ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Корепанов И.В. 1, Беленкова И.В. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«...Школьники «сожгли» электронный журнал. Одним махом расправились с самим электронным журналом и с сервером, на котором хранились данные…»

Московский Комсомолец № 25781 от 26 октября 2011 г.

Да, сегодня порой ученики учат своих учителей, но все же лишь по некоторым аспектам нашей многогранной жизни. В эпиграфе пример неумелой организации одной из сторон образовательного процесса, что повлекло за собой «непредвиденные» последствия. Но так ли опасно и порой «глупо» внедрять информационные технологии в образовательный процесс школ. Рассмотреть в данном материале все аспекты не имеется возможности, но посмотрим на учебный процесс и возможности использования в нем дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями будем понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [4].

В настоящее время растет количество информации, так необходимое для получения, понимания и усвоения начального, основного и среднего (полного) уровней образования. Обычная школа в рамках классно-урочной системы сегодня уже не может дополнительно расширить образовательную деятельность для каждого учащегося. Поэтому каждый родитель, видя стремление к учебе своего ребенка (а иногда и при отсутствии этого), старается дополнительно «отдать» ученика в другие образовательные учреждения или на занятия в рамках «репетиторства».

Наряду с этим современное оснащение муниципальных образовательных учреждений материально-техническими средствами позволяет без особых затрат увеличить время пребывания ребенка в образовательном процессе за счет его частичной виртуализации или ускорить этот образовательный процесс. Достигнуть этого позволяют информационные технологии, такие как: обмен информацией между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет (рассылка свободной научной литературы, решение практических и самостоятельных заданий и пр.). Для централизованного управления «виртуальным образовательным процессом» используют системы дистанционного обучения (СДО). Эти системы не отменяют традиционную классно-урочную систему, а лишь дополняют её. Примером может быть консультирование по предметам, которое преобладает при обучении дистанционно.

Поддержка классическим образованием инновационных элементов, учет и разумное распределение временных затрат на трудовую и творческую деятельность, делает получение образования привлекательным для большинства обучающихся, способствует накоплению их социально-творческого опыта.

В существующем сегодня подходе к организации учебного процесса, использование дистанционных приемов обучения должно носить системный характер, который охватывает сразу несколько направлений деятельности.

Дистанционное обучение привнесёт в жизнь школы много нового:

  • саму систему дистанционного обучения (например, ПО Moodle, Прометей, E-learning, и т.д.);

  • хранилище данных с поиском, совместным доступом к документам и возможностью их публикации в Интернет (например, на базе сервиса GoogleDocs)

  • средства дополнительного контроля успеваемости учеников (например, на базе ПО Moodle).

  • почтовую систему с персонально настроенными анти-спам фильтрами.

Одна из самых сильных сторон системы дистанционной подготовки школы − это широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов – как между преподавателем и учащимися, так и между самими учащимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

Наряду со сказанным выше, еще одним аргументом в пользу использования дистанционных образовательных технологий в обучении является то, что дистанционные образовательные технологии являются частью приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования» [3].

Процесс информатизации системы образования сегодня предполагает:

Введение информационных ресурсов и технологий в учебный процесс и в организацию внеучебной деятельности.

Введение информационных технологий в процесс управления на всех уровнях системы образования.

Введение механизмов поддержания актуальности информационных ресурсов.

В процессе реализации этого процесса могут возникнуть трудности. В соответствии с приказом Министерства образования и наукиРФ [2] при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».

Работа со школьниками имеет особую специфику. Ведь школьники не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля. Психолог А. Анастази считает [1], что у человека, подготовленного к работе с заданиями тестовой формы, показатели на 11% выше, чем у «новых» тестируемых.

Из всего вышесказанного можно перечислить основные способы использования ДОТ в школе. К ним можно отнести следующие способы:

  1. Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • расширение контингента учащихся;

  • реализация программ дополнительного образования;

  • организация обучения по общеобразовательным программам.

  1. Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

  • заочные туры олимпиад;

  • дистанционные факультативы по различным предметам;

  • дистанционные консультации;

  • дистанционные викторины, конкурсы.

  1. Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

  2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

  3. Организация дополнительных элективных курсов.

  4. Экстернат.

  5. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.

Подводя итог можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса. Однако стоит помнить, что все какие-либо изменения структуры образовательного процесса, особенно «виртуализация» элементов учебной деятельности, требуют особой внимательности и вклада финансовых средств (включая временные).

Литература:

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование: пер. с англ. Книга 1 [текст]. – М.: Педагогика, 1982.

Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Акты федерального органа управления образованием (Минобразования и науки РФ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=13097 (дата обращения: 4.10.2012).

Портал Национального фонда подготовки кадров (НФПК)[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ntf.ru/p1aa1.html (дата обращения: 4.12.2012).

Статья 32, пункт 5 Федерального Закона «Об образовании»: Закон Российской Федерации «Об образовании» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95866 (дата обращения: 4.12.2012).

Просмотров работы: 9724