ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Доступная или безбарьерная среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, «безбарьерная среда — это такие элементы окружающей среды, в которые могут свободно заходить, попадать и которые могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями» [5]. Речь здесь идёт о формировании одинаково доступной для всех членов общества среды в ключевых сферах жизнедеятельности (таких, как здравоохранение, транспорт, информация, связь, образование, социальная защита, спорт, культура, жилой фонд).

О проблемах формирования безбарьерной среды для инвалидов говорится немало. Представители федеральных и региональных властей из года в год занимаются этим вопросом. Ещё в 1995 году был принят ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который провозгласил новые подходы к формированию социальной политики по отношению к инвалидам и обобщил большинство прогрессивных методологических подходов, имеющихся в мировой практике. Как пишет Е.Р. Ярская-Смирнова в учебном пособии «Социальная работа с инвалидами», тогда «…впервые была предпринята масштабная попытка реализации политики социальной реабилитации инвалида» [6, с. 70], которая нашла своё звучание в последующих документах: ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реабилитации инвалидов» (с изменениями на 22 августа 2004 года), «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года и другие.

Согласно Конституции РФ, инвалид признаётся таким же полноправным членом общества, как и любой другой гражданин Российской Федерации. Соответственно, он также обладает правом на образование (ст. 43), на труд (ст. 37), на свободное перемещение (как по территории РФ, так и за её пределами) (ст. 27), на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44) и так далее [3]. Но как он может пользоваться всеми этими правами, в силу ограниченности своих возможностей?

Действующее федеральное законодательство устанавливает обязательства Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий [2, с. 8].

Теоретически, сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с другими получить доступ ко всем сферам жизни. Дело состоит лишь в том, чтобы такие достижения стали доступны тем, кто в них нуждается. В этом смысле ситуация на сегодняшний день далека от идеала. Конечно, нельзя сказать, что не делается абсолютно ничего. В настоящий момент реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда – 2011-2015» для инвалидов. И положительный опыт действительно имеется. Первые эксперименты по внедрению программы уже удачно состоялись в Татарстане, Хакасии, Удмуртии, Тверской, Тюменской и Саратовской областях. По информации Минобрнауки России, 5,5% школ в стране полностью приспособлены для инклюзивного образования детей с разными формами инвалидности, и 54 региона включились в процесс создания сети базовых школ в 2012 году. На 2013 год запланировано участие 76 регионов [4]. В рамках этой программы уже ввели субтитры на некоторых телеканалах для инвалидов по слуху, в городах для более удобного и безопасного передвижения инвалидов по зрению на перекрёстках стали оснащать светофоры акустическими системами, устанавливать пандусы и лифты для колясочников.

Помимо этого, одной из целей вышеуказанной программы является устранение барьеров в сознании общества. И это действительно очень актуально. Генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» Сергей Николаевич Ваньшин в своём интервью информационному агенству «РИА Новости» сообщил: «Барьеры бывают двух видов. Первые – физические: ступеньки, бордюрные камни, турникеты, узкие проходы… Понятно, что нужно установить пандусы, сделать плавными съезды с тротуара на пешеходный переход мостовой, рельефные и звуковые указатели для слабовидящих, контрастную подкраску ступеней. Всё это очевидно и более просто, чем ликвидировать другие барьеры - отношенческие. Они связаны с психологией, с восприятием, с уровнем культуры. У нашего населения в целом он несколько ниже, чем в Европе, поэтому проблема отношенческих барьеров у нас острее» [1]. Культ красоты и успешности в нашей стране приводит к тому, что мы не хотим знать о существовании больных и слабых. Встретив на улице инвалида, мы предпочитаем не смотреть на него и побыстрее пройти мимо, потому что боимся увечий и болезней.

Я являюсь волонтёром, состою в волонтёрском отряде «Данко», созданном на базе нашего университета. Одним из объектов нашей волонтёрской деятельности являются инвалиды. Мы сотрудничаем с учреждениями, воспитывающими детей-инвалидов: Областным государственным учреждением социального обслуживания «Шуйский комплексный центр» и специальной коррекционной школой-интернатом VIII вида. И я не понаслышке знаю, как морально тяжело видеть рядом того же ребёнка, страдающего болезнью Дауна или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даже в моей группе не все студенты находят в себе силы придти и хотя бы просто познакомиться с такими детьми. А ведь эти детишки ничем не хуже своих здоровых сверстников, они очень добрые и отзывчивые, в отличие от многих здоровых взрослых.

Инвалиды-дети и инвалиды-взрослые – все они люди с теми же чувствами, желаниями и потребностями. Мы должны быть более милосердны, внимательны, чутки к их проблемам. Что такое настоящая «безбарьерная среда» и настоящая забота об инвалидах? Она зависит не от того, сколько государство выделило денег на пандусы, а от обычного человеческого отношения и готовности в любой момент прийти на помощь. А это невозможно профинансировать никакими государственными программами.

Литература

  1. Ваньшин: города без преград для инвалидов будут удобны всем / http://www.deti.rian.ru

  2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015годы. – 25 с.

  3. Конституция Российской Федерации

  4. Министерство труда и социальной защиты РФ «Подведены итоги реализации госпрограммы «Доступная среда» в 2012 году» / http://www.rosmintrud.ru

  5. "Создание безбарьерной среды как способ полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество". Доклад члена Общественного совета Нечаевой Т. Б.

  6. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – С-Пб: «Питер», 2004. – 316 с.

Просмотров работы: 10604