На основе вышесказанного можно предположить, что при решении современных проблем математического образования целесообразно обращение к накопленному методическому наследию. Это позволяет не только выявить факторы, которые способствовали эффективным решениям в прошлом, но также и определить перспективные направления совершенствования математического образования.
Прежде всего, необходимо определить, что же такое методическое наследие выдающихся педагогов-математиков. Следует отметить, что поиск значения словосочетания «методическое наследие» к настоящему времени результатов не дал. Ни в словарях, ни в диссертационных исследованиях по разным дисциплинам с вышеуказанным словосочетанием в заголовках, оно не было определено.
На наш взгляд, родовым понятием для феномена «методическое наследие» следует считать «культурное наследие». Тогда под методическим наследием будем понимать часть уникального культурного наследия человечества, выраженную в материальных и духовных источниках и содержащую не утративший в современных условиях теоретический и практический опыт обучения и воспитания конкретным учебным дисциплинам.
Прокомментируем наиболее важные характеристики, входящие в это определение.
Методическое наследие представляет собой часть культурного наследия, и в этом качестве представляет значимость и ценность для людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием конкретным учебным дисциплинам: ученым в области теории и методики преподавания, преподавателям педвузов и практикующим учителям.
Особо необходимо подчеркнуть уникальность как существенную характеристику методического наследия. Это обусловлено тем, что представленный в методическом наследии опыт очень часто является результатом многолетних теоретических и практических исследований автора в области теории и методики обучения учебной дисциплине, проверен и скорректирован практикой, в нем учтены ошибки и выявлены закономерности решения методических задач.
Содержание методического наследия составляют два аспекта: теоретико-методологический (в котором отражены концепции, идеи, закономерности, подходы) и практический (конкретные приемы, методы, способы решения возникающих на практике методических задач).
Важно подчеркнуть, что методическим наследием следует считать не любое творение человека, имеющего отношение к области теории и методики обучения учебной дисциплине. Прежде всего, феномен, претендующий на звание методического наследия, должен представлять собой уникальный образец общепризнанного и имеющего широкую общественную значимость теоретического или практического опыта обучения и воспитания, выдающимся примером конструирования методической концепции, создания методической идеи, нестандартного решения поставленной методической задачи.
Носителями методического наследия, позволяющими изучать и применять его на практике, могут служить, в первую очередь, материальные источники, к которым относятся книги биографического и хрестоматийного содержания, диссертационные исследования соответствующей тематики, статьи и т. д. Кроме того, до сих пор могут быть доступны и духовные носители методического наследия. К ним могут быть причислены личные воспоминания коллег, учеников, современников выдающихся ученых, их отзывы о проведении занятий, системах обучения, методических идеях и т.п.
Методическое наследие выдающихся ученых-математиков и методистов может существенно помочь как ученому в области теории и методики обучения математике, так и учителю в решении возникающих перед ними теоретических и практических задач. Известно [11], что структурные компоненты методической деятельности можно разделить на следующие группы: 1) методологические; 2) теоретические; 3) разработки приложений. Охарактеризуем кратко направления его применения в различных аспектах методической деятельности.
Методологический аспект деятельности современного учителя математики включает разработку методов исследования, конструирование методических систем, моделирующих предметы исследований и их внешних сред, а также вопросы внедрения результатов исследования в практику. Методическое наследие помогает реализации всех названных видов деятельности. На основе его изучения, сравнения, выявления наиболее оптимальных, проверенных практикой идей исследователю в области теории и методики обучения математике предоставляется возможность осмысления и обоснования своей методики обучения и воспитания учащихся.
Теоретический аспект деятельности обеспечивает выполнение методического исследования, в том числе прогнозирование его результатов, их объяснение и описание, систематизацию выявленных закономерностей. Методическое наследие в данном аспекте обеспечивает: на основе имеющегося опыта возможность правильного прогнозирования его результатов, верную интерпретацию, объяснение и систематизацию закономерностей функционирования разработанной методики обучения учащихся математике.
Аспект разработки приложений (практический аспект) ориентирован на выбор наиболее эффективных способов организации учебного процесса, применению их в различных ситуациях, внедрению теоретических положений в практику. Методическое наследие в данном аспекте может быть применено наиболее широко, так как в работах ученых содержится необходимый материал для научно-обоснованной и рациональной реализации этого аспекта.
В настоящее время задача исследования методического наследия выдающихся ученых, в частности, Ивана Косьмича Андронова, приобретает особую значимость. И. К. Андронов (1894 – 1975) – ученый, оказавший значительное влияние на формирование нескольких поколений российских учителей математики. Он был создателем отечественной научной школы в области методики обучения математике, автором многих программ и учебников, активным педагогическим деятелем своего времени. И. К. Андронов исследовал проблемы методологии и истории математики, методики её преподавания, вопросы подготовки учителей. Сформулировал идею единого курса математики для школ и техникумов, идею усиления теории в курсе математики начальной школы, мировоззренческой и практической направленности обучения [9].
Опираясь на исследования Р. С. Черкасов, Ю. М. Колягин, В. А. Садчиков и др., укажем его наиболее значимые методические идеи.
Фактически большая часть идей И. К. Андронова может быть объединена по следующим группам:
- идеи, направленные на совершенствование отечественной системы школьного математического образования [4];
- идеи, которые связаны с проблемой подготовки учителя математики [1];
- идеи, связанные с методологией и историей математики и математического образования [2], [6], [7], [8].
Методические идеи и опыт работы И. К. Андронова в системе математической подготовки учащихся основной школы являются актуальными и сегодня. В современной школе профилизация обучения математике осуществляется посредством организации изучения элективных курсов. Нами разработан вариант элективного курса по теме «Изучение тригонометрии на основе реальных задач»для учащихся 8 классов, выбравших естественно-математический профиль обучения. В содержательном плане курс опирается на работы И. К. Андронова [3], [5], в котором приводится много интересных примеров, раскрывающих тригонометрические понятия.
В процессе его разработки мы опирались на ряд методических идей, предложенных Иваном Косьмичем. Например, изложение учебного материала по-андроновски: изложение в форме исследования вопроса. Это позволяет осмыслить логику каждого определения или правила. Другая, не менее значимая в современных условиях идея - многочисленные удачно подобранные примеры, в достаточной мере иллюстрирующие теоретический материал. И. К. Андронов говорил и о необходимости включения в обучение текстов, дополняющих основное содержание: исторического материала, доказательств, интересных фактов, выходящих за рамки обязательной программы, но тесно примыкающих к нему, задач повышенной трудности. Весь этот материал должен помочь учащимся, интересующимся математикой, более глубоко и разносторонне изучить выбранную тему. Поэтому и в содержание нашего курса мы включали названные дополнения.
Современное звучание имеет сейчас и идея организации специализированных форм работы для подготовки математически одаренных учащихся. И. К. Андронов считал продуктивным подведение итогов творческой деятельности учащихся на школьных теоретических конференциях. Тематика конференций и форма их проведения служили приобретению школьниками большей самостоятельности и проявлению изобретательности для решения той или иной проблемы и в подходах к ней. Поэтому при выборе организационных форм обучения нами было включены в элективный курс интерактивные формы: деловые игры, организация обсуждения изучаемых вопросов после предварительного самостоятельного изучения, подготовка проектов и мини-исследований и др.
В ходе педагогического эксперимента было отмечено, что в процессе обучения математике учащихся основной школы, рационально реализующего методическое наследие, повышалось качество знаний и умений учащихся, отмечались рост их интереса к изучаемой дисциплине, а также творческая активность. По результатам экспериментальной работы можно судить о целесообразности и эффективности использования методического наследия И. К. Андронова в обучении математике учащихся основной школы и рекомендовать ее для более активного внедрения в учебный процесс.
Литература
Андронов, И. К. Арифметика. Развитие понятия числа и действий над числами: пособие для факультета начальной школы педагогических институтов и для педучилищ / И. К. Андронов. – М. : Учпедгиз, 1959. – 360 с.
Андронов, И. К. «Итоги сорокалетнего развития математического образования в СССР» / И. К. Андронов // Математика в школе. – 1957. – № 5. – С.6 - 21.
Андронов, И. К., Окунев, А. К. Курс тригонометрии, развиваемый на основе реальных задач / И. К. Андронов, А. К. Окунев. – М. : Просвещение, 1967. – 468 c.
Андронов, И. К. Математика для техникумов (курс единой математики) / И. К. Андронов. – М. : Высшая школа, 1965. – 824 с.
Андронов, И. К., Окунев, А. К. Основной курс тригонометрии, развиваемый на основе целесообразных задач / И. К. Андронов, А. К. Окунев. – М. : Учпедгиз, 1960. – 366 c.
Андронов, И. К. Трилогия предмета и метода математики : учеб. пособие. Часть I. / Под ред. проф. И. И. Баврина – М. : Просвещение, 1974. – 207 с.
Андронов, И. К. Трилогия предмета и метода математики : учеб. пособие. Часть II. / Под ред. проф. И. И. Баврина – М. : Просвещение, 2003. – 197 с.
Андронов, И. К. Трилогия предмета и метода математики : учеб. пособие Часть III. / Под ред. проф. И. И. Баврина – М. : Просвещение, 2004. – 145 с.
Брадис, В. М. Иван Козьмич Андронов (К 80-летию со дня рождения) / В. М. Брадис // Математика в школе. – 1974. – № 2. – С.84 - 85.
Садчиков, В. А. Во славу лет, не прожитых напрасно. О профессоре И. К. Андронове, талантливом педагоге, ученом, просветителе / В. А. Садчиков. – М. : ПЕР СЭ, 2009. – 400 с.
Саранцев, Г. И. Методическая подготовка студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов в современных условиях : монография / Г. И. Саранцев; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 127 с.
Саранцев, Г. И. Современное методическое мышление / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 31 – 40.