ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Гарифуллина А.И. 1
1Казанский Федеральный Универститет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы обусловлена тем, что подростковый возраст, по мнению многих исследователей (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Л.В. Занков идр.), является одним из самых важных и трудных периодов человеческой жизни, в этот период происходит становление личности, закладываются особенности поведения, а также способы решения проблем. Важно, чтобы уровень тревожности в этот период не помешал построению социальных взаимоотношений и усвоению норм.

Объектом мое исследования стало проявление тревожности в способах решения проблем

Предметом исследования стали способы решения подростком проблемных ситуаций в их взаимосвязи с тревожностью.

В качестве задач исследования были выделены следующие:

1.классифицировать возможные способы решения проблем, используемые подростками.

2.определить предпочтения подростков в выборе способа решения проблем.

3.исследовать наличие связи между предпочитаемым способом решения проблем и уровнем тревожности

Цель: выявить взаимосвязь уровня тревожности и способа решения проблемной ситуации подростком.

Нами было проведено исследование, в котором приняло участие 32 школьника, 13-15 лет. Для диагностики школьной тревожности была использована методика диагностики школьной тревожности Филлипса и методику «Решение проблем, для выявления наиболее предпочитаемых способов поведения подростков». В результате было сформировано две контрастные группы: с высокой и низкой тревожностью.

В каждой группе были выделены преобладающие способы решения проблем. В результате составленных диаграмм мы видим, что в группе с высокой тревожностью 68,7% выборов составляет силовой способ решения проблем, и всего лишь 18,7% личностный.(диаграмма1)

В группе же с низкой тревожностью наоборот преобладает личностный способ решения проблем 62,5%, тогда как силовой составляет 25%. Нормативный способ решения проблем в обеих группах составил одинаковый самый маленький процент 12,5% (диаграмма 2) Т.е. из трех способов решения проблем нормативный используется реже, чем остальные. Это может быть связано с тем, что нормативное поведение как таковое в меньшей мере сформирована у подростков.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что подростки с высоким уровнем тревожности предпочитают решать существующие проблемы прямо и непосредственно силовым способом, т.е. используя агрессию, физическое (насильное) воздействие на окружающих.

В то время как подростки с низким уровнем тревожности предпочитают решать проблемы, апеллируя к личности другого человека, к эмоциональной составляющей межличностных отношений.

Исходя из этого мы можем утверждать о наличие связи между предпочитаемым способом решения конфликтной ситуации и тревожностью подростка.

Связь тревожности и силового способа решения конфликтов может иметь несколько объяснений. Для тревожного подростка в силу его особенностей окружающий мир кажется агрессивным и пугающим, что провоцирует его на защиту себя, т.е агрессию, и как результат силовой способ поведения.

С другой стороны тревожность вызывает нетерпеливость, желание быстро достичь результата, прояснить ситуацию, для того чтобы снять напряжение. А силовой способ, по сравнению с нормативным и личностным является наиболее простым и быстрым.

Тревожные подростки в большинстве своем бывают неуверенными в себе, и силовой поведение является для них способом «отгородить свою территорию».

На основе проведенной работы нами были сделаны выводы:

1.Тревожность преобразует способ решения проблемной ситуации. Так в группе с высоким уровнем тревожности преобладает силовой способ решения проблем, тогда как для группы с низкой тревожностью характерно решать проблемы обращаясь к личности другого человека

2. Нормативный способ решения конфликтов оказался не сформированным в обоих группах. Хотя нормативное поведение, в частности для подростков с высоким уровнем тревожности могло бы стать решением их проблем.

Просмотров работы: 1576