ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе занятий музыкальным искусством является важнейшей проблемой современной педагогики музыкального образования. Нравственное воспитание в аспекте музыкальной деятельности нацелено на формирование личностно-сущностных оснований подрастающего поколения, которые связанны с освоением общечеловеческих ценностей, развитием нравственных чувств и осознанием необходимости нравственного поведения в обществе.

Однако, духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности на практике не в полной мере реализует основные этические задачи: в частности, в детском саду недостаточно актуализируется музыкальный репертуар, который может решить проблему развития нравственных чувств ребёнка и освоения им духовно-нравственного опыта, заложенного в музыкальной культуре.

Поэтому в исследуемой нами проблеме возникает противоречие: между значимостью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, необходимостью базового формирования их духовно-нравственных качеств и недостаточной методической разработанностью данного аспекта в музыкально-педагогических исследованиях, а также реализацией данных методик в практике музыкального воспитания дошкольников. Это обусловило выбор темы нашего исследования.

Целью исследования явилось выявление теоретических и методических основ проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе музыкальных занятий.

С учетом выдвинутой цели исследования были поставлены следующиезадачи:

1. Рассмотреть структуру и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание» в современной научной литературе.

2. Охарактеризовать возрастные особенности развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать методики музыкального воспитания дошкольников в современной научно-методической литературе в контексте целей и задач духовно-нравственного воспитания.

4. Провести экспериментальное исследование и разработать методические рекомендации, целью которых является духовно-нравственное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.

В теоретическом разделе исследования мы охарактеризовали понятия «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» и ряд других, с точки зрения современной педагогики, педагогики музыкального образования, философии образования и других гуманитарных исследований. Также представили анализ современных методик и программ, нацеленных на решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в дошкольных учреждения традиционного и нестандартного типа, в частности, такого, как православный детский сад и других.

Мы выяснили, что в научной литературе «духовно-нравственное воспитание» рассматривается как приобщение к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысло-жизненных ценностей [2].

В задачи духовно-нравственного воспитания входит: освоение нравственных понятий, представление о нравственных, духовных человеческих ценностях, развитие нравственных чувств и переживаний, формирование нравственных убеждений, а также основы нравственного поведения [3].

В научной литературе также подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения [1].

Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности.

Нами был сделан анализ ряда программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, таких как О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Э.П. Костина «Камертон», И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», которые отражают цель и задачи духовно-нравственного воспитания ребёнка в дошкольных учреждениях, как традиционного типа, так и православной направленности.

На основе анализа вышеуказанных программ по дошкольному воспитанию мы выделили основные методические идеи и принципы, которые могут быть использованы в процессе музыкальных занятий с дошкольниками, такие как:

– ориентированность тематики музыкальных занятий на православные ценности (вера в Бога, любовь, доброжелательность, милосердие и другие) и календарные православные праздники и события (Рождество Христово, Пасха и ряд других), включающие особый музыкальный репертуар (программы по воспитанию дошкольников православного типа);

– актуализация нравственных чувств и переживаний ребёнка, связанных с осознанием нравственных ценностей и понятий, нравственных поступков героя музыкального произведения;

– акцент на развитие патриотических качеств личности ребёнка и его патриотических чувств (любовь к родной земле, Родине, нравственным основам поведения, отражённых в национальной музыкальной культуре русского народа и малых народов);

– расширение и углубление понятий о родных людях в семье, доброжелательного общения со сверстниками на основе специального музыкального репертуара вокального и инструментального плана.

– даётся представление о непосредственном и далёком окружении и формирование нравственного поведения в этом окружении (Дом, Улица, Село и др.).

В методическом разделе исследования представлен педагогический эксперимент и методические рекомендации музыкальному руководителю детских садов.

Экспериментальное исследование проводилось в дошкольном учреждении «Православный детский сад «Колокольчик» г. Выкса

Экспериментальное исследование включало все необходимые этапы педагогического эксперимента.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что преобладает средний уровень развития духовно-нравственных качеств детей-дошкольников. Представления детей о нравственных понятиях является не достаточно полным, не всегда адекватно проявляются нравственные чувства детей по отношению к отрицательным и положительным характеристикам и действиям художественных героев в музыкальном произведении, в инструментальных произведениях характеристики отрицательных героев в некоторых случаях могут расцениваться детьми как проявление ими добрых, положительных эмоций и чувств.

Это говорит о том, что данная проблема является актуальной в музыкальном воспитании и требует совершенствования методических подходов к развитию нравственных чувств, качеств и поведения ребёнка в процессе музыкального дошкольного воспитания.

На основе теоретического анализа научной, методической литературы и результатов экспериментального исследования нами разработаны методические рекомендации для музыкального воспитателя в дошкольных учреждениях. Они заключаются в:

– ориентации музыкального руководителя на ряд идей и принципов музыкального воспитания дошкольников, ориентированных на духовно-нравственное воспитание ребёнка (актуализация нравственных чувств и переживаний ребёнка, связанных с осознанием нравственных ценностей и понятий, нравственных поступков героя музыкального произведения (О. Радынова и др.) и другие);

– в опоре на ряд музыкально-педагогических методов и методических приёмов, нацеленных на решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. Приведём пример некоторых из них.

Метод художественного анализа музыкального произведения. Суть его состоит в следующем: музыкальный руководитель продумывает заранее ряд проблемных вопросов, которые в зависимости от темы занятия и соответственно музыкального произведения, позволяют ребенку осознать нравственные понятия и закрепить их на чувственно-эмоциональном уровне. Таким образом, развитие духовно-нравственных чувств человека происходит на примере качеств и поступков художественных (музыкальных) героев.

Метод контрастного сопоставления музыкальных произведений. Он предполагает сравнение музыкальных произведений, которые показывают в противопоставлении противоположные полюса человеческих качеств, отражающих доброе начало и злое, прекрасное и безобразное, например «Баба-Яга» П. Чайковского и «Золушка» И. Терханова.

Метод инсценировки песен духовно-нравственного содержания и постановки музыкально-театральной сказки с нравственным сюжетом (православным). Передавая характер музыки в движениях, дети смогут глубже прочувствовать музыку, уяснить её образное и эмоциональное содержание, через которое и происходит воспитание духовно-нравственных качеств.

В качестве методических рекомендаций мы также предлагаем использование музыкального и художественного репертуара, нацеленного на развитие его нравственных чувств.

Результаты экспериментальной работы показали, что реализация в процессе музыкальный деятельности рассмотренных в исследовании методических рекомендаций, позволяет сформировать у дошкольников нравственные понятия и представления о нравственных общечеловеческих ценностях, развивать нравственные чувства и переживания на основе восприятия музыкального репертуара, содержащего яркие художественные образы (патриотического характера, акцентирующие внимание на проявление доброты, милосердия и др.), что также способствует решению основной цели и задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников в целом.

Литература

1. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 254 с.

2. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Религиозные ценности и современная система образования. – Режим доступа : http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=578

3. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе : науч.-метод. рекомендации / Т. И. Петракова, Е. Б. Евладова, С. Г. Макеева. – М. : ИМПЭТО, 2004. – 96 с.

Просмотров работы: 5872