ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОПРЯЖЕННОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВАННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОПРЯЖЕННОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВАННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Высокий уровень развития современного волейбола, обострение конкуренции на международной арене требуют непрерывного совершенствования учебно-тренировочного процесса и выявления эффективности средств повышения подготовленности волейбольных резервов. Сложная структура игровых действий в волейболе выдвигает требования к совершенству и вариативности двигательных навыков спортсмена, зависящих от уровня его координационной подготовленности, определяющего успешность формирования и совершенствования игровых навыков [2].

До настоящего времени не выработано целостного представления о механизмах двигательных координаций в волейболе, что создает определенные трудности при разработке эффективных методик их совершенствования у занимающихся с разным уровнем подготовленности и разного возраста.

В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить три ступени:

1. Уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.

2. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.

3. Реализация технических приемов через тактические действия.

Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-тактический потенциал [1].

В арсенале волейболистов много соревновательных действий (при­емов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встре­чи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.

Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки — физической и технической; технической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико – тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве с игровыми действиями.

Единства тактической и технической подготовки достигают, совер­шенствуя технические приемы в рамках тактических действий и много­кратно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый — выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных — в нападении и защите); второй — последовательное выполнение различ­ных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры; третий — переключение в тактических дей­ствиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.

Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и со­ревновательные игры по волейболу.

Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках выполняет нападающий удар с утяжеленным поясом или с утяжелением на руках (ногах) и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей [3].

Движения с отягощением, выполняемые в структуре соревновательного упражнения, способствуют эффективному совершенствованию его координационной структуры и обусловливающих ее усилий (И.П. Ратов, 1962; В.М. Дьячков, 1963, 1967; Ю.В. Верхошанский, 1970). Отягощения способствуют дополнительному возбуждению соответствующих нервных центров и увеличению числа двигательных единиц, участвующих в работе мышц. Оптимальное отягощение движения уменьшает вариативность структуры работы мышц и приближает ее к наиболее рациональному образцу. Вес отягощений должен быть таким, чтобы при выполнении упражнений ощущалась некоторая трудность, но при этом не искажалась структура движений.

Выявлено, что использование оптимального веса локальных отягощений (7-9 % от массы рабочего звена) в процессе совершенствования специальной подготовки волейболистов обеспечивает наибольший тренировочный эффект.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что точность движений во многом зависит от того, с какими усилиями занимающийся вынужден выполнять движение. Величину усилий при выполнении движений можно регулировать путем использования различных по величине отягощений и сопротивлений.

Положительное влияние упражнений с отягощением на формирование и совершенствование двигательных навыков доказано в работах В.П. Лукьяненко (1980) и А. Гродницка (1983), утверждающих, что применение отягощений способствует более быстрому формированию правильных представлений об обучаемом движении и более быстрому овладению основными элементами техники спортивных игр.

Несмотря на значительный опыт и примеры успешного использования упражнений с отягощением в спортивной практике, они до сих пор не нашли должного применения в практике обучения волейболу [2].

Литература:

  1. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование / А. В. Беляев. – М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2008. – 56 с.

  2. Денисов М.В. Сопряженный метод как фактор, способствующий оптимизации процесса совершенствования элементов техники волейбола / М. В. Денисов // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 4. – С. 40 – 41.

  3. Железняк Ю. Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

Просмотров работы: 5171