РОЛЬ СЕМИНАРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ СЕМИНАРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Брокарев И.А. 1, Крыштоп В.А. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня все люди планеты представляют собой единую всемирную общность людей. Экономические, политические и культурные связи обуславливают растущие взаимодействия народов и наций.

Современный мир движется к признанию приоритета ценностей более важных, чем ценности материального благополучия – устойчивому развитию, здоровому образу жизни, сохранению окружающей среды, развитию личности. В этой ситуации толерантное сознание в межнациональных отношениях становится одной из важнейших ценностей человеческого существования [1,2].

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли [2,4].

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности[3,3].

К сожалению, напротив, список форм, симптомов и проявлений интолерантности в современном мире, разнообразен и велик. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне – от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Поэтому важно соблюдать толерантность и к иным взглядам, оставаясь при своих убеждениях, но избегая насилия, столкновения [2,6].

В современной России, переживающей период радикальных трансформаций, реформ, разброда идейных ориентиров толерантность необходима в интересах установления пристойных условий жизни, модернизации страны [1,3].

В ходе реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе» были получены результаты социологического и социально-психологического мониторинга, которые показали, что в наибольшей степени нетерпимость наблюдается в местах стихийного скопления людей: на улице, в транспорте, в общественных местах и местах проведения массовых зрелищ. Фактически конкурируют в проявлениях нетерпимости сфера средств массовой информации и сфера семейной жизни. На основе результатов мониторинга "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре", посвященного исследованию отношения подростков к национализму и экстремизму, различным религиям, неформальным молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие одобряемым способом разрешения различных конфликтов. Опрос показал, что отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, подростки на первое место поставили агрессивный национализм (18.6%), затем расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), насилие (14.7), нетерпимость (14.4%), терроризм (13.4%). Только около 2% респондентов считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам. Показательно высок и процент тех школьников, которым безразлична эта проблема (28.2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым неформальным молодежным группам. Такая социальная норма является убедительным доказательством необходимости активизации действий в области развития толерантности в молодежной среде [4,8].

Одной из форм взаимодействия субъектов процесса в культурно-образовательной среде могут служить семинары. Еще в Древнем Риме и Греции на таких мероприятиях докладчики, выступая перед аудиторией, делились своим мнением на какой-либо вопрос, вели обсуждение доклада, спорили и комментировали его.

Сегодня такая интерактивная форма практикуется учителями в школе, начиная с начальных классов, затем переходит на другой уровень в ВУЗе, имеет место и в профессиональной деятельности. Семинары способствуют лучшему запоминанию новых знаний, развитию познавательной мотивации и творческого мышления, а также позволяют представить необходимую информацию на более углубленном уровне, не затрудняя при этом ее восприятия.

Наш опыт показывает, что такая интерактивная форма информационного обмена между студентами, может послужить в решении проблемы проявления интолерантного поведения.

Основной целью такого семинара может быть привлечение внимания школьников или студентов к проблеме «толерантной неграмотности» и интолерантного поведения в молодежной среде.

Для достижения поставленной цели в ходе семинара решаются такие задачи, как:

расширение представлений о толерантности в мышлении и поведении, о психологии социального взаимодействия;

отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

создание условий для формирования готовности реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях

разработка акции на тему: «формирование толерантного сознания и поведения в молодежной среде»

повышение познавательного интереса студентов;

создание условий для коллективного творчества и сплоченности групп студентов.

Наш опыт показал, что в результате проведения такого мероприятия, повышается интерес студентов к проблемам толерантного поведения в молодежной среде, расширяются представления о толерантности; приобретается опыт реализации полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности, происходит активное включение студентов в разработку акций на тему: «Формирование толерантного сознания и поведения в молодежной среде».

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на преимущество семинара, как формы организации воспитательного процесса в школе. Во время проведения различных воспитательных мероприятий и классных часов данная интерактивная форма позволяет перевести социальную ситуацию в воспитательную, делает доступным взаимодействие и сотрудничество воспитателя и воспитанника друг с другом, помогает определить круг проблем, подлежащих обсуждению. Все это способствует формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, нравственности, чувства долга и патриотизма.

Список использованной литературы:

  1. Умарова З.Я. Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях. - Махачкала, 2006. - 5 с.

  2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «Толерантность»//"ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ".- 2003. – № 1-2. - С. 7-15

  3. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml.– 9.09.12.

  4. ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2001–2002 ГОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2001–2005 ГОДЫ)" от 15 мая 2003 года.

Просмотров работы: 1931