ВЫРАЖЕННОСТЬ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЫРАЖЕННОСТЬ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Мингалеева Г.Ф. 1, Бильданова В.Р. 1
1Казанский Федеральный Университет (г.Елабуга)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных психологических трактовках конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, расхождение интересов. Изучение конфликтности личности в современной психологии является всегда актуальным.

Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Конфликты возникают в любой плоскости человеческих взаимоотношений, и, система высшего образования не является исключением.

Причины конфликтов типа «студент — студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:

  • неадекватность оценок и самооценок;

  • различия в ценностных ориентациях;

  • разлад человека с самим собой;

  • бестактность в общении, зависть к успехам другого.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

На поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте влияет темперамент. Человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте. Например, холерический тип темперамента, который обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы, часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом.. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.

Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Таким образом, когда личность оценивает себя адекватно, она более успешна, у нее ниже уровень конфликтности в процессе взаимодействия с социальным окружением. При завышенной самооценке, когда индивидуум намеренно подчеркивает свое превосходство над другими, как правило, возникают проблемы с социальным окружением, а также с окружающими. Реакция на данную самооценку поведения индивидуума обычно негативная. Тип личности с завышенной самооценкой потенциально конфликтен, особенно в ситуациях, связанных со стимулированием деятельности сотрудников.

У людей с заниженным уровнем самооценки и невысокими притязаниями низкий уровень успешности, следовательно, достаточно высокий уровень переживания, поиска причин и виновных, соответственно и более высокий уровень конфликтности, как внутренней, так и внешней, вплоть до возникновения «комплекса неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других. А также на уровень конфликтности и преобладающий стиль конфликтного поведения личности значительное влияние оказывает то в, чем человек видит причину (виновников) того, что с ним происходит.

Студенчество – отдельная возрастная категория, специфи­ческая общность людей, целенаправленно, систематически овладевающая знани­ями и профессиональными умениями. В студенческой группе отражается все многообразие общества. В силу этого, в ней могут возникать самые разнообразные конфликты.

Наше тестирование со студентами факультета татарской и сопоставительной филологии показало, что конфликтность более выражена на 2 курсе. Низкий уровень конфликтности выражен у студентов 3-го курса и составляет 40%, (на 4 курсе низкий уровень конфликтности составляет 33%, на 2 курсе – 25%). Средний уровень конфликтности преобладает у студентов 4 курса, что составляет 62%, (на 4 курсе 60%, на 2 курсе – 58%). Высокий уровень конфликтности более выражен на 2 курсе – 17%, на 4 курсе – 5%, на 3 курсе высокий уровень конфликтности отсутствует. Можно предположить, что причиной того, что на 2 курсе уровень конфликтности выше, чем на 3 и 4 курсе, является среда, в которой учатся и живут студенты, их личные особенности. Одной из причин является то, что студенты 2 курса проходят адаптационный период. Полученные результаты у обследуемых студентов показали незначительные возрастные отличия в выраженности конфликтности. Общий уровень конфликтности в пределах нормы у подавляющего числа студентов. Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута, задачи решены.

Просмотров работы: 1185