ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА» КАК НОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА» КАК НОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

Нырялкина Д.С. 1
1Пензенский педагогический институт им. В.Г. Белинского при ПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление и развитие программы

Передача «Профилактика» представляет собой разговор Алексея Полякова, Анатолия Кузичева и Ильи Савельева, непринужденно обсуждающих новости дня. Анатолий Кузичев – генеральный продюсер и ведущий радио «Вести FM», Илья Савельев и Алексей Поляков – ведущие программы «НАШЕ утро» на «Нашем радио». Они объединились для того, чтобы обсуждать всё, что происходит в мире.

С 2011 года программа выходила на канале «Россия 1», а с осени 2012 шоу выходит на радио «Маяк» тем же составом ведущих. Время выхода: 17:00–20:00, с понедельника по пятницу. Они обсуждают новости, приглашают гостей, прямо в эфире заходят в Интернет и ищут там интересную информацию. Для обсуждения они берут как серьезные, общественно-политические, социальные темы, но включают и элементы развлекательного характера.

У передачи «Профилактика» для общения со зрителями есть собственные официальные страницы на Facebook, Twitter и в других популярных социальных сетях, а также профиль в Skype, где они разговаривают в прямом эфире с собкорами разных точек Земли.

Среди гостей передачи «Профилактика» - известные в России персоны, политики, звезды шоу-бизнеса, такие как Елка (украинская певица), Сергей Шнуров (российский рок-музыкант, лидер групп «Ленинград» и «Рубль»), Александр Никонов (российский журналист и писатель-публицист, автор нескольких книг на общественные и исторические темы), Александр Кибовский (министр Правительства Москвы, возглавляет комитет по культурному наследию Москвы), Сергей Троицкий (шоумен, создатель и лидер трэш-метал группы «Коррозия Металла», автор музыки и песен, писатель, художник, продюсер контркультурных СМИ: журнал и телешоу «Железный Марш», музыкальный продюсер, общественно-политический деятель), Раджаб Сафаров (кандидат исторических наук, автор более четырехсот научных работ и публикаций по политической и экономической истории современного Ирана), Борис Альтшулер (советский режиссёр, сценарист научно-популярного и игрового кино, заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведческих наук) и многие другие.

Семантика названия программы

Название «Профилактика» можно соотнести с профилактическими работами, которые в это позднее время (программа выходила ежедневно с понедельника по четверг в 1:10) обычно бывают на телеканалах.

На наш взгляд, в тематике названия программы прослеживается ещё одна семантика. Под «профилактикой» мы понимаем ориентацию программы на формирование у массовой аудитории социальной и политической активности.

На российском телевидении большинство программ развивают «стадное» чувство. В журнале «Русская жизнь» писатель, филолог, журналист и бизнесмен в одном лице Захар Прилепин в своей статье «Молодежь к выходу на пенсию готова» пишет о том, что информационное пространство заточено под два класса: стариков и молодежь. «Только старые и юные готовы тратить по несколько часов в день на просмотр российского телевидения. И что замечательно: и молодежь, и пожилые люди смотрят одно и то же, — всю эту малаховщину, кулинарные программы, риалитишоу, прочее, прочее, прочее, равно любопытное всем людям, почти обездвиженным душевно, малоразвитым, преждевременно уставшим».

Несмотря на то, что вся сетка вещания российского телевидения заполнена именно такими программами и передачами, направленными на аудиторию, как выразился Захар Прилепин «обездвиженную душевно и малоразвитую». «Профилактика» - это именно та программа, которая рассчитана на думающую аудиторию. Она снискала большую популярность в среде интеллектуалов, артистической богемы, а также широкого круга людей рабочих профессий благодаря парадоксальному взгляду на привычные вещи, свежим трактовкам, смелому юмору и самым неожиданным персонажам в качестве гостей шоу.

Таким образом, чтобы не развивать у людей то самое «стадное» чувство, на наш взгляд, нужно создавать такие информационные продукты, как программа «Профилактика», и выпускать их в прайм-тайм, а не в ночное время. Именно для того, чтобы обеспечить аудиторию свежей, интересной информацией, заставить думать и мыслить народ, призвать к активности и защитить от сцен насилия, пропаганды наркотиков и тому подобного.

Структура программы

Программа «Профилактика» была создана в 2011году. Её продолжительность в среднем составляет 53 минуты. Это публицистическая передача, которую условно можно отнести к жанру «шоу-дискуссия», так как она представляет собой разговор трех журналистов о том, что случилось в стране за день. Эта непринужденная дружеская беседа разбавляется элементами шоу. Условно программу можно разделить на четыре части.Первая часть – вступительная. В ней анонсируется то, что будет в программе. Здесь появляется гость, который рассказывает о себе, о своей деятельности в форме шоу-презентации. Во второй части идет разговор о госте, каким он был раньше и что представляет собой сегодня, о его заслугах, успехах, достижениях и поражениях. Как правило, ведущие просят рассказать о курьезных случаях и проводят блиц-опрос, после чего беседа разбавляется очередными элементами шоу. В третьей и четвертой частях появляются новые гости. Ведущие действуют по тому же сценарию, что и с предыдущим собеседником. Заканчивается программа не прощальными словами, а мажорными нотами гостей, чаще всего, это музыкальные группы, которых ведущие оставляют на «десерт».В программе «Профилактика» мы видим толчок к правильному применению тактики такой подачи информации как инфотейнмент(infotainment, от англ, information – информация и entertainment – развлечение) – программы, в которых информация представлена зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а программы представляют политику как сферу массовой культуры. Нужно отметить, что хороша не только наполняемость программы, но и качественная операторская работа в студии. Картинка выглядит всегда динамично, благодаря частой смене планов и свободному передвижению ведущих по студии. Обстановка всегда свободная, непринужденная, не обязывает ничем ни ведущих, ни гостей. Тем самым зритель эмоционально расслаблен и включен в беседу на «равных». Так или иначе, на каком бы высоком уровне не была операторская деятельность, главной и официальной причиной того, что программа перебралась на радио – стало увольнение операторских работников. Насколько эта версия правдива неизвестно, но именно так было объяснено на официальном сайте «Россия 1».

Образ ведущих программы

Анатолий Кузичев – российский радио- и телеведущий, журналист, главный продюсер радиостанции «Вести FM». Начал свою карьеру в качестве радиоведущего в 1993 году, а в конце 1990-х - начале 2000-х пробует свои силы на телевидении. На радио вел научно-популярную программу, перешедшую впоследствии на телевидение, и информационное шоу. На телевидении – информационную и информационно-развлекательную программу, включая и «Профилактику». Алексей Поляков и Илья Савельев вместе со школьной скамьи. В студенческие годы судьба развела их дороги, а после они снова встретились и зазвучали на радиоволне «Максимум» в 2010 году в качестве ведущих утренней развлекательной программы. В 2011 году оба ушли на экран, выбрав жанр посерьезнее.

Все трое ведущих начали свою карьеру с радио. Освоив это пространство, они встретились на экране вместе в программе «Профилактика». Разбирая образ каждого ведущего, следует подчеркнуть их особенности, ведь в любом случае каждый из них должен будет оказаться на своем месте. Так, Анатолий Кузичев выполняет главенствующую функцию: начинает разговоры, направляет их в нужное русло. Алексей Поляков ищет уязвимые места собеседника и помогает поддержать разговор. Илья Савельев не дает разговору стать «пресным», подкидывая «юморные», а иногда «острые» фразы.

Этот союз помогает программе быть законченной и не оставлять недосказанности. Каждый из них, выполняя свою функцию, строит программу кирпичик за кирпичиком, образуя законченный информационный продукт.

Ведущие не действуют по принципу «лебедь, рак и щука» и не тянут «воз» каждый в свою сторону. Никто из них не старается обратить внимание только на себя, внутри их коллектива – гармония, благодаря которой зрителям ничего не мешает, а создается картина целостности.

Радиоэфир как новый формат программы

Как было сказано выше, главной причиной того, что программа перешла на радиовещание послужило увольнение операторского состава.

Мы видим другую причину. Телевизионная программа выходила в ночное время, теперь радиопрограмма – с 17:00 до 20:00. Это время прайм-тайма, когда аудитория наиболее активно слушает радио. Тем самым рейтинг программы стал значительно выше, чем на телевидении.

Соответственно меняется и формат программы. На радио ее позиционируют как общественно-политическую. Гостями ток-шоу «Профилактика» в большинстве своем становятся общественные деятели, политики, бизнесмены, социологи, профессоры, критики, такие как Алексей Осипов (профессор Московской духовной семинарии), Леонид Голованов (автомобильный эксперт), Виктор Вахштайн (кандидат социологических наук, специалист в области социологии повседневности и социальной теории), Сергей Новиков (руководитель российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского»), Антон Красовский (российский журналист, телеведущий, литератор, публицист, критик) и многие другие.

Эфир радиопрограммы увеличился в три раза по сравнению с телевизионным выпуском. Упростилась структура программы. Первый час с 17:00 до 18:00 открывает рубрика «Школа прекрасного ньюсмейкинга №1», где ведущие обсуждают текущие новости. Говорят о главных, ярких, неожиданных, парадоксальных, свежих событиях, о которых написали в газетах и Интернете.

Во второй части с 18:00 до 19:00 – беседа с приглашенным гостем на актуальные темы и любопытные вопросы. В следующем часе с 19:00 до 20:00 трое ведущих обсуждают все вышесказанное, анализируют, спорят, подводят итоги. По нашему мнению, у них есть свой свежий взгляд, новые трактовки относительно того, что происходит.

Заключение

Российское телевидение любит брать чужое и выдавать за свое под другим названием и со своими героями. Людям нравится, они смотрят все, что им предлагают.

Программа «Профилактика» - концептуально новый информационный продукт, который, позволим себе сравнить, как маленькое черное платье Шанель: ориентированный на массовое потребление, но одновременно с этим отличающийся признаком хорошего вкуса, классического стиля. Главная функция этой программы не столько рекреационная, сколько просветительская. Поэтому в сетке телеканала не осталось лучшего для нее времени, как ночь.

Мы считаем, что новый информационный продукт «Профилактика» продолжает редкую на современном телевидении положительную тенденцию: информируя, не только развлекать, но и удивлять.

Список литературы и источников

  1. Пособие для начинающих журналистов http://www.iatp.md/youthpress/chapter2.htm

  2. В. А. Агроновский. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Москва. Варгиус. 1999. С.

  3. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

  4. Ворошилов В.В.Журналистика. СПб.,2000.

  5. Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С.152-163.

  6. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб,1999.

  7. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

  8. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.,1998.

  9. Официальный сайт ВГТРК «Россия 1» http://russia.tv/brand/show/brand_id/5200

  10. Официальный сайт шоу PROFIлактика http://profilaktica.tv/

  11. http://www.youtube.com/profilaktica

  12. http://www.facebook.com/profilaktica

  13. http://www.twitter.com/profilaktica

10

Просмотров работы: 3452