ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Шакирова Л.И. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности.

Разработкой различных аспектов профессиональной ориентации и самоопределения школьников занимаются такие педагоги, как Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнина,В.Г. Ананьева, Л.А. Бойко, А.М. Баскаков, В.Г. Боброва, С.А. Гольдина, О.В. Ерёмкина, Л.А. Ковалёва, Н.Г. Колотилова, В.С. Морозова, З.Г. Сазонова, В.П. Успенский, Э.Ш. Хамитов, Е.П. Шастина, Е.П. Шиянов, Л.С. Шубина и другие.

В.А. Поляков утверждает, что «профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [1].

Профессиональное самоопределение осуществляется непрерывно на всем протяжении активной жизни человека (Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Л.М.Митина и др.);

Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, мотивации человека (Э.Ф. Зеер).

Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, "выполнения" себя.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профессиональному самоопределению, мы вывели схему решения задачи выбора:

1) сориентироваться в мире современных профессий;

2) определить свои склонности и интересы;

3) определение своего здоровья, чтобы выяснить, нет ли противопоказаний к каком-либо виду труда?

4) выяснить потребность в интересующей профессии и перспективах ее развития в районе, где молодой человек живет и собирается работать;

5) определить путь и способы получения желаемой профессии.

Юноши и девушки, задумывающиеся над своим самоопределением, испытывают многообразные влияния семьи, сверстников, разного рода воспитательных организаций, средств массовой информации. Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека базируется на его социальной ориентированности. Очень важно помочь старшекласснику правильно сделать этот выбор

Профориентационная работа в школе должна формировать у старшеклассников осознанный выбор профессии, что предполагает создание мотивации к овладению профессией, наличие информации о содержании и перспективах профессии.

В формировании профессионального самоопределения старшеклассников немаловажную роль играет социальный педагог. В его обязанности входит подготовка молодых людей к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Но в настоящее время деятельность социального педагога по решению этой проблемы не имеет достаточной методической разработанности.

Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать, прежде всего, их возрастные особенности. Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению учащихся: деятельность 9 и 11 классе.

Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать с классным руководителем, преподавателями, а также администрацией и родителями.

Социальному педагогу следует учитывать, что старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).

Необходимо осуществлять деятельность по конкретным разработанным программам профессионального самоопределения для старшеклассников.

Эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

Организация профессионального самоопределения старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно–информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально- эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов , а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально- правовых проблем.

Список использованной литературы

1. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 33-37.

Просмотров работы: 3572