Сниженное зрение во многом влияет на работоспособность, развитие ведущих физиологических систем организма ребёнка, качество обучения, восприятия и осмысления детьми окружающего мира.
Одной из наиболее распространённых причин нарушения зрения является спазм аккомодации, который представляет собой физиологическое напряжение цилиарной мышцы, необходимое для полной или хотя бы частичной коррекции восприятия. В основе спазма аккомодации чаще всего лежит дисфункция вегетативной нервной системы. Спазм цилиарных мышц происходит в результате усиления ригидности ослабленной и перенапряжённой аккомодационной мышцы при увеличении зрительной нагрузки, плохом освещении, снижении реактивности организма, соматических и психосоматических заболеваниях.
Распространённость и высокая социальная значимость нарушений зрения у детей определяют необходимость поиска эффективных путей их профилактики и коррекции. Одним из методов может стать специальная гимнастика.
Целью нашего исследования явилось изучение влияния гимнастики для глаз на состояние такой распространённой патологии, как спазм аккомодации.
Материалы и методы. Обследовано 166 детей (112 девочек и 54 мальчика – такое соотношение обусловлено спецификой учебного заведения, в котором преобладают девочки) в возрасте от 7 до 10 лет – учащихся 1–3 классов. С сентября по декабрь 2012 года – в течение 3,5 месяцев – ежедневно перед занятиями под контролем специально подготовленных волонтёров – студентов старших курсов, интернов-педиатров и учащихся старших классов – с детьми проводились точечный массаж и гимнастика для глаз. В начале и в конце программы детям был проведён осмотр окулистом, проверена острота зрения.
Точечный массаж для глаз
Ребёнок под контролем волонтёра проводит массаж по описанным ниже точкам.
Каждую точку следует массировать одновременно с двух сторон, соблюдая последовательность. Массаж точек выполняется медленными круговыми движениями пальцев по 9 раз в одну и в другую сторону. Процедура повторяется 2 раза.
Точка 1 – V 1 (цин-мин) расположена кнутри от внутреннего угла глаза на 0,3 см.
Точка 1(цин-мин)
Точка 2 – E 2 (сы-бай) расположена вертикально ниже центра зрачка под нижним краем глазницы на 1 см.
Точка 2(сы-бай)
Точка 3 – VB 20 (фэн-чи) расположена в ямочке под сосцевидным отростком на 0,5 см выше границы роста волос.
Точка 3(фэн-чи)
Т
Точка 4(в центремочки уха)
очка 4 расположена в центре мочки уха. Следует взять мочку уха снизу большими, сверху указательными пальцами. Массировать указательными пальцами.
Пальминг
Растирать ладошки до ощущения тепла, затем наложить руки на глаза, передавая это тепло и энергию глазам, чтобы снять спазм.
Мигательная гимнастика
Мигание смазывает и очищает глаза, позволяет им отдыхать, улучшает кровообращение. Простой способ увлажнить и расслабить глаза – часто поморгать.
Полученные результаты. При обследовании перед началом оздоровительной программы у 96 детей (58%) был выявлен спазм аккомодации, из них – у 69 девочек (62% от числа обследованных девочек) и 27 мальчиков (54% от числа обследованных мальчиков), т.е. у девочек спазм аккомодации встречался достоверно чаще, чем у мальчиков. Наибольшее число детей со спазмом аккомодации оказалось в первых классах, где он был диагностирован у 79% учащихся, причём девочки составили 80%, мальчики – 20%. Меньше всего детей со спазмом аккомодации было среди второклассников, где спазм аккомодации был выявлен у 40% детей, причём девочки составили 72%, мальчики – 28%. У учащихся третьих классов спазм аккомодации выявлен у 60% (64% составили девочки, 36% – мальчики). Таким образом, во всех возрастных группах преобладали девочки.
Через 3,5 месяца занятий было проведено повторное обследование. Спазм аккомодации сохранился у 66 детей, т.е. у 30 детей (31%) он был ликвидирован. Среди детей, у которых спазм аккомодации сохранился, по-прежнему преобладали девочки (74%). Наибольший эффект получен у третьеклассников, среди которых до начала занятий спазм аккомодации был выявлен в 60% случаев, а через 3,5 месяца занятий – только в 20% (р=0,023).
Достоверно уменьшилось число детей со спазмом аккомодации и среди первоклассников, у которых до занятий он был выявлен у 35 (79%), а сохранился у 29 (66%) (р=0,036).
Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярно проводимые массаж и гимнастика для глаз положительно влияют на функцию зрения у младших школьников, способствуют устранению спазма аккомодации – распространённого нарушения зрительной функции, возникающего чаще всего в результате повышенной зрительной нагрузки.
Внедрение данной методики в школах позволит повысить работоспособность учащихся, улучшить состояние зрения, снять глазное напряжение, что в целом будет способствовать повышению качества жизни школьников.
Литература
Емельянов А.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения и оптимизация условий их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях: дис. … канд. мед. наук. – М., 2009. – 157 с.
Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. – М.: Наука, 1990.
Роль семьи в формировании здоровья школьников / Н.И. Аверьянова [и др.] // Актуальные проблемы педиатрии: сб. мат. XVI Съезда педиатров России. – М., 2009. – С. 333-334.
Состояние здоровья школьников начальных классов специализированной гимназии / Н.И. Аверьянова [и др.] // Актуальные проблемы амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам: материалы регион. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2003. – С. 14-16.
Шалгинова В.И. Профилактика нарушений зрения у младших школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 168 с.