ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тарасова Е.П. 1, Степанова Н.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет Факультет дошкольного образования Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. В связи с этим, в последнее время в нашей стране на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для свободного развития общества и государства в целом (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно развиваются познавательные способности, формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Именно поэтому необходимо объединение усилий науки и практики в решении проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Часть авторов под толерантностью понимают основополагающее личностное качество и принцип взаимоотношений в обществе, способствующее успешной социализации, подразумевающей усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности [1].

При разработке самой технологии мы опирались на определение С.Д. Полякова. Он считает, что технология - это система приемов, направленная на решение отдельных типов задач, относительно законченная часть методики и в то же время, как и действие,- самостоятельное явление, способное встраиваться в различные методики [2].

Анализ психолого-педагогической литературы, результатов обследования уровня сформированности толерантности у детей позволил нам разработать технологию по данной проблеме.

Технология формирования толерантности у старших дошкольников включает 4 блока:

  • Целевой;

  • Методический;

  • Содержательный;

  • Диагностический.

Целевой блок содержит цели и задачи.

Целью нашей экспериментальной работы является формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать технологию взаимодействия с детьми по формированию у них толерантности;

  2. Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам формирования толерантности у старших дошкольников;

  3. Провести диагностирование детей старшего дошкольного возраста на предмет агрессивности, и выявления уровня сформированности у них толерантности.

Методический блок. Для успешной реализации разработанных целей и задач мы опирались на следующие принципы, которая выделила Капустина Р.И. [3]:

1.Доступность информации возрасту ребёнка;

2.совпадение интересов ребёнка с общечеловеческими;

3. формирования толерантности в разных блоках педагогического процесса (блок учебной деятельности, совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей);

4. учет уровня толерантности и агрессивности детей.

Содержательный блок включает следующие формы работы по формированию толерантности у старших дошкольников:

  • Игровая образовательная ситуация, направленная на побуждение детей к толерантному поведению. Данная форма строится на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

  • Проведение тематические праздников, дней и недель: день вежливости, день прав ребенка, день добрых дел, мы помощники и т.д.

  • Чтение художественной литературы. Для чтения используются сказки разных народов мира: « Воробей и лиса» (болгарская сказка), «Обезьяна и конфета» (бразильская сказка), «Дедов совет» (латышская сказка).

  • Проведение подвижных игр: «Щит и меч», «Тень», «Стрекоза», «Обзывалки», «Доброе животное», «Рыбачёк и рыбки», «Охотники», «Горелки», «Повелитель лунки», «Воробьи попрыгунчики», «Ловишки» или «Перебежки».

Реализация работы по решению второй поставленной задачи заключается в том, что профессиональная компетентность педагогов рассматривается, как их готовность внедрить технологию в работу. С целью повышения компетентности педагогов была разработана система работы, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Система работы по повышению компетентности педагогов по реализации технологии «Формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

№ п/п

Задачи

Мероприятия

1.

Дать педагогам теоретические знания об особенностях формирования толерантности у дошкольников.

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

  • Проведение консультаций и семинаров по темам: «Воспитание основ толерантности у дошкольников», «Проблема формирования толерантности в современном мире».

2.

Обучить педагогов практическим умения работы с детьми по формированию у них толерантности.

  • Просмотр открытых занятий с применением педагогических средств по формированию толерантности у старших дошкольников.

  • Разработка программированного упражнения, способствующего повышению уровня компетентности педагогов по вопросам формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностический блок

Для выявления эффективности данной технологии было проведено диагностирование детей старшего дошкольного возраста на предмет агрессивности, и выявления уровня сформированности у них толерантности. Для реализации данной задачи использовались следующие диагностические методики:

1. Детский апперцептивный тест «Тигр и обезьяна» и «Семья обезьян»;

2. Методика О.А. Овсянниковой сформированности толерантного отношения детей к другим детям [4];

3. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» [5].

Таким образом, мы описали технологию, ее содержание, отобразили пути ее реализации, обозначили использованные средства работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, с привлечением в развитие этого процесса педагогов.

Список использованной литературы:

1. Кузнецова, В.Г. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх/ В.Г.Кузнецова; О.А. Федулова// Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска.- Магнитогорск, 2009.-С.144-147.

2. Шепилова, Н.А. Инновационные технологии дошк. образ: Учеб. метод. пособие. – Магнитогорск. Изд-во «МаГУ», 2011.-83 с.

3.Капустина, Р.И. Воспитание познавательной активности // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тезисы докладов науч.-метод. конференции. - Шад-ринск, 1992.-С. 99-101.

4. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – 2 -е изд. испр. и доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 161с.

5. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений/ Р.С. Немов – 4-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-631с.

Просмотров работы: 3722