Целью нашего исследования стало обоснование возможностей художественного общения на уроке музыки в развитии духовной культуры школьников.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
изучен и проанализирован уровень разработанности проблемы в педагогической и научно-методической литературе;
на основе теоретического анализа уточнено содержание понятия «духовная культура школьника»;
выявлен педагогический потенциал художественного общения на уроках музыки, обоснована его роль в развитии духовной культуры школьников;
определены показатели и уровни развития духовной культуры школьников;
осуществлена проверка эффективности развития духовной культуры школьников в процессе художественного общения на уроке музыки.
В ходе исследования мы опирались на труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Л. П. Буева, Т. И. Власова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, В. Г. Федотова) и проблему формирования духовности (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков); исследования особенностей восприятия детьми искусства и общения с ним (Т. В. Бреусова, Е. Г. Ванслова, Е. В. Квятковский, Е. П. Крупник, Н. Г. Морозова, Е. М. Торшилова, Б. П. Юсов); работы, раскрывающие специфику художественного общения (М. П. Миронова, С. В. Шишкина).
Всесторонний анализ теоретических источников позволил нам прийти к следующим выводам.
Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности [3].
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями [6]. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система идеалов, норм, духовных ценностей, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
Под духовной культурой личностиследует понимать систему личностно значимых свойств и качеств, связанных с ориентацией личности на духовные ценности человечества, такие, как мировоззренческо-философские или смысложизненные ценности(жизнь, смерть,вечность,время, прошлое, настоящее, будущее, судьба, память, гуманизм,творчество,свободаи др.),нравственные ценности(добро,зло,человечность,милосердие,справедливость,достоинство,верность,честь,ответственность,долг,патриотизм,коллективизм,трудолюбие, добросовестность,дружба,любовьи др.), эстетические ценности(гармония, красота,прекрасное,возвышенное,трагическое,комическое).
В нашем исследовании мы определяем духовную культуру школьника как значимое качество личности, формирующееся и развивающееся в процессе художественного общения с духовными ценностями, заключенными в произведениях музыкального искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.
Художественное общение выступает как условие воспитания и социализации личности, формирования интеллекта, эмоциональной сферы, а также как педагогическое средство развития духовной культуры учащихся. Как верно отмечает Т. В. Бреусова, художественное общение – есть «деятельность по осуществлению эмоционально-интеллектуальной и духовной связи художника и воспринимающей личности через опосредствующее звено – художественное произведение, несущее в себе ценности культуры, жизненный и художественный опыт автора, информацию о его художественной концепции мира» [2].
В процессе художественного общения с помощью диалога (внутреннего и внешнего) происходит обмен духовными ценностями между учащимся, педагогом и композитором. Цель художественного общения достигается тогда, когда музыкальный текст соединяет в себе изображения мира и самовыражения композитора, а слушатель отвечает композитору тем же – отношением к нему, не зависящим от пространственной и временной дистанции.
Художественное общение как деятельность имеет ряд педагогических функций, позволяющих решать задачи формирования духовной культуры школьников. Это такие функции, как: познавательная (знания, представления, переживания, заключенные в художественных образах), коммуникативная (чувственно-эмоциональное общение в процессе диалога композитора и слушателя), социализирующая (образы искусства позволяют каждому корректировать собственные представления и переживания), оценочная(художественно-эстетическая оценка произведений искусства).
В рамках нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОУ СОШ №11 г. Саранска с учащимися 5 классов.
На первомэтапе эксперимента мы выявляли исходный уровень духовной культуры школьников. Диагностика проводилась в экспериментальной и контрольной группах. На основании анализа содержательной характеристики духовной культуры личности мы определили показатели сформированности исследуемого качества, согласно ранее выделенным компонентам духовной культуры (таблица 1).
Таблица 1
Компоненты и показатели оценки уровня развития
духовной культуры школьников
Компоненты духовной культуры личности школьника школьника |
Показатели оценки уровня развития духовной культуры школьника |
Когнитивный |
Представление о духовных ценностях человеческой культуры; знание произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры; знание позитивных примеров и образцов действий и поступков из жизни великих людей (композиторов, исполнителей), соответствующих идеалам мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей |
Ценностный |
Сформированная система духовных ценностей, толерантность, признание ценности другого человека; умение сочувствовать и сопереживать другому; умение чувствовать единство с миром и ответственность за него |
Поведенческий |
Степень активности и заинтересованности школьника в полноценном общении с музыкальным искусством во всем многообразии видов, жанров и форм; самостоятельном использовании и приобретении знаний, мнений, позиций, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства |
Указанные критерии обусловили выделение трех уровней развития духовной культуры школьников: высокий, средний, и низкий.
Высокий уровень характеризуется:
знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, и их авторов шире программных требований, ребенок знаком с образцами не только классического, но и современного искусства;
наличием положительной установки на восприятие музыки;
− наличием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
− ярко выраженной способностью воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);
− умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность;
− личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой музыкальной деятельности; устойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством.
Средний уровень характеризуется:
− знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, в объеме программных требований, ребенок знаком с отдельными образцами классического, а также современного искусства;
наличием положительной установки на восприятие музыки,
наличием отрывочных представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
фрагментарным проявлением способности воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);
наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке;
− неустойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством, самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности.
Низкий уровень характеризуется:
отсутствием знаний произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;
отсутствием положительной установки на восприятие музыки,
− отсутствием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; не проявляет чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);
неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, шлягерности, разрекламированности;
− отсутствие стремления к полноценному общению с музыкальным искусством (во всем многообразии жанров, видов и форм); полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности.
Изучение исходного уровня исследуемого качества включило в себя предъявление школьникам двух анкет и теста.
Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на констатирующем этапе эксперимента
Компоненты |
Уровни |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Когнитивный |
17% |
18% |
48% |
47% |
35% |
35% |
Ценностный |
29% |
32% |
37% |
35% |
34% |
33% |
Поведенческий |
31% |
30% |
33% |
35% |
36% |
35% |
Основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась проверка эффективности применения художественного общения как педагогического средства в процессе формирования духовной культуры школьников.
На данном этапе нами была разработана и апробирована методика формирования духовной культуры школьников в процессе художественного общения на уроках музыки. Главной составляющей этой методики является создание на уроке музыки духовно-творческих ситуаций, побуждающих школьников к межличностному и внутриличностному диалогическому общению.
Духовно-творческие ситуации были связаны с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с композитором или героем произведения; с произведением музыкального искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог о музыке и по поводу музыки с учителем, одноклассниками) диалогов. Содержанием духовно-творческих ситуаций стали задачи, факты, которые ставили школьника перед необходимостью понимать поступки или поведение героев произведения и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость действий и поступков героев; находить нравственно оправданную цель этих поступков.
В начале процесса организации художественного общения преобладали ситуации, направленные на развитие когнитивного и ценностного компонентов духовной культуры школьников. На данном этапе кульминация урока приходилась на вводную часть (завязка, введение в тему урока, постановка проблемы), основной целью которой было знакомство учащихся с конкретными произведениями музыкального искусства, отражающими ценности духовной культуры, изучение художественно-образного языка музыкального искусства (средства музыкальной выразительности) и организация взаимодействия учащихся с музыкальным произведением (художественного общения).
Программный материал пятого класса способствует расширению и углублению знаний детей о произведениях искусства, отражающих ценности духовной культуры, дальнейшему формированию способности чувствовать эмоциональную выразительность объектов и явлений окружающего мира, а также умения сочувствовать (сопереживать и радоваться) другому.
Большое внимание также отводилось формированию поведенческого компонента духовной культуры школьников: активизации потребности в посещении театров и концертов, участии в конкурсах («Конкурс исполнителей народной песни имени М. Н. Антоновой», «Звезда удачи», «Музыкальный снегопад»), школьных внеклассных мероприятиях («День учителя», «День пожилых людей»).
На уроках музыки активно использовались такие методы и приемы, как рассказ (знакомство с творческой биографией композитора), инсценирование (проигрывание ситуации, изображенной в музыке), «вхождения» в музыку, прием сравнения.
Промежуточным результатом стало приобретение школьниками способности эмоционально откликаться, «читать» чувства, эмоции и отношения, заложенные автором в музыкальном произведении.
Заключительный третий этап эксперимента (контрольный) включил в себя повторный диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе с целью выявления динамики развития духовной культуры школьников. Результаты измерения конечного уровня духовной культуры школьников в экспериментальной и контрольной группах показали, что такие показатели, как когнитивный, ценностный в экспериментальной группе заметно возросли (таблица 3).
Таблица 3
Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на контрольном этапе эксперимента
№ |
Компоненты |
Уровни |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
||
1. |
Когнитивный |
36% |
28% |
40% |
40% |
24% |
32% |
2. |
Ценностный |
37% |
28% |
37% |
44% |
26% |
28% |
3. |
Поведенческий |
35% |
28% |
40% |
36% |
25% |
36% |
В ходе анализа результатов эксперимента мы пришли к выводу, что целенаправленно организованное художественное общение на уроках музыки может служить эффективным педагогическим средством развития духовной культуры школьников.
Организация и методика общения на уроках музыки является одной из актуальных и мало разработанных педагогических проблем. Поэтому мы считаем, что проблема развития духовной культуры школьников средствами художественного общения на уроке музыки, требует дальнейшей научной и практической разработки.
Литература
Бахтизина, Д. И. Красота. Добро. Истина : сборник изречений о духовности, творчестве, искусстве / Д. И. Бахтизина. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2009. – 158 с.
Бреусова, Т. А. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства : автореф. … канд. пед. наук / Т. А. Бреусова. – Екатеринбург, 2009. – 20 с.
Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии – 1996. – № 2. – С. 3−11.
Власова, Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : монография. / Т. И. Власова. – Ростов н/Д, 1999. – 210 с.
Ибрагимова, Л. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Ибрагимова. – Москва, 2003.− 233 с.
Кононенко, Б. И.Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М., 2003. – 106 с.
Русакова, Т. Г. Духовная культура личности как смысл образования // Вестник ОГУ. – 2005. – № 5. – С. 31–32.
Серебренникова, Ю. А.Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. А. Серебренникова. – Москва, 2004. – 32 с.
11