ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от последствий стихий. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений [1, с. 4].

Авторы всех имеющихся программ воспитания дошкольника этому направлению работы уделяют особое внимание, отмечая необходимость формирования опыта безопасного поведения детей, который трактуется как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка [3, с. 37].

Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности [2, с. 165].

Казалось бы, воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста осознаётся специалистами, родителями, общественностью. Однако проведённое исследование позволило выявить явное противоречие между провозглашением необходимости формировать поколение, способное к целеустремлённой деятельности по сохранению физического здоровья, безопасного общественного и личного бытия с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению. Кроме того, имеется противоречие между требованием как можно более раннего приобщения детей к культуре безопасного поведения и недостаточностью методического инструментария этой работы с детьми дошкольного возраста.

Выделенные противоречия свидетельствует об актуальности проблемы формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и позволяют сформулировать проблему: «Можно ли формировать опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях и при каких условиях эта работа будет более эффективной?». Данная проблема потребовала проведения специального исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 139 г. Мурманска. На основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» был разработан диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент. 17,5% детей показали высокий уровень знаний в образовательной области «Безопасность», 57,5% - средний и 25% - низкий уровень. Большинство детей имеют представления о разных формах и способах безопасного поведения дома, на улице, в общественном транспорте. У детей развиты представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Большинство детей имеют общее понимание целостного человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Наибольшие затруднения дети испытывают при выборе способа разрешения конфликтов. Также выявлены недостаточно сформированные знания детей по разделу «Человек и природа» (съедобное – ядовитое). Некоторые дети затрудняются в назывании съедобных и ядовитых грибов и ягод.

С учетом полученных первичных результатов, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы смогли выделить те направления, по которым необходимо было провести специальное обучение. Разработанный перспективный план работы предусматривал проведение занятий по ОБЖ по всем разделам программы: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Ребёнок дома», «Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах города» и др. Особое внимание уделялось разделам, в которых у детей есть затруднения: «Ребёнок и природа», «Эмоциональное благополучие ребёнка».

Занятия с детьми старшего возраста проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Важно было сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого были созданы игровые персонажи «Стобед», «Добрый Огонек», «Злой Огонь». Они попадали на занятиях в различные проблемные ситуации, что стимулировало детей к самостоятельному поиску решения проблемы.

В работе с детьми в большом количестве применялись наглядные методы, что обусловлено особенностями детского восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала.

В занятия было включено чтение художественной литературы и беседы по прочитанному тексту, рассматривание плакатов, совместные просмотры презентаций. Создаваемые игровые обучающие ситуации позволяли на практике применять полученные знания. Для этого проигрывались различные варианты развития событий. После проведения игры выясняли, кто действовал наиболее правильно, кто допустил ошибки, как следует поступать в следующий раз в сходной ситуации.

Приведём примеры использования игровых приёмов. Одним из них стало воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т.п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом. Спичек тогда не было. Как же добывали огонь древние люди? Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте расскажем ему об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?». Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара» или «О доме, где я живу и где много электрических приборов». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например, чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей необходимо отбирать художественные средства и продумать приёмы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Дополнительно в группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда. В неё вошли:

1.Уголок безопасности, который содержит различные наглядные и практические материалы.

Практические материалы:

Макет перекрёстка, зебра, островок безопасности, машины, крупные и мелкие дорожные знаки (запрещающие и предписывающие).

Игрушки и игровое оборудование:

Транспорт: автобус, трамвай, машины легковые, грузовые, пожарная машина, милицейская машина, скорая помощь, поезд с железной дорогой; куклы (инспектор ГИБДД, ребёнок), коляски; конструктор напольный; светофор.

Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси); легковые машины, грузовые машины; поезд товарный, пассажирский.

Картины: с изображением города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД, картина с изображением проезжей части (с машинами), тротуаром (с людьми);

Картинки: с изображением разных ситуаций на дороге, картинки на классификацию видов транспорта.

Дорожные знаки: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, велосипедная дорожка, въезд запрещен, дети.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «опасно – не опасно», «Четвертый – лишний», «Назови одним словом», «Так – не так», «Собери картинку» и др.;

- развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей» и др.;

3. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

Светофор, перекресток на полу с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для машиниста, рули, фартуки с общественным транспортом: автобус, такси, машина, пожарная машина, скорая помощь.

Создана библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Все материалы были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Содержание нашей работы дало возможность детям почувствовать ценность своей жизни, желание укрепить своё здоровье, узнать, как поступить в опасных ситуациях. Мы расширили и углубили представления дошкольников о предметах, явлениях, несущих угрозу, научили правилам поведения при экстремальных ситуациях.

В целом, проведённое исследование показало, что у детей значительно повысилась осведомлённость в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности, дети начали применять свои знания в реальной ситуации более осмысленно, тогда как в начале эксперимента многие ребята применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить, почему они так поступили.

После проведения системы работы высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности показали 19,2% детей, средний уровень – 64, 2%, низкий уровень снизился до 16,6%.

По результатам первичной и итоговой диагностик нами была построена сравнительная диаграмма. На ней результаты первичной диагностики обозначены цифрой 1, а контрольной – цифрой 2.

Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что показатели высокого и среднего уровня выросли, в то время как показатели низкого уровня сформированности опыта безопасности жизнедеятельности снизились. Эти данные дают основание для вывода о возможности формировать опыт безопасного поведения детей дошкольного возраста и известной степени эффективности проведённых в ходе предпринятого исследования специально организованных занятий.

Литература:

  1. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников [Текст] : Планирование работы, конспекты занятий, игры /Т.П. Гарнышева. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 128 с.

  2. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице [Текст]/П. Статмэн. – СПб.: Респекс, Дельта, Кристалл, 1996. – 384 с.

  3. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. [Текст] : учебное пособие /Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.

Просмотров работы: 7326