ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Шахова Р.М. 1, Омарова П.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы все мировое сообщество выражает озабоченность по поводу роста школьного насилия в различных формах. Высокий уровень агрессии и жестокости захлестнул современные школы: учащиеся используют холодное и огнестрельное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения по отношению к сверстникам и педагогам в Интернет-сети, преследование с использование социальных сетей и др. В то же время современные отечественные психолого-педагогические исследования практически не затрагивают эту проблему, несмотря на ее несомненную актуальность. Поиск путей эффективного решения этой проблемы активизировал наш научный поиск в обозначенном проблемном поле.

На наш взгляд, рост школьного насилия связан с отказом школы в 90е годы ХХ века от воспитательной парадигмы. Общеобразовательные учреждения, увлекшись инновационными технологиями обучения, подменили образование (имплицитно содержащее в себе обучение, воспитание и развитие) учением, передачей знаний. Провозглашенная ценность «гармонично развитая личность» как итоговый результат обучения в школе оказалось фактически недостижимой в рамках однобокого, искореженного понимания образования как процесса, направленного на подготовку специалиста для рынка услуг, утратив ценности патриотизма, гражданственности, правовой культуры.

Одновременно в этот же период в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня зарплат представителей бюджетной сферы, оттока интеллектуальной элиты на Запад произошло падение престижа учителя, выразившееся в общем неуважении к его личности.

Сегодня мы наблюдаем результаты подобного отношения к образованию. Нынешние подростки 11-14 лет выросли в условиях, когда родители, занятые зарабатыванием денег, практически отстранились от целенаправленного семейного воспитания, а учителя новой волны не готовы осуществлять воспитательный процесс в школе. Извечный вопрос ребенка «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? весьма часто оставался без ответа.

Современный подросток владеет информационными технологиями и не обладает элементарной правовой культурой, не в полной мере осознает результаты своих поступков, не знает своих прав и обязанностей. Накладываясь на кризис возраста, проявляющийся в нарушениях поведения, асоциальных проявлениях и общем негативизма, указанные обстоятельства детерминируют всплеск школьного насилия.

Если тридцать лет назад учителя чаще всего фиксировали такие нарушения школьного поведения, как невыполнение домашних заданий, гиперактивность на уроках, уклонение от сбора металлолома, отсутствие школьной или спортивной формы, прогулы занятий и др., то сегодня отмечается грубость в отношениях со сверстниками и педагогами, демонстративное подавление личности учителя, драки, ранние беременности школьниц, избиение младших школьников (весьма часто с признаками межнациональной розни), алкоголизм, наркомания, изнасилования и даже убийства. Таким образом, отмечается резкое смещение нарушений нормативного поведения школьников в сторону делинквентности, противоправности.

Для целей нашего исследования необходимо определиться с лексико-графическим терминологическим анализом основных дефиниций исследования.

В.В. Дерябина (2010) дает следующее определение понятие «насилие» - «это психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию, и вынуждающее его прерывать значимую для него деятельность и исполнять другую»1. Также ею впервые вводится понятие «комплексное насилие», которое «сочетает в себе различные виды насилия: эмоциональное (психологическое), физическое, сексуальное, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психологического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию».

Согласно нашему плану исследования мы рассмотрели проблему школьного насилия со следующих позиций:

  1. влияние школьного насилия на психологический статус школьника.

  2. возможности педагогической профилактики школьного насилия.

  3. возможности педагогической коррекции последствий школьного насилия.

Ряд современных исследований затрагивает первый аспект проблемы (О.В. Ладыкова, 2004; В.П. Устинов, 2005; И.А. Марголина, 2006; М.В. Смагина, 2006; В.Ю. Лаптева, 2010;).

Как отмечает В.П. Устинов (2005), следует различать психологическое, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, имеющие разный уровень влияния на психику школьника.

Последствиями психологического насилия выступают периодические депрессии, высокий уровень внутреннего напряжения, сниженная самооценка.

Физическое насилие способствует формированию недоверия к окружающим, страхи по отношению ко взрослым, высокий уровень агрессии, резкое снижение способностей ребенка.

Сексуальное насилие формирует у ребенка амбивалентность реакций по отношению к взрослым, чувство вины, перепады настроения, высокий уровень разговорчивости либо, наоборот, замкнутость. В исследовании М.Н.Гамиля (2010) на примере йеменских детей 6-7 лет, переживших такое насилие, отмечается что для них характерны агрессия, зависимость, нарушения самооценки, эмоциональной стабильности. Чем старше ребенок, тем более выраженными становятся, проявления посттравматического стрессового расстройства (немедленное реагирование, высокий уровень возбудимости нервной системы, навязчивое воспроизведение, реакции избегания), нарушения мышления и поведения.

Последствиями эмоционального насилия выступают вербальная агрессия, мстительность, потеря коммуникативного контакта с окружающими, высокий уровень негативизма по отношению к человеку, выступающему источником насилия.

Общим результатом насилия по отношению к ребенку является нарушение системы доверительных отношений между ним и миром взрослых, которое порождает снижение обучаемости школьника, так как он не принимает помощи учителя, негативно относится к школе и учебе.

М.В. Смагина (2006), изучая различные виды семейного насилия, предложила следующую классификацию:

1. Моральное (или психическое) насилие. К этому виду насилия относятся различные оскорбления, унижение членов семьи, пренебрежение основными нуждами и правами детей (в том числе на образование и досуг).

2. Физическое насилие (любые виды преднамеренного нанесения физических повреждений.

3. Экономическое насилие (чаще относящееся ко взрослым членам семьи и выражающееся в ущемлениях в материально-финансовой сфере деятельности семьи).

4. Сексуальное насилие (как с целью удовлетворения извращенных потребностей, так и для получения материальной выгоды).

В работах В.Ю. Лаптевой (2010) анализируются психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Автор отмечает рост числа актов психологического насилия в отношении школьников со стороны лиц, профессионально обученных работе с детьми (особенно учителей), с разной степенью осознания взрослым последствий своих поступков, так как если физическое и сексуальное насилие признаны аморальными и осуждаются обществом, то проблема психологического насилия (как в отношении ученика, так и в отношении учителя) требует научного и гражданского осмысления.

В.Ю. Лаптева отмечает, что можно выделить две основные группы подростков – с высоким и низким уровнем психологической защищенности от психологического насилия в школе. Для первых характерны независимость поведения, целостное воспитание мира, сформированность ценностных ориентаций, стремление к самореализации и социальной желательности поведения, развитые лидерские качества. Для вторых характерна низкая способность к самосовершенствованию, сниженная мотивация учения, стремление к признанию своих достижений в социуме, предпочтение сферы увлечений. При этом психологическое насилие в образовательной среде способствует изменению указанных характеристик в когнитивной, поведенческой и эмоционально-волевой сферах у обеих групп школьников (снижение учебной мотивации, тревожность, агрессивность, ригидность).

Выявленная В.Ю. Лаптевой гендерная специфика проблемы показывает, что мальчики чаще оказываются жертвами психологического насилия со стороны учителя, а девочки – со стороны сверстников.

В исследовании И.А. Марголиной (2006) исследуются особенности психического дизонтогенеза у детей, пострадавших от хронического физического насилия в семье, которое автор рассматривает как психогенный фактор, вызывающий психические нарушения, которые можно характеризовать как специфический симптомокомплекс. Структуру этого симптомокопмлекса составляют нарушения эмоционально-волевой сферы, искажение формирования личностных черт, задержка психического развития, вегето-сосудистые нарушения и астения. Выраженность этих симптомов зависит от возраста ребенка и длительности воздействия физического насилия.

По данным И.А. Марголиной, эмоциональные нарушения носили характер тревожной депрессии, дисфорических вспышек на фоне суженного сознания, двигательной расторможенности, драчливости.

Второе направление нашего теоретико-методологического анализа проблемы школьного насилия сфокусировано на изучении возможностей педагогической профилактики. В трудах ряда авторов (Е.А. Азарова, 2003; Н.Ю. Шульга, 2011) рассматриваются различные стороны этого процесса.

Н.Ю. Шульга (2011) в системе профилактики школьного насилия ведущую роль отводит социальному педагогу, отмечая необходимость специальной организации процесса формирования готовности указанного специалиста к этой работе. Автор указывает, что готовность социального педагога к такой деятельности представляет собой необходимое профессионально-личностное образование, выражающееся в целевой направленности на социально-педагогическую поддержку школьника, попавшего в ситуацию насилия, и на предупреждение таких ситуаций через формирование в образовательном пространстве школы гуманистического стиля взаимоотношений и способностей у учителей и учащихся к контролю своего поведения.

В числе функций социального педагога по педагогической профилактики школьного насилия – диагностическая (анализ ситуации и отношения к ней субъектов образовательного процесса); оценочная (выявление ситуаций насилия и возможностей его нейтрализации); проектировочная (проектирование форм, методов и средств профилактики); исполнительская (реализация проекта профилактики в конкретных условиях).

И.А. Марголина (2006) считает, что профилактика физического насилия в семье должна включать гармонизацию детско-родительских отношений, просветительскую деятельность с будущими и молодыми родителями в женских консультациях и поликлиниках, а воспитательную работу среди учащихся старших классов общеобразовательной школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования.

В исследовании Е.А. Азаровой (2003) отмечается, что проблема насилия почти не рассматривается современными учеными-педагогами, так как, в основном, ею занимаются те, кто по роду своей профессиональной деятельности в большей степени затронут в системе профилактики и коррекции: криминалисты, правоведы, психологи-криминологи, служители религиозного культа.

Автор указывает на возможности православной культуры в формировании специфического духовно-нравственного климата семьи, способствующего установлению доброжелательных доверительных отношений между взрослым и ребенком, который является стержнем педагогической профилактики семейного насилия. Е.А. Азарова выдвигает следующие принципы православного воспитания ребенка, способствующие устранению семейного насилия:

- признание духовности ребенка;

- подавление греховной природы ребенка;

- иерархическое воспитание духа, души и тела;

- послушание и авторитет родителей;

- молитвы и воцерковление (особый обряд Русской православной церкви, производимый на 40й день после рождения ребенка, предполагающий вхождение в число членов церкви);

- любовь к семье и людям.

При этом задачами педагогической профилактики семейного насилия в отношении ребенка выступают: сотрудничество семьи, государства и церкви; гармонизация семейных взаимоотношений; научное осмысление феномена насилия.

Третий аспект нашего теоретико-методологического анализа включал в себя исследование проблематики педагогической коррекции и устранения последствий насилия (М.В. Смагина, 2006; В.В. Дерябина, 2010).

Социологический анализ проблемы насилия в Российской Федерации позволил М.В. Смагиной (2006) определить следующие направления педагогической работы по его преодолению:

1. Мотивационно-ценностное – повышение педагогической компетентности родителей.

2. Социальное – активизация социально-экономической политики и развитие комплексной системы обслуживания семьи.

3.Государственно-правовое – развитие ювенальной юстиции в России.

О.В. Ладыкова (2004) считает, что основным условием педагогической коррекции последствий жестокого обращения с детьми является междисциплинарное согласованное профессиональное взаимодействие команды специалистов школы, с четким определением функций и роли каждого специалиста. Автор отмечает, что в состав такой команды специалистов должны входит люди с комплиментарными навыками, имеющие общую цель, задачи, идеологию и методологию работы, способные контролировать значимые ситуации в жизни ребенка, эмпатичные и восприимчивые к мнению других.

В.В. Дерябиной (2010) на основе индивидуально-дифференцированного подхода разработано шесть программ коррекционно-развивающей работы с детьми, пережившими различные виды насилия:

1. При эмоциональном насилии эффективным средством воздействия на личность ребенка дошкольного возраста является игровая терапия, а для ребенка младшего и подросткового возраста – когнитивно-поведенческая психокоррекция.

2. При физическом насилии для дошкольников и младших школьников предлагается музыкальная психокоррекция, а для более старших детей - когнитивно-поведенческая с моделированием поведения.

3. При сексуальном насилии для дошкольников и младших школьников вновь предлагается игровая терапия, а для подростков – арттерапетивческая коррекция.

3. При комплексном насилии – сочетание игровой терапии и арттерапевтической коррекции.

Рассмотрев теоретико-методологические аспекты психолого-педагогического анализа проблемы профилактики школьного насилия, мы предлагаем взять за основной посыл исследования предположение, что основным фактором профилактики школьного насилия может выступать формирование правовой культуры подрастающего поколения, которое способствует развитию правосознания юных граждан, их социальной и гражданской активности, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

1 Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: дис. канд.психол.н. – М.: МГПУ, 2010 – 333 с.

Просмотров работы: 3871