Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно развиваются познавательные способности, формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Именно поэтому необходимо объединение усилий науки и практики в решении проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Часть авторов под толерантностью понимают основополагающее личностное качество и принцип взаимоотношений в обществе, способствующее успешной социализации, подразумевающей усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности [1].
При разработке самой технологии мы опирались на определение С.Д. Полякова. Он считает, что технология - это система приемов, направленная на решение отдельных типов задач, относительно законченная часть методики и в то же время, как и действие,- самостоятельное явление, способное встраиваться в различные методики [2].
Анализ психолого-педагогической литературы, результатов обследования уровня сформированности толерантности у детей позволил нам разработать технологию по данной проблеме.
Технология формирования толерантности у старших дошкольников включает 4 блока:
Целевой;
Методический;
Содержательный;
Диагностический.
Целевой блок содержит цели и задачи.
Целью нашей экспериментальной работы является формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать технологию взаимодействия с детьми по формированию у них толерантности;
Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам формирования толерантности у старших дошкольников;
Провести диагностирование детей старшего дошкольного возраста на предмет агрессивности, и выявления уровня сформированности у них толерантности.
Методический блок. Для успешной реализации разработанных целей и задач мы опирались на следующие принципы, которая выделила Капустина Р.И. [3]:
1.Доступность информации возрасту ребёнка;
2.совпадение интересов ребёнка с общечеловеческими;
3. формирования толерантности в разных блоках педагогического процесса (блок учебной деятельности, совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей);
4. учет уровня толерантности и агрессивности детей.
Содержательный блок включает следующие формы работы по формированию толерантности у старших дошкольников:
Игровая образовательная ситуация, направленная на побуждение детей к толерантному поведению. Данная форма строится на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Проведение тематические праздников, дней и недель: день вежливости, день прав ребенка, день добрых дел, мы помощники и т.д.
Чтение художественной литературы. Для чтения используются сказки разных народов мира: « Воробей и лиса» (болгарская сказка), «Обезьяна и конфета» (бразильская сказка), «Дедов совет» (латышская сказка).
Проведение подвижных игр: «Щит и меч», «Тень», «Стрекоза», «Обзывалки», «Доброе животное», «Рыбачёк и рыбки», «Охотники», «Горелки», «Повелитель лунки», «Воробьи попрыгунчики», «Ловишки» или «Перебежки».
Реализация работы по решению второй поставленной задачи заключается в том, что профессиональная компетентность педагогов рассматривается, как их готовность внедрить технологию в работу. С целью повышения компетентности педагогов была разработана система работы, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Система работы по повышению компетентности педагогов по реализации технологии «Формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
№ п/п |
Задачи |
Мероприятия |
1. |
Дать педагогам теоретические знания об особенностях формирования толерантности у дошкольников. |
|
2. |
Обучить педагогов практическим умения работы с детьми по формированию у них толерантности. |
|
Диагностический блок
Для выявления эффективности данной технологии было проведено диагностирование детей старшего дошкольного возраста на предмет агрессивности, и выявления уровня сформированности у них толерантности. Для реализации данной задачи использовались следующие диагностические методики:
1. Детский апперцептивный тест «Тигр и обезьяна» и «Семья обезьян»;
2. Методика О.А. Овсянниковой сформированности толерантного отношения детей к другим детям [4];
3. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» [5].
Таким образом, мы описали технологию, ее содержание, отобразили пути ее реализации, обозначили использованные средства работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, с привлечением в развитие этого процесса педагогов.
Список использованной литературы:
1. Кузнецова, В.Г. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх/ В.Г.Кузнецова; О.А. Федулова// Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска.- Магнитогорск, 2009.-С.144-147.
2. Шепилова, Н.А. Инновационные технологии дошк. образ: Учеб. метод. пособие. – Магнитогорск. Изд-во «МаГУ», 2011.-83 с.
3.Капустина, Р.И. Воспитание познавательной активности // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тезисы докладов науч.-метод. конференции. - Шад-ринск, 1992.-С. 99-101.
4. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – 2 -е изд. испр. и доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 161с.
5. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений/ Р.С. Немов – 4-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-631с.