессе групповой работы учащиеся чаще всего стремятся занять позицию стороннего наблюдателя, нежели активного участника;

- не проявляют особого интереса к результатам своей деятельности;

- в ситуации выбора средняя активность

контрольная

52

экспериментальная

44

Низкий

- низкая степень активности учащихся в деятельности;

- не выражено стремление получить новые знания и опыт;

- пассивность в ситуации выбора;

- безразличие к познанию себя и своих возможностей

контрольная

24

экспериментальная

19

Проведя повторное диагностическое исследование уровня самореализации школьников в музыкальной деятельности, мы пришли к выводу, что при соблюдении, выявленных нами в первой главе педагогических условий применения интерактивных форм обучения, можно добиться повышения результатов самореализации детей на уроках музыки. Критериями эффективности мы считаем положительную динамику по всем компонентам самореализации школьников после организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения на уроках музыки.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что учащиеся в процессе учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения повышают мотивацию к самореализации, успешно усваивают знания, приобретают необходимые интерактивные навыки, учатся рефлексивно осмысливать свою деятельность и самореализоваться в ней.

Педагогический эксперимент позволил доказать, что применение интерактивных форм обучения на уроках музыки будет более эффективным, если: педагог будет понимать значимость использования интерактивных форм обучения в целях самореализации школьников, владеть технологией включения интерактивного обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство им; при этом учитель и учащиеся, имеют представление об особенностях использования интерактивных форм обучения.

Литература

  1. Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32 с.

  2. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

  3. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.

  4. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

  5. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

  6. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.

  7. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.  М : Педагогическое общество России, 1998.  640 с.

  8. Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

12

Просмотров работы: 10386