И так, 20 января 2001 г. состоялась инаугурация нового президента США Джоржа Уокера Буша. Дж. Бушу младшему досталась на тот момент самая процветающая страна, но так случилось, что после его прихода к своим полномочиям буквально через девять месяцев произошло событие, которое заставило нового американского президента трансформировать все замыслы и идеи по дальнейшему развитию США, более того ускорить формирование СНБ США. Террористическая атака 11 сентября 2001 г. на Нью-Йорк и Вашингтон побудила начало, вслед за этими событиями, войны США против международного терроризма, которая оказала чрезвычайно глубокое воздействие на американскую внутреннюю и внешнюю политику.
Искоренение глобальных террористических организаций, представляющих угрозу для США, становится фокусом американской стратегии национальной безопасности. Вторым приоритетом американской политики объявлена борьба против «оси зла», в состав которой включены Ирак, Иран и Северная Корея.
В основу доктрины Дж. Буша легли такие документы как, «Доклад о положении нации», «Стратегия национальной безопасности», а также речь американского президента в Организации Объединенных Наций.
Наиболее важным из этих трех документов, стала «СНБ США» прозвучавшая в речи президента США 20 сентября 2002 г. в память о погибших в террористическом акте 11 сентября 2001 г. 20 сентября 2002 г. она была опубликована, и впоследствии стала основой Доктрины Буша.
Главным направлением в этом документе так же стала тема борьбы с терроризмом. В представленном документе звучат замыслы достаточно радикальные замыслы такие как «... в случае необходимости мы, используя право на самозащиту, без колебаний будем действовать в одиночку и с упреждением»1. То есть, если ранее, когда Вашингтону нужна была помощь РФ для проведения антитеррористической операции в Афганистане США готовы были сотрудничать по вопросам терроризма и старались как-то побудить их к такому сотрудничеству, то теперь Дж. Буш утверждает, что может вполне обойтись без чьей либо поддержки показывая в очередной раз американское мировое лидерство и доминирование над другими государствами. После чего, президент сравнивает войну с терроризмом с холодной войной с СССР: «В холодной войне, особенно после карибского кризиса, мы действовали в обстановке общего статус-кво, имея дело с противником, не расположенным рисковать. Сдерживание было эффективной защитой. Но сдерживание, основанное только на угрозе возмездия, неэффективно против лидеров «стран-изгоев», готовых пойти на риск, играющими жизнями своего народа и благополучием своих наций»2. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Холодная война отошла не далеко от американо-российских отношений, но США не воспринимают ее уже как угрозу, которая может возвратиться и готовы на сотрудничество с Россией в преодолении новых мировых угроз.
Следствием первого президентства Дж. Буша младшего и воплощением его доктрины, в основе которой находилась СНБ США 2002 года, оказались как позитивные, так и негативные моменты. Но как оказалось позднее, негативных моментов было больше. Из крупных положительных моментов мы можем упомянуть лишь эффективно проведенные операции по борьбе с терроризмом в Афганистане, и улучшение при помощи этого отношений с Россией. К неблагоприятным моментам же, можно причислить то, что в погоне за устранением терроризма по всему миру США, развязали войну в Ираке, что привело к неоднозначным оценкам мирового и американского сообщества и повлияло на рейтинг Буша, так же растраты на проведения военных операций значительно увеличились, что привело к сокращению расходов на социальные программы и к недовольству среди американского сообщества.
Все вышеперечисленное повлияло на выборы 2004 года, которые протекали довольно трудно из-за испорченного рейтинга Дж. Буша младшего. Более того, стоял вопрос о его пребывании на посту президента во второй раз. В итоге с небольшим перевесом голосов Дж. Буш младший все таки вступил на пост президента США. Нелегкая победа послужила для Дж. Буша и его администрации звонком к тому, что бы произвести определенные изменения в своей Доктрине.
Так в марте 2006 года была создана новая СНБ США, которая во многом повторяет старую, но имеет и свои особенности. Стратегия национальной безопасности США 20063 года состоит из 49 страниц в отличие от стратегии 2002 года, в которой 35 страниц. Текст документа открывается предисловием, написанным президентом США. В «Стратегии» перечисляют все основные вызовы, с которыми, по мнению Белого дома, сталкиваются и будут сталкиваться в ближайшем будущем.
В СНБ 2006 года не указываются сроки ее действия. Этот документ разрабатывал Совет по национальной безопасности при непосредственном участии главы американского государства. Стратегия, по сути, представляет собой только перечень мероприятий, которые намерен проводить официальный Вашингтон в сфере обеспечения национальной безопасности. В документе формулируются дальнейшие направления деятельности правительства в этой области. До настоящего времени документ существует только на английском языке.
Если мы вникнем в суть стратегии, то увидим, что она почти копия СБ 2002 года, но отличается изменением своего отношения в сторону некоторых стран, таких как, например Россия, Иран и другие. Более того мы увидим что не смотря на осуждение американской общественностью и мировым сообществом Дж. Буш младший не изменил основных принципов своей доктрины, лишь сделал их намного мягче на словах, что может быть подтверждено следующей цитатой: «В случае необходимости, исходя из давнего принципа самообороны, мы не исключаем использование силы до того как произойдет нападение на США, даже при сохранении неопределенности в отношении времени и места нападения со стороны противника»4.
Несмотря на негативное отношение даже американского сообщества на главные принципы, положенные в основу СНБ 2002 года, в частности такой принцип как превентивное отражение угрозы, Дж. Буш не счел важным поменять их в СНБ США 2006 года. Он решил пойти другим путем и попытаться продемонстрировать американскому народу положительные результаты своего прошлого президентства, так же поставить цели на обозримое будущее и поменять отношение к тем странам, поведение которых препятствовало, в некоторой степени, проведению его политики на международной арене.
Особый резонанс со стороны российского политического сообщества вызвало отношение к России в СНБ США 2006, отраженное целым абзацем в разделе под названием «развитие сотрудничества с мировыми центрами глобальной силы»5.
Так например, из первого предложения СНБ США 2006, мы видим что США по-прежнему присуждают России место одного из сильнейших государств на международной арене, но обоснованность данной силы сводятся лишь к территориальной мощи, что заметно преуменьшает возможности РФ как союзника США. «По причине географического положения и мощи Россия оказывает большое влияние не только на Европу и своих ближайших соседей, но также и на многие другие регионы, входящие в сферу жизненно важных интересов США: Ближний Восток, Южная и Центральная Азия, а также Восточная Азия»6.
Из следующей цитаты документа по национальной безопасности мы можем сделать вывод о том, что США здесь подразумевают их право контролировать внутреннюю и внешнюю политику РФ, конечно же, с позволения РФ, о чем, кстати, не упомянуто. Но из логических соображений, понятно, что, скорее всего Россия позволит так делать, так как все знают о том, как РФ в последние годы стремиться улучшить отношения с США. Данная цитата начинается со слов: «Укрепление отношений будут зависеть от проводимой Россией внешней и внутренней политики. Последние тенденции, указывают на уменьшение приверженности России к демократическим свободам и институтам.»7. Из данной цитаты так же можно вывести стремление влиять на внутреннюю и внешнюю политику РФ по средством установления, на мой взгляд, ультиматума по типу: американо-российские отношения улучшаться, если и внутренняя и внешняя политика РФ будет соответствовать установленным США для РФ негласным критериям.
Так же, далее в документе говориться о том, что отношения у РФ ухудшаться и со странами Запада, если РФ будет проводить опять же политику, не удовлетворяющую интересы США. К данному заявлению невольно напрашивается вопрос, чья это стратегия безопасности и почему США сочли, что они могут повлиять на то, как будут развиваться отношения у России и Запада.
«Стабильность и благополучие стран – соседей России позволит углубить двухсторонние отношения. Но эта стабильность останется иллюзией до тех пор, пока страны региона не будут управляться эффективными демократиями»8. Данная цитата вообще может расцениваться как покушение со стороны США на территории постсоветского пространства, к которым так ревностно относиться РФ.
После вышесказанного мне, кажется, что нет необходимости объяснять причины критичного мнения исследователей американо-российских отношений и российских политиков к новой на тот момент стратегии США. Можно лишь подтвердить их примерами.
Так, например министерство иностранных дел России несколькими днями позже отреагировало на представленный США документ следующим сообщением: «Характерная черта новой редакции – дальнейшая идеологизация внешней политики США. Отныне главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии... США готовы тесно работать с Россией по вопросам, которые представляют взаимный интерес, но укрепление наших отношений будет зависеть от того, насколько правильную, по мнению Соединенных Штатов, внутреннюю и внешнюю политику она будет проводить. И тут же утверждается, будто последние тенденции в России указывают на ее якобы уменьшающуюся приверженность демократическим свободам и институтам. Надо ли это воспринимать как прямое указание на то, что в ближайшей перспективе российско-американские отношения ожидают не лучшие времена?
В новой американской стратегии сформулирована заявка на активную демократизаторскую роль США в соседних с Россией странах. Нас будут убеждать, что форсируемый извне демократический прогресс в соседних странах полезен для проживающих там народов. Достаточно претенциозно звучит “разъяснение”, что если Россия будет “мешать” демократическому развитию, то это испортит ее отношения не только с США, но и с Европой»9.
Причиной столь радикальной перемены мнения в отношении РФ со стороны США в новой СНБ, на мой взгляд кроется в многолетних военных операциях по стабилизации обстановки в Афганистане и Ираке, которые не принесли желаемых результатов, и кроме того зарождался кризис, связанный с ядерной программой Ирана, а так же самой главной причиной явилось резкое осуждение Россией военных действий США в Ираке.
В итоге можно отметить, что проанализировав абзацы, посвященные России в новой концепции безопасности США, мы увидели насколько США, изменили мнение в сторону РФ и что радикальность мнений российских исследователей, ознакомившихся с Стратегией США 2006 года, по большей части оправдана.
Стратегия национальной безопасности президента Б. Обамы, опубликованная 26 мая 2010 г.,10 так же вызвала огромный интерес со стороны мирового экспертно-аналитического сообщества. В структуре документа выделяются две важнейшие части. В первой дается краткая оценка международной ситуации и основные принципы, положенные в основание Стратегии-2010. Во второй части определены национальные интересы США и способы их достижения.
Главная цель стратегии – национальное обновление для восстановления американского глобального лидерства. В Стратегии-2010 подчеркивается важная роль внутриполитического аспекта стратегии национальной безопасности: «наша сила и влияние за рубежом опирается на те шаги, которые мы предпримем у себя дома»11. То есть новоиспеченный президент США на тот период намеривался взять наиболее изоляционистский путь развития, нежели его предшественник.
В отличие от СНБ 2006 года, где Буш заявил о приверженности действий США в одиночку, как мирового лидера, Обама делает акцент на том, что насколько бы ни были сильны США они не смогут без помощи других стран справиться с глобальными угрозами человечеству.
В разделе «Сотрудничество с другими государствами в 21 веке» Б. Обама достаточно сдержано подошел к описанию и перспективам сотрудничества именно с Россией. На такой подход изложения мысли, скорее всего, на тот момент повлияло заявленная Б. Обамой т. н. «перезагрузка» в отношения с РФ. Тем не менее, даже из столь небольшого отступления в адрес России можно сделать определенные выводы.
С первых же строк в адрес России Обама заявляет о расчете на создание более стабильных отношений с нашей страной и о взаимном сотрудничестве. Далее идет уточнение о том, какой должна быть РФ для развития подобных отношений: «Соединенные Штаты заинтересованы в сильной и процветающей России, которая уважает международные нормы». Делая вывод из данного изречения, с акцентом на соблюдения международных норм, невольно вспоминается грузино-осетинская война, в которой Россия была обвинена в действиях не соответствующих международным нормам. Но как мы видим, намек сделан весьма аккуратно, с целью действительно не затронуть старые разногласия, но, тем не менее, об этом упомянуто. Далее в отличие от вышеописанных стратегий, где роль РФ сводилась к территориальному преимуществу России, Обама все-таки счёл нужным вспомнить и о ядерном потенциале РФ, так как незадолго до выпуска данной стратегии США решились на подписание с РФ нового проекта по сокращению вооружений СНВ 3. «Как две страны, обладающие самым большим потенциалом ядерных вооружений в мире, мы работаем вместе по вопросу о нераспространении оружия. Осуществляемая работа заключается в первую очередь в сокращении ядерных арсеналов наших государств и так же в контроле выполнения другими странами своих международных обязательств в данной области». Из дальнейшего высказывания можно сделать вывод о том что США обращают внимание на то что пока Россия пытается наладить сотрудничество с Европой и Западом она мало уделяет внимания постсоветскому пространству, более того США обещают помочь в контроле данного направления внешней политики РФ. «В то время как России стремиться к поиску сотрудничества в Европе и Азии, мы будем поддерживать суверенитет и территориальную целостность соседей России». На мой взгляд, данное предложение должно насторожить РФ, учитывая то, что количество постсоветских стран с присутствием в них НАТО в период президентства Буша неуклонно росло. Кстати, еще можно отметить, что в СНБ 2010 в отличие от вышеописанных СНБ США заметно возросло значение международных организаций. Но при этом значение НАТО в данном документе как и в предыдущих СНБ подчеркивается даже сильнее чем ООН.
Проанализировав СНБ США в 21 веке в отношении России мы приходим к выводу, что в момент правления Дж. Буша младшего отношения к РФ заметно ухудшалось, что в итоге привело к кризису в самих американо-российских отношениях, в отличие от Буша Обама придя к власти, придал наиболее важное значение России и попытался реанимировать американо-российские отношения сконцентрировав внимание на сферах имеющих общие точки соприкосновения, практически опустив моменты разногласий. Хотя если внимательно прочитать и попытаться анализировать текст СНБ 2010 то можно заметить, что формулировки в документе весьма двояки, в том смысле что акцент сделан на сотрудничестве и взаимопомощи, но обращая внимание на прошлые разногласия. В итоге мы можем сделать вывод о том, что в соответствии с проанализированными текстами СНБ в 21 веке все таки позиции США в отношении РФ были смягчены и роль России на международной арене возросла. Но ввиду того что США до сих пор являются мировыми лидерами, хотя и теряют позиции, в последнее время разница в отношении США к России выраженная во всех СНБ США в 21 веке едва заметна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСТОЧНИКИ:
1 Стратегия национальной безопасности США. Выступление президента США Джорджа Буша. Вашингтон. 20 сентября 2002 г. / Системная история международных отношений. В 4 т., т. 4. События и документы. 1918-2003 гг. / под ред. А. Д. Богатурова. – М. : Издат. Научный образовательный форум по международным отношениям, 2004. – С. 457–459.
2 Комментарий департамента информации и печати МИД России относительно содержащегося в «Стратегии национальной безопасности США» раздела по России [Электронный ресурс] // МИД России: офиц. сайт. 2011. URL:http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/040215896D97687AC325713700352895 (дата обращения: 20.01.2013).
3 National security strategy of U.S. [ Электронный ресурс ] // U.S. Department of State : офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.state.gov/ docum ents/organization/64884.pdf – 11.03.2012.
4 National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010 [Электронный ресурс] // Правительство Белого дома: офиц. сайт: 2012. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_ viewer/national_secu rity_strategy.pdf
1Стратегия национальной безопасности США. Выступление президента США Джорджа Буша. Вашингтон. 20 сентября 2002 г. С. 457.
2Там же.
3National security strategy of U.S.
4 National security strategy of U.S.
5 Там же.
6 National security strategy of U.S.
7 Там же.
8 Там же.
9 Комментарий департамента информации и печати МИД России относительно содержащегося в «Стратегии
национальной безопасности США» раздела по России [Электронный Актуальность данного исследывания не вызывает сомнения в современных условиях переменны ресурс] // МИД России: офиц. сайт. 2011.URL:http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/040215896D97687AC325713700352895 (дата обращения: 20.01.2013).
10 National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010
11 Там же.