ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сабирова Л.М. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы ребенка. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности [1, c. 54].

Но в настоящее время тревожность стала постоянным спутником детей. Тревога, взаимоотношения со сверстниками намертво крепятся в маленьких сердцах, заставляя детей совершать поступки, не свойственные их характерам. Расстройства в виде тревожности имеют место во всех культурах, но более часто возникают в тех семьях, где к детям предъявляют высокие требования и не оказывают им достаточной поддержки [2, с. 88].

Понимание «тревожности» и «межличностного отношения» у разных исследователей различные. Можно проследить два подхода – понимание тревожности, как изначально присущей каждой личности, с другой стороны – ставят степень тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с другими людьми. Межличностные отношения можно рассматривать как систему установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Проблема детской тревожности и их межличностного отношения - одна из главных проблем современной школы. Именно школы, потому что в силах учителя создать в классе благоприятный психологический климат, хорошие отношения, обеспечить приемлемые условия обучения и воспитания для всех и каждого в отдельности.

Нами было проведено исследование среди младших школьников сельской местности. В исследовании приняли участие группа детей 2 класса. Для проведения эксперимента были использованы методики «Детский вариант шкалы явной тревожности (СМАS)» и «Оценка отношений с классом»

Данные, полученные в ходе исследования с использованием методики «Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)» , по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности», показывают что дети отвечали искренне во время тестирования Откровенны в раскрытии себя, внутреннего мира, своих страхов и тревожности. Только один девочка (Гарапова Л. Б.) дает худший результат по достоверности своего ответа.

Результаты, полученные после проведения методики, показали, что 67% испытуемых имеют очень высокий и явно повышенный тревожность. Они обычно носит «разлитой», генерализованный характер и некоторых можно отнести группу риска.

Потом подчитывается количество ответов по шкале CMAS. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые совпадают с ключом теста и подчеркнуто «верно». Ответы – это факторный анализ (без шкалы социальной желательности) проявления тревожности. Анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством.

Содержательная характеристика каждого фактора:

1. Межличностное напряжение – общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками, тревожность по поводу не соответствие ожиданиям сверстников), общий негативный эмоциональный фон отношений.

2. Мотивация достижения, самооценка – желания получения высоких оценок, учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, избегания неудачи, ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.

3. Вегетативные реакции – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, вегетативный невроз, истерические реакции, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, психосоматические нарушения.

4. Страхи, общее беспокойство - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей, также эмоционально переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.

Используя данную методику, мы смотрели показатель тревожности, и рассматривали факторы возникновения тревожности.

Анализируя результат данного исследования, можно сказать, что факторами возникновения тревожности является: межличностное напряжение, мотивация достижения, самооценка, вегетативные реакции, страхи и общее беспокойство. У детей младшего школьного возраста в количестве 31% фактором высокой и явно повышенной тревожности оказался межличностное напряжение.

Можно сделать предположение о том, что причиной возникновения межличностного напряжения в данном классе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок - ребенок» в контексте межличностного отношения.

Для подтверждения выдвинутого предположения было проведено исследование «Оценка отношений с классом», чтобы выявить «типы» восприятия группы испытуемыми и их отношения.

Результаты данного исследования показали, что половина класса (51%) имеют индивидуалистический тип восприятия группы, что и способствует межличностному напряжению в системе межличностных отношений. Наше предположение, что причиной межличностного напряжения является нарушение в системе взаимодействия «ребенок - ребенок» в контексте межличностного отношения подтверждается.

Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и межличностном отношение у детей младшего школьного возраста. Можно констатировать, что тревожные дети младшего школьного возраста нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие конструктивных способов их отношения.

Список использованной литературы

1. Козлова Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2002. – С.52-56.

2. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 656 с.

Просмотров работы: 3607