КОНСПЕКТ УРОКА «СКЕЛЕТ ПТИЦ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНСПЕКТ УРОКА «СКЕЛЕТ ПТИЦ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конспект урока

Тема: Скелет птиц.

Цель: изучить скелет птиц.

Задачи:

1.Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями скелета птиц в связи с приспособленностью к полету; дать понятия «цевка», «киль».

2.Развивающие: развитие понятий: «позвоночник», «таз», «крестец», «грудина»; умений работать с учебником; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание (на примере выявления адаптаций к факторам среды в строении скелета).

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация натуральных объектов), практические (лабораторная работа).

Оборудование: таблица «схема строения скелета птиц», раздаточный материал по скелету птиц.

Ход урока.

I.Организационный момент (1-2 минуты).

II. Опрос домашнего задания

А) Дидактические карточки

1

1. По каким признакам внешнего строения птицу можно узнать среди других позвоночных животных? Какие различия птицы, имеют между собой?

2. Заполнить схему:

2

1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова? Какова роль перьевого покрова в жизни птицы?

2. Обозначьте части пера

3

1. Какие виды перьев изображены на рисунке?Чем они различаются между собой? Каковы их функции?

Б) Работа с классом

Тест «Птицы» Обведите номера правильных суждений.

  1. Все птицы способны к полету.

  2. Птицы — самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных.

  3. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад.

  4. Клюв птицы — это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

  5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

  6. Перьевой покров голубя не имеет пуха.

  7. Пуховые перья и пух — это одно и то же.

  8. Контурное перо не имеет стержня.

  9. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.

  10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти.

Ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10.

III.Изучение нового материала.

Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья. Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц – цифра, потрясающая воображение.

Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр. Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи. Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты – страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес – превышает 150 кг. Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе. Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта! Все особенности строения птиц, сформировавшиеся в процессе эволюции, направлены на покорение небесных просторов.

Ребята, а знали ли Вы, что:

- Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев это Киви, она живет в Новой Зеландии.

- Перья птицы весят больше чем ее скелет.

- Почему птицы летают в V-образном ключе? Все это для экономии энергии. Первой, как правило, летит самая опытная и старшая птица, которая принимает всю нагрузку на себя. Позади первой птицы по бокам создаются два воздушных потока, в которых летят последующие члены стаи с меньшимиэнергозатратами.

- Единственная в мире ядовитая птица это Хохлатыйпитахуй из Новой Гвинеи. Птица массой 60 грамм в коже и перьях содержит яд в сто раз токсичнее, чем стрихнин.

Сегодня нам предстоит изучить строение скелета птиц.

Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. В ходе лабораторной работы вам предстоит не только изучить кости скелета птиц, но и сформулировать основные выводы об особенностях скелета, как приспособлении к полету. Особое внимание обратите на проблемные вопросы, которые мы с вами обсудим вместе. Работа выполняется по группам:

  1. Череп. Шейный отдел позвоночника

  2. Грудной отдел позвоночника. Грудная клетка

  3. Поясничный, крестцовый, копчиковый и хвостовой отдел позвоночника

  4. Плечевой пояс. Верхняя конечность

  5. Таз. Нижняя конечность

Для выполнения лабораторной работы воспользуемся рисунком учебника.

На ваших столах инструктивные карты и задания по группам.

1 группа «Череп. Шейный отдел позвоночника»

  1. Рассмотрите череп птицы. Найдите черепную коробку, глазницы, беззубые верхнюю и нижнюю челюсти.

  • Череп образован мозговым и лицевым отделом. Какой из отделов развит лучше?

  • Выясните, как соединены между собой кости черепной коробки. Какое это имеет значение?

  • Чем можно объяснить легкость черепа? А прочность?

  • Глазницы черепа очень большие. Какое это имеет значение?

  • Какое значение имеет отсутствие зубов?

Сделайте вывод об особенностях строения черепа

  1. Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков входит в шейный отдел? Как они сочленены. Какое это имеет значение?

Почему птица может легко повернуть голову более чем на 180 градусов?

2 группа «Позвоночник»

  1.  
    •  
      •  
        • Рассмотрите отделы позвоночника

        • Выясните, как соединяются позвонки в этих отделах

        • Выясните с помощью текста учебника, какие отделы позвоночника подвижны, а какие — малоподвижны.

Какое значение имеет такое соединение костей?

3 группа «Грудная клетка»

  • Посмотрите, из каких костей состоит грудная клетка. Как прикрепляются ребра к позвоночнику и к грудной кости? Какое это имеет значение для дыхания птиц в полете?

  • Каково значение грудной клетки? Как обеспечена ее прочность?

  • Рассмотрите киль. В чем его значение?

У всех ли птиц есть киль? О чем расскажет его наличие?

4 группа «Плечевой пояс. Верхняя конечность»

  • Найдите пояса передних конечностей: вороньи кости-коракоиды, лопатки, ключицы. Какова форма этих костей? Какое значение они имеют?

  •  
    • Что такое вилочка?

Какие особенности плечевого пояса обеспечивают полет?

  •  
    • Рассмотрите скелет крыла птицы. Выясните, чем крыло птицы сходно с передней конечностью пресмыкающегося?Как условия среды повлияли на строение конечности птицы

    • Чем образована пряжка?

    • Сколько пальцев в кисти птиц? Какое это имеет значение? Как они расположены?

Какой орган у птиц способен выполнять функцию руки?

5 группа «Тазовый пояс. Нижние конечности»

  • Рассмотрите кости скелета нижней конечности.

  • Какие кости образовали цевку? В чем ее значение?

  • Сколько пальцев на стопе у большинства птиц? Как они расположены?

Почему движения многих птиц отличаются особой элегантностью?

В тетради заполнить схему:

Итак, какие же приспособления к полету имеются в скелете птицы?

  • Отсутствие зубов на челюстях и большие глазницы (облегчение скелета)

  • Трубчатые кости заполнены воздухом, что облегчает весь скелет

  • Наличие грудины с килем, к которому крепятся мышцы;

  • Ребра, состоящие из двух частей, — такое сочленение обеспечивает их подвижность при дыхании птицы в полете;

  • Сокращение числа пальцев, слияние мелких костей кисти обеспечивает прочность этого отдела крыла, несущего самую большую нагрузку в полете;

  • Прочное соединение между собой позвонков грудного и поясно-крестцового отделов скелета служит надежной опорой туловищу во время полета.

  • Наличие цевки и такое соединение костей нижней конечности, при котором происходит амортизация взлета и приземления.

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопросы:

  1. Чем образована спинная кость?

  2. Чем образован сложный крестец?

  3. Наиболее крупные и сильные мышцы, прикрепляющиеся к килю грудины, это?

IV.Закрепление

Ребята, сегодня мы с Вами узнали про скелет птиц, про приспособленность к полету, так давайте же, закрепим эти знания, ответив на следующие вопросы:

Тест

1. Исключите лишнее:

а) лопатки; в) вороньи кости;

б) ключицы; г) плечевая кость.

2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:

Локтевая кость — предплечье

большая берцовая кость это?

а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.

3. Обобщите следующие понятия одним:

а) локтевая кость - плечевая кость - кости кисти это:

б) бедренная кость - голень - кости стопы это:

4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и:

а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;

б) первый шейный позвонок; г) крестец.

5. Наука о птицах — это:

а) птицеводство; в) кинология;

б) орнитология; г) зоология.

Ответы: 1 — г; 2 — а; 3 — передняя конечность, задняя конечность; 4 - б; 5 — б.

V. Домашнее задание: § 45, заполнить таблицу

Отделы скелета

Кости, образующие отдел

Особенности

     

Литература:

1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Учебник биологии "Животные" 7 кл. М:Дрофа, 2005 г. - 305 с.

2.Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Рабочая тетрадь по биологии "Животные" 7 кл. М:Дрофа, 2011 г. - 175 с.

Просмотров работы: 12541