Тема: Скелет птиц.
Цель: изучить скелет птиц.
Задачи:
1.Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями скелета птиц в связи с приспособленностью к полету; дать понятия «цевка», «киль».
2.Развивающие: развитие понятий: «позвоночник», «таз», «крестец», «грудина»; умений работать с учебником; развитие мышления.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание (на примере выявления адаптаций к факторам среды в строении скелета).
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация натуральных объектов), практические (лабораторная работа).
Оборудование: таблица «схема строения скелета птиц», раздаточный материал по скелету птиц.
Ход урока.
I.Организационный момент (1-2 минуты).
II. Опрос домашнего задания
А) Дидактические карточки
№1
1. По каким признакам внешнего строения птицу можно узнать среди других позвоночных животных? Какие различия птицы, имеют между собой?
2. Заполнить схему:
№2
1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова? Какова роль перьевого покрова в жизни птицы?
2. Обозначьте части пера
№3
1. Какие виды перьев изображены на рисунке?Чем они различаются между собой? Каковы их функции?
Б) Работа с классом
Тест «Птицы» Обведите номера правильных суждений.
Все птицы способны к полету.
Птицы — самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных.
У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад.
Клюв птицы — это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.
Перьевой покров голубя не имеет пуха.
Пуховые перья и пух — это одно и то же.
Контурное перо не имеет стержня.
Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.
Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти.
Ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10.
III.Изучение нового материала.
Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья. Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц – цифра, потрясающая воображение.
Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр. Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи. Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты – страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес – превышает 150 кг. Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе. Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.
Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта! Все особенности строения птиц, сформировавшиеся в процессе эволюции, направлены на покорение небесных просторов.
Ребята, а знали ли Вы, что:
- Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев это Киви, она живет в Новой Зеландии.
- Перья птицы весят больше чем ее скелет.
- Почему птицы летают в V-образном ключе? Все это для экономии энергии. Первой, как правило, летит самая опытная и старшая птица, которая принимает всю нагрузку на себя. Позади первой птицы по бокам создаются два воздушных потока, в которых летят последующие члены стаи с меньшимиэнергозатратами.
- Единственная в мире ядовитая птица это Хохлатыйпитахуй из Новой Гвинеи. Птица массой 60 грамм в коже и перьях содержит яд в сто раз токсичнее, чем стрихнин.
Сегодня нам предстоит изучить строение скелета птиц.
Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. В ходе лабораторной работы вам предстоит не только изучить кости скелета птиц, но и сформулировать основные выводы об особенностях скелета, как приспособлении к полету. Особое внимание обратите на проблемные вопросы, которые мы с вами обсудим вместе. Работа выполняется по группам:
Череп. Шейный отдел позвоночника
Грудной отдел позвоночника. Грудная клетка
Поясничный, крестцовый, копчиковый и хвостовой отдел позвоночника
Плечевой пояс. Верхняя конечность
Таз. Нижняя конечность
Для выполнения лабораторной работы воспользуемся рисунком учебника.
На ваших столах инструктивные карты и задания по группам.
1 группа «Череп. Шейный отдел позвоночника»
Рассмотрите череп птицы. Найдите черепную коробку, глазницы, беззубые верхнюю и нижнюю челюсти.
Череп образован мозговым и лицевым отделом. Какой из отделов развит лучше?
Выясните, как соединены между собой кости черепной коробки. Какое это имеет значение?
Чем можно объяснить легкость черепа? А прочность?
Глазницы черепа очень большие. Какое это имеет значение?
Какое значение имеет отсутствие зубов?
Сделайте вывод об особенностях строения черепа
Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков входит в шейный отдел? Как они сочленены. Какое это имеет значение?
Почему птица может легко повернуть голову более чем на 180 градусов?
2 группа «Позвоночник»
Рассмотрите отделы позвоночника
Выясните, как соединяются позвонки в этих отделах
Выясните с помощью текста учебника, какие отделы позвоночника подвижны, а какие — малоподвижны.
Какое значение имеет такое соединение костей?
3 группа «Грудная клетка»
Посмотрите, из каких костей состоит грудная клетка. Как прикрепляются ребра к позвоночнику и к грудной кости? Какое это имеет значение для дыхания птиц в полете?
Каково значение грудной клетки? Как обеспечена ее прочность?
Рассмотрите киль. В чем его значение?
У всех ли птиц есть киль? О чем расскажет его наличие?
4 группа «Плечевой пояс. Верхняя конечность»
Найдите пояса передних конечностей: вороньи кости-коракоиды, лопатки, ключицы. Какова форма этих костей? Какое значение они имеют?
Что такое вилочка?
Какие особенности плечевого пояса обеспечивают полет?
Рассмотрите скелет крыла птицы. Выясните, чем крыло птицы сходно с передней конечностью пресмыкающегося?Как условия среды повлияли на строение конечности птицы
Чем образована пряжка?
Сколько пальцев в кисти птиц? Какое это имеет значение? Как они расположены?
Какой орган у птиц способен выполнять функцию руки?
5 группа «Тазовый пояс. Нижние конечности»
Рассмотрите кости скелета нижней конечности.
Какие кости образовали цевку? В чем ее значение?
Сколько пальцев на стопе у большинства птиц? Как они расположены?
Почему движения многих птиц отличаются особой элегантностью?
В тетради заполнить схему:
Итак, какие же приспособления к полету имеются в скелете птицы?
Отсутствие зубов на челюстях и большие глазницы (облегчение скелета)
Трубчатые кости заполнены воздухом, что облегчает весь скелет
Наличие грудины с килем, к которому крепятся мышцы;
Ребра, состоящие из двух частей, — такое сочленение обеспечивает их подвижность при дыхании птицы в полете;
Сокращение числа пальцев, слияние мелких костей кисти обеспечивает прочность этого отдела крыла, несущего самую большую нагрузку в полете;
Прочное соединение между собой позвонков грудного и поясно-крестцового отделов скелета служит надежной опорой туловищу во время полета.
Наличие цевки и такое соединение костей нижней конечности, при котором происходит амортизация взлета и приземления.
Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопросы:
Чем образована спинная кость?
Чем образован сложный крестец?
Наиболее крупные и сильные мышцы, прикрепляющиеся к килю грудины, это?
IV.Закрепление
Ребята, сегодня мы с Вами узнали про скелет птиц, про приспособленность к полету, так давайте же, закрепим эти знания, ответив на следующие вопросы:
Тест
1. Исключите лишнее:
а) лопатки; в) вороньи кости;
б) ключицы; г) плечевая кость.
2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:
Локтевая кость — предплечье
большая берцовая кость это?
а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.
3. Обобщите следующие понятия одним:
а) локтевая кость - плечевая кость - кости кисти это:
б) бедренная кость - голень - кости стопы это:
4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и:
а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;
б) первый шейный позвонок; г) крестец.
5. Наука о птицах — это:
а) птицеводство; в) кинология;
б) орнитология; г) зоология.
Ответы: 1 — г; 2 — а; 3 — передняя конечность, задняя конечность; 4 - б; 5 — б.
V. Домашнее задание: § 45, заполнить таблицу
Отделы скелета |
Кости, образующие отдел |
Особенности |
Литература:
1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Учебник биологии "Животные" 7 кл. М:Дрофа, 2005 г. - 305 с.
2.Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Рабочая тетрадь по биологии "Животные" 7 кл. М:Дрофа, 2011 г. - 175 с.